В последние годы у поклонников аркадных автогонок на ПК было мало поводов для радости. Флагман жанра — серия Need For Speed — обветшал, дал течь и начал медленно тонуть.
последние годы у поклонников аркадных автогонок на ПК было мало поводов для радости. Флагман жанра — серия Need For Speed — обветшал, дал течь и начал медленно тонуть. Достаточно посмотреть на три последние игры NFS, чтобы убедиться в этом. Так, NFS: Carbon — блеклый, невзрачный клон предшественников; вышедшая в 2007 г. ProStreet воплотила в себе непонятные эксперименты с реализмом и кольцевыми гонками и, наконец, прошлогодняя Undercover — вообще катастрофа и претендует на звание «Главное разочарование 2008».
Ситуация усугублялась еще и тем, что все попытки конкурентов задвинуть детище EA Black Box раз за разом проваливались. И пока счастливые обладатели консолей придирчиво выбирали из Project Gotham Racing 4, Gran Tourismo 4 или Burnout 3, «персональщикам» оставалось только кусать локти от досады.
Не успели игроки прийти в себя после новогодних праздников, как их тут же осчастливили «приятной» новостью: боссы всемогущей Electronic Arts крайне недовольны провалом NFS: Undercover, поэтому разработка следующей игры серии «будет приостановлена». Сразу же поползли слухи: «Need for Speed умер!». Разъяснения EA лишь усиливали неразбериху— крупнейший мировой издатель то сетовал на трудности, связанные с экономическим кризисом, то обещал выпустить следующий NFS аж в нескольких версиях, то намекал, что серия будет заморожена на неопределенный срок… В общем, ясно, что ничего не ясно!
Вот в это, прямо скажем, непростое время и появилась на прилавках магазинов «темная лошадка» — Burnout Paradise: The Ultimate Box. Впрочем, сказать «появилась» будет неправильно, скорее она «ворвалась» на прилавки. Ребятам из Criterion Games удалось сотворить такое, что все предшествующие аркадные «покатушки» кажутся пресными и унылыми. Как же им это удалось?
Добро пожаловать в Paradise-City
Однажды великий Микеланджело сказал, что изваять скульптуру очень просто: берешь кусок камня и отсекаешь все лишнее. Не уверен, что создатели Burnout вдохновились примером мастера эпохи Возрождения, но упомянутый закон творчества им явно близок.
Вот, например, такой момент, как ремонт поврежденного автомобиля. Как это делалось раньше? Игрок заходил в какие-то меню, на чем-то там тыкал, потом выходил оттуда… «Все это долго и нудно», — решили в Criterion. Отныне достаточно найти ремонтную мастерскую и просто проехать под вывеской Repair. В результате автомобиль как новенький! Более того, если вам случайно повезло и маршрут гонки пролегает мимо автомастерской, то можете отремонтировать «железного коня», не прерывая заезд. Просто приняли к обочине, проехали под указателем… и мчитесь дальше. Ну, конечно, пару-тройку секунд потеряете, но не более того.
И во всем остальном разработчики придерживаются того же принципа: ничто не должно отвлекать игрока от безостановочного, непрерывного получения удовольствия. Мучительный выбор из 1001 одинакового бампера, по недоразумению называемый «тюнингом автомобиля»? Какой вздор! Множество схем окраски в стиле «то же самое, но с перламутровыми пуговицами»? Долой! Пафосные ролики, поставленные и срежиссированные на уровне колхозной самодеятельности? И их вы здесь не увидите. Только педаль газа, только дорога, только соперники — вот что должно занимать игрока.
В борьбе с «лишним весом» создатели Burnout покусились на святое: из игры была вырезана… денежная система! Теперь машины можно получить, лишь выигрывая гонки. И это совершенно правильно — раньше деньги, заработанные победами, тратились либо на обновление автопарка, либо на многочисленные «запчасти и аксессуары». А после того как ненужные финтифлюшки отправились на свалку истории, зачем было оставлять какие-то виртуальные денежные премии? Чтобы игрок потратил лишнее время, заходя в «магазин»?
Стоит отметить и присущее Criterion специфическое чувство юмора. Мало выиграть гонку и открыть доступ к новому транспортному средству. Чтобы получить «железного коня» на руки, надо еще отыскать аналогичную машину на улицах Paradise-City и… разбить ее вдребезги! И тогда вы можете смело ехать на свалку (!!!) и получать своего «красавца» на руки. Кому как, а мне после высосанного из пальца пафоса NFS очень даже понравился такой стеб.
Бойня №1
Игровые режимы стандартны: «Гонка», «Заезды на время», «Охота», «Побег», «Автотрюки», называемые здесь «Экстримом»… Все перечисленное вроде бы уже было у предшественников. Однако есть существенная разница, и заключается она в том, как именно это подается в Burnout.
Возьмем, к примеру, «Побег». Здесь в принципе невозможно стряхнуть с хвоста преследователей, хоть весь город разнеси. Последние на «мустангах» черного цвета будут непрерывно возрождаться и держать вас в напряжении до самого финиша. А уж как они умеют подрезать и таранить, — просто загляденье! Не советую вам с ними в этом соревноваться, лучше положитесь на скорость своей машины.
Режим «Охота» в полной мере позволяет игроку удовлетворить свои деструктивные наклонности. Подрезать соперника, размазать его по ограждениям, толкнуть на встречную полосу — выбор за вами. Наивысшим шиком будет отправить жертву в красивый полет до ближайшей стенки. А чтобы игрок мог насладиться плодами трудов своих, в ход идут кинематографические приемы: каждое столкновение показывается с внешней камеры, да еще и в замедленной съемке. Невидимый оператор выбирает самые эффектные ракурсы, буквально смакуя кадры разрушения автотранспортных средств. Отлетевшие колеса, двери, крышка капота, «брызги» стекла — все прилагается. Описывать это словами бесполезно, лучше увидеть самому!
Ну и «Экстрим» — по моему мнению, вершина игры, квинтэссенция аркадных гонок от Criterion. Традиционные дрифт, полицейский разворот и заезды по встречной? «Все это пошло и обыденно!» — решили разработчики. Как вам понравится, например, «бочка» в пять оборотов? На фоне этого даже прыжки через разведенные мосты как-то меркнут… Да, и не нужно забывать, что цель в «Экстриме» — набрать определенное количество очков за очень короткий промежуток времени. В результате игрок буквально вынужден «собирать» на своем пути всевозможные трамплины, препятствия, рекламные щиты, за разрушение которых начисляются дополнительные бонусы. Сумасшедший, бешеный драйв!
Пара слов об «обычных» гонках. Можно взять машину побыстрее и выиграть за счет чистой скорости, а можно — покрепче, и, раскидывая конкурентов по обочинам, более-менее спокойно прикатить к финишу первым. Так что каждый волен пробиваться к победе так, как ему нравится.
Кстати, о машинах. Создатели игры решили не заморачиваться с получением лицензий от автопроизводителей, и потому все авто в ней выдуманные. Правда, эти фантазии имеют настолько характерный вид, что не составляет никакого труда опознать привычные BMW, Honda или Toyota. А уж американские muscle-cars воспроизведены так тщательно, что экранами из игры можно иллюстрировать соответствующие книги… Конечно, никуда не делось и фирменное чувство юмора Criterion. Один только расписанный какими-то совершенно дикими узорами Porsche Cayenne чего стоит!
А для тех, кому наскучат четыре колеса, разработчики Burnout приготовили сюрприз: мотоциклы. Байков, правда, всего четыре, да и игровых режимов для них маловато… Но ничего, подождем дополнений. Думаю, в них и двухколесных «коней» добавится, и участки города, «заточенные» специально под мотогонки, появятся.
Конфетка для глаз
Если учесть, что Burnout Paradise портирована с консольной игры годичной (!) давности, следует отметить, что она выглядит великолепно. Конечно, разработчики немного слукавили, пообещав полностью переработать внешний вид ПК-версии. Видно, что слегка повысилось разрешение текстур, где-то улучшились эффекты, изменились светофильтры в сценах аварий… Проблема в том, что если у вас монитор с диагональю менее 22 дюймов, то вы этого скорее всего и не заметите.
А вот работа по оптимизации «движка» игры с консолей на персоналки видна сразу. Получить на средненькой по современным меркам конфигурации стабильные 60 кадр/с при разрешении 1280×1024 точки — великолепный результат! Слишком часто мы в последнее время видим игры, которые до первого-второго исправления просто «плавят» мощные процессоры и видеоплаты…
Особо стоит отметить работу гейм-дизайнеров Criterion. Вроде бы Paradise-City невелик — всего 30 км2, но ощущения тесноты или однообразия совершенно не возникает. Каждый из районов обладает особенным колоритом, собственной цветовой гаммой. Буквально за 10 мин игрок волен переместиться из бетонных джунглей городского центра в покрытые туманом живописные предгорья или устроить себе турпоездку вокруг большого озера, раскинувшегося между городом и горами… Да, все отрисовано так здорово, что иногда хочется плюнуть на гонки, очки, секунды и просто покататься, неторопливо обозревая окрестности!
Стенка на стенку!
Игра полностью раскрывает свои достоинства в онлайн-режиме. Например, мотоциклы, которым в «одиночке» явно не хватает применения, в мультиплеере оказываются еще как востребованными! Да и как может быть по-другому, ведь гонки с живыми соперниками — это особенное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Могу сказать только одно: в онлайне на трассах творится настоящий ад! Пять минут, потраченные на регистрацию соединения, — и вы уже кидаетесь в самую гущу автомобильного боя… Желаете понять, что ожидает вас в многопользовательской игре? Умножьте ощущения от одиночных заездов на 10. Представили? Тогда почему вы все еще читаете эту статью?
Примечательно то, что сетевая составляющая Burnout, похоже, вылизана по максимуму. Я пробовал играть и в Интернете, и в локальной сети — всякий раз загрузка происходила быстро, и проблем не возникало. Значит, и здесь разработчики остаются верны себе: ничто не должно отвлекать от наслаждения игрой. Очень правильный подход, тут есть чему поучиться даже таким грандам, как Rockstar и Microsoft.
На фоне полноценных сетевых ристалищ режим Burnout Party, в котором несколько игроков выполняют различные задания, действуя по очереди, смотрится как любопытная, но в общем-то не особо нужная забава, легкое развлечение на один вечер… Впрочем, пробуйте, возможно, вам понравится.
Откровение от Criterion
Если вкратце, то диагноз сейчас будет таким: если вы ждали «настоящий» Need for Speed,— покупайте Burnout Paradise. Я практически уверен в том, что через полтора-два года появится продолжение игры. Компании Criterion удалось сотворить небольшое чудо: одним прыжком они превзошли Need for Speed, «перезагрузив» жанр аркадных гонок. Проблема может возникнуть только одна: такой успех очень трудно, почти невозможно повторить. Но… будем надеяться на талант разработчиков! А там посмотрим, что выйдет в итоге.
Да, и еще одна пикантная деталь. Издателем Burnout Paradise является… да-да, та самая Electronic Arts! Будем ждать в 2010-м новую NFS, разработанную студией Criterion? Было бы здорово, как мне кажется…
Burnout Paradise: The Ultimate Box
Системные требования: Pentium 4-2800, 1-Гбайт ОЗУ (для Windows XP Service Pack 2), Pentium 4-3200, 1,5-Гбайт ОЗУ (для Windows Vista), 3D-видеоускоритель, совместимый с DirectX 9.0c и поддерживающий пиксельные шейдеры версии 3.0, 8Х-дисковод DVD, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c, 4 Гбайт свободного дискового пространства, мышь. Для регистрации лицензионной копии игры требуется соединение с Интернетом, а для игры через Сеть — широкополосное соединение со скоростью передачи данных 512 кбит/с или выше. При использовании EA Download Manager необходимо 8,16 Гбайт дополнительного дискового пространства для временных файлов установки. Программа работает в среде Windows 9x/Me/XP SP2/Vista.
Разработка: Criterion Games
Издание: Electronic Arts