Теперь на повестке дня стоит повышение эффективности использования сайта, чаще всего называемое его продвижением в Сети, для чего применяют наиболее распространенную в ней технологию поиска информации, а именно механизм помещения имени сайта в первых строках отчета по результатам поиска в ответ на пользовательский запрос. Когда же в Сети запахло большими деньгами за размещаемую там рекламу, то за ними выстроились в очередь владельцы сайтов. Начался этап оптимизации сайтов, или эффективного, с точки зрения их владельцев, построения очереди. Поиск таких моделей, в рамках которых проводится оптимизация, привел к повышению внимания при оценке качества работы сайтов, что способствовало развитию соответствующих аналитических методов и программных продуктов. Естественно, все это послужило стимулом для издания книг, посвященных проблемам аналитики веб-сайтов.
Компьютерное издательство «Диалектика» выпустило две работы по данной тематике — В.С. Гусева «Аналитика веб-сайтов» с подзаголовком «Использование аналитических инструментов для продвижения в Интернет» в серии «Практика реального бизнеса» и книгу Джерри Ледфорда и Мэри Тайлер «Google Analytics 2.0: анализ веб-сайтов», переведенную с английского языка и предназначенную для пользователей аналитического сервиса.
Полагаю, что работа В.С. Гусева заинтересует владельцев или менеджеров компаний, использующих Интернет для рекламы или продаж. Она поможет овладеть терминологией и облегчит взаимопонимание с сисадмином, веб-мастером и специалистом, занимающимся оптимизацией сайта. Кроме того, описанные в книге программы — анализаторы логов и счетчики посещений имеют множество возможностей, о которых следует знать, чтобы уметь ими пользоваться для эффективного ведения бизнеса, а также для контроля за деятельностью сотрудников, в том числе временно нанимаемых для оптимизации сайта. Помимо того, эти сведения помогут более полно согласовать работу сайта с целями компании.
В первой части книги приведены пояснения к тем моделям работы сайта, которые анализируются. Это делается с помощью серверов статистики и автономных программ–анализаторов, позволяющих посчитать количество посетителей сайта и изучить журналы записей (логи) о посещениях.
Дан краткий обзор популярных внешних счетчиков: Rambler’s TOP 100, Рейтинг@mail.ru, SpyLOG, HotLOG и др., а также рекомендации, какой счетчик посещений стоит выбрать. Рассказано и о нескольких анализаторах логов: The Webalizer, WebLog Expert, SpyLOG Flexolyzer, AWStats и проч. Рассмотренная в книге модель посещаемости сайтов содержит информацию об общей посещаемости и посещаемости хостов, о посетителях, сессиях, хитах (показах), просмотрах (и их глубине) и загрузках, а также об аудитории посетителей, источниках, рейтингах страниц сайта и технических параметрах.
Во второй части книги В.С. Гусева описана работа со счетчиком статистики, устанавливаемым на страницы пользовательского сайта с портала LiveInternet. Этот счетчик реализован как услуга по доступу к статистике своего сайта и основным элементам страниц с отчетами. С его помощью можно получить информацию по ряду срезов ее содержания: о посещаемости сайта, об аудитории пользователей, о популярности страниц сайта компании, о том, как его найти и откуда приходят посетители, а также о технических параметрах (например, какие браузеры и ОС использовались) и информационных срезах вместе с экспресс-аудитом.
В третьей части рассмотрен анализатор логов. При этом автор обсуждает работу бесплатно распространяемой программы Webalizer 2.01-10 и показывает, как можно получать с ее помощью разнообразные аналитические отчеты.
Книга В.С. Гусева отличается ясным стилем изложения, наличием глоссария, дающего представление об используемых терминах, и хорошей полиграфией. Полагаю, она заинтересует широкий круг читателей, от интернет-новичков и учащихся до профессионалов и преподавателей.
Работа «Google Analytics 2.0: анализ веб-сайтов» отличается от книги В.С. Гусева и объемом, и предназначением, и корпоративной привязанностью к идеологии, развиваемой компанией Google.
Как пишут Д. Ледфорд и М. Тайлер, иметь статистику веб-сайта — это одно, а то, что она означает и что с ней делать, — совсем другое. Их книга про Google Analytics посвящена аналитическим средствам, позволяющим разобраться с тем, насколько эффективны сервисы на пользовательском веб-сайте. В основу модели данных, получаемых с веб-сайта и используемых для статистического анализа, в отличие от других моделей, рассматривающих для этой цели исключительно журналы записей (логи), как это делает, к примеру бесплатная программа AWStats, продукт Google Analytics 2.0 полагается на данные из файлов cookies и коды JavaScript (в книге называемые сценариями). Это позволяет в результате анализа получать не только более детальную информацию, но и интегрировать ее для оценки различных видов функционирования веб-сайта.
Восемь частей данной книги посвящены разъяснению проблем аналитики, в частности связи различных моделей данных для нее, а также работе с продуктом Google Analytics, а именно его настройке, панелям и всем видам отчетов, включая отчет об электронной торговле.
Д. Ледфорд и М. Тайлер также описывают взаимодействие услуги Google AdWards по охвату поставщиков контекстной рекламы с продуктом Google Analytics.
Обстоятельно изложенный материал должен привлечь внимание даже более широкого круга читателей, чем тот, которому предназначают свою книгу авторы.