Издательство «Добрая книга» выпустило книгу Джона Бэттелла «Поиск». Наряду с сочинением панегирика в честь компании Google автор попытался разобраться в сетевом феномене по имени «поиск» в более широком смысле, чем просто технология. Цитатой из Рейми Стата, разработчика из Силиконовой долины: «…поиск стал метафорой поведения пользователя Сети», — Д. Бэттелл охарактеризовал свой собственный интерес к этому феномену.
В начале книги в главе «База данных о намерениях» автор приводит аргументацию в пользу того, что ее тема отражает материальную культуру и представляется важной для понимания интерфейса «человек — машина», точнее, его роли для пользователя в информационном пространстве, и, разумеется, понимания того, что есть искусственный интеллект.
Далее следует весьма полезное обсуждение роли задаваемых вопросов в процессе получения нужной информации при контакте пользователя с любым, не обязательно сетевым, информационным ресурсом. Ссылаясь на свой журналистский опыт репортера, описывающего что-либо, Д. Бэттелл задавался обычно пятью тематическими вопросами: кто, что, где, зачем и когда. Правда, в
дальнейшем он добавил к ним: как и кто на этом заработал деньги и сколько. Интересно, что, следуя Вольтеру, утверждавшему: «О человеке должно судить по его вопросам, а не по его ответам», — Д. Бэттелл формирует словесный портрет пользователя, полезный при технологической организации поиска и важный при создании его универсальной модели.
Полагаем, что многие читатели с удовольствием юных историков познакомятся с содержанием главы «Поиск до Google», в которой, правда, поиск рассматривается исключительно в контексте событий начиная с 90-х годов прошлого века.
Блок глав книги содержит материал о сегодняшнем и завтрашнем днях компании Google. И пожалуй, наиболее интересно в нем данное автором представление об организационных шагах, направленных на сохранение работоспособности компании в условиях преуспевания, когда формируются новые стимулирующие отношения между работодателями и исполнителями, позволяющие не утратить заинтересованность в труде и возможность решения текущих, как правило, все более трудных задач.
Наконец, завершается книга знакомством с идеальным поиском. После констатации того факта, что проблема поиска по-прежнему далека от разрешения (говорится даже о всего 5% задач, которые поддались разработчикам), Джон Бэттелл пытается дать читателям представление об идеальном поиске. Он утверждает, что поиск прежде всего должен быть возможным не только в сети на ПК, но и на мобильных устройствах (что, впрочем, уже случилось). Таким образом, поиск становится всеобщим. Далее, в качестве поисковых объектов должны выступать не только тексты, но и другие образы: фото- и видеоизображения и т.п. Более того, должен быть реализован поиск по так называемой невидимой сети (например, вашей собаки с встроенным тем или иным способом чипом).
Затем, очень важной ступенью в развитии поиска должен быть учет интересов пользователя, которого необходимо выделять в потоке всех других «кликов». И вообще, похоже, что поиск станет новой формой интерфейса.
Разумеется, важнейшим направлением развития поиска является его смысловая составляющая и превращение ее в технологические решения. Это требует разработки не только моделей поиска в виде семантических сетей. Джон Бэттелл описывает увлечение блогами, в определенной степени повышающее эффективность поиска, и технологию от корпорации IBM под названием WebFountain, которая повышает качество поиска за счет использования некоторых контекстных связей. Эта технология включает не только ПО, но информационное обеспечение, позволяющее вести учет контекстных связей, а объем работы по поиску таков, что для этого требуются суперкомпьютеры.
В работе также описаны возможности совершенствования поиска за счет использования интегрированной и доменной структуры Сети.
В заключение следует сказать, что круг читателей книги весьма широк, от обычных «юзеров» до специалистов. Что касается замечаний, то главное из них связано с выбором временного интервала для рассмотрения этого феномена. Он
существенно шире и охватывает время начиная с 60-х годов прошлого века, когда активно разрабатывалась идеология автоматизированных библиотечных систем. В частности, контекстная зависимость поиска была реализована, например, в системах МАГАТЭ в Вене и ЦНСХБ в Москве. Кроме того, в книге обойдена вниманием такая важная характеристика поиска, как его полнота.