Писать о графических программах очень интересно и увлекательно. И если вы думаете, что тема эта исчерпывается описанием пары основных программ, то глубоко ошибаетесь. Ведь что ни год на рынке программ для компьютерного рисования появляется какая-нибудь удивительная новинка, о которой невозможно не рассказать! А когда и поток новинок исчерпывается, наступает время очередных версий любимых программ. Появившиеся в них новшества тоже требуют непременного описания. И в конечном итоге эти обзоры приобретают отдаленное сходство с дарвиновской спиралью развития мира. Не самая скромная, но вполне оправданная ассоциация.
Но прежде чем долгожданные версии Adobe Creative Suit удостоятся нашего внимания, обратимся к менее известным, но не менее симпатичным программам. Сегодня речь пойдет о программе Autodesk Sketchbook Pro 3.0.
Спешу оговориться, что за последние годы произошла некая эволюционная смена процессоров и операционных систем. Она повлекла за собой определенную реконструкцию уже зарекомендовавших себя программ, имевшую целью придать им соответствие новым техническим условиям. Маркетинговые отделы фирм, производящих программное обеспечение, пользуясь случаем, не преминули добавить к номеру версии по единичке. Таким образом, обращаясь к предмету сегодняшнего обзора, не будем заострять внимания на том, «что нового» появилось в версии +1. Хотя бы по той причине, что до сих пор мы еще ни разу об этой программе не говорили.
Но сначала — краткая история ее появления. Дело в том, что Sketchbook была разработана фирмой Alias, которая прочно зарекомендовала себя на рынке трехмерных программ. Почему разработчики 3D вдруг решили создать 2D-программу? Когда Sketchbook появилась на рынке, было ощущение, что она стала результатом конверсии каких-то внутренних плагинов трехмерных пакетов. А надо сказать, что слово sketchbook в переводе означает «альбом для набросков или эскизов». И действительно, с помощью этой программы делать эскизы невероятно удобно.
Она не претендует на роль «профессионального эмулятора» или «самого совершенного обрабатывателя фотографий». Тем не менее так хорошо выглядит и настолько функциональна и проста в работе, что это оценили не только «трехмерщики». Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт http://aliasdesign.autodesk.com/ и посмотреть примеры работ, выполненных с помощью Autodesk Sketchbook Pro.
Сегодняшняя версия программы практически не претерпела внешних изменений, однако размер дистрибутива увеличился в несколько раз, что свидетельствует о серьезной работе разработчиков. За несколько лет существования она не только не канула в Лету, но, наоборот, приобретает все больше сторонников. Значит, разработчики правильно уловили чаяния цифровых художников. И это сегодня, когда, казалось бы, невозможно придумать ничего нового в «матриархальной» области программ двухмерного рисования.
Однако пора от эпитетов переходить к конкретным примерам. Для начала имеет смысл скачать с сайта autodesk.com trial-версию Autodesk Sketchbook Pro, поскольку, согласитесь, гораздо эффективнее один раз попробовать что-то самому, нежели читать об этом в обзорах и рассматривать картинки.
Прежде всего перед вами предстает интерфейс, который поражает своим минимализмом. Все, к чему вы привыкли, давным-давно работая над созданием изображений, здесь деликатно проигнорировано. Вместо панелей и выпадающих меню — белое поле и дуга с несколькими инструментами. Однако и это не предел минимализма! При желании и соответствующей подготовке и такую панель инструментов можно убрать с экрана, чтобы сосредоточиться не на интерфейсных нюансах, а на том, ради чего и написана эта программа, — на творчестве.
Инструменты для рисования и стирания несколько разочаруют искушенных компьютерных художников: современные программы требуют более контролируемого набора. Выход есть: значок f открывает другую панель рабочих инструментов — она куда нагляднее. Здесь же можно развернуть панель настройки выбранного инструмента, но ассортимент параметров оставляет желать лучшего. Системная палитра цветов открывается при нажатии на значок g. А два последних h отвечают за undo/redo.
Управление же этой панелью неподготовленным пользователям может показаться несколько странным. Вы нажимаете на значок и затем «тянете» вектор на требуемый элемент. Эти приемы — «семейный» признак трехмерных программ. Однако сомнения в рациональности такого метода рассеиваются довольно быстро.
Как бы ни хотелось рассказать про Autodesk Sketchbook Pro еще что-нибудь, вынужден признаться: это все!
Остается только упомянуть несколько важных нюансов работы со слоями. Начнем с того, что методы наложения слоев (Multiply, Overlay и т.д.) — пока дело будущего. Зато все ваши слои будут совместимы с Adobe Photoshop. И напоследок об одной едва ли не самой важной функции при работе со слоями в Sketchbook. Вы имеете возможность не только подписывать названия слоев, но и «рисовать» эти названия! Надо только иметь в виду, что такая уникальная форма наименования слоев пока, к сожалению, не понимается никакой другой программой.
* * *
Таким образом, можно с уверенностью утверждать: при всем удобстве и ненавязчивости Sketchbook — идеальный инструмент решения задач того минимального уровня, для которых и создана эта программа! Но к великому сожалению, прежде чем потеснить лидеров рынка графических приложений, она обязана научиться чему-то большему. А это скорее всего приведет к утрате изящества и легкости, благодаря которым программа Alias Sketchbook Pro стала предметом нашего внимания! К счастью, в третьей версии Sketchbook тенденции к утрате этой легкости пока не наблюдается.
Об авторе
Олег Тищенков — иллюстратор Студии Лебедева.