В России 3 октября в полночь стартовала продажа сотового телефона Apple iPhone 3G. Думаю, наивно обсуждать вопрос, приживется ли он у нас.
Для запуска в России было выбрано второе поколение iPhone с говорящим названием 3G. По сути сети третьего поколения только разворачиваются в нашей стране, и потому не это стало для операторов главным доводом, чтобы взяться за продажи американского телефона. Надо сказать, что сейчас сложилась необычная ситуация: операторы «Билайна», МТС и «МегаФона» самостоятельно закупают телефоны у Apple, а затем реализуют среди партнеров на территории России. Почему же они пошли на это?
Первоначальные вложения
Надо сказать, что основное внимание привлекают не только известные контрагенты сделки, но и широкая рекламная кампания, сопровождающая выход iPhone 3G. Москву буквально залепили плакатами и связали растяжками этих трех операторов. Причем лишь «МегаФон» последовал всем привычной схеме субсидирования телефона: 8-Гбайт модификация iPhone 3G в тарифе Е стоит всего 49 руб., но его владельцам придется платить по 2800 руб. в месяц за аренду телефона и в качестве абонентской платы. В семействе тарифов SIM компании МТС новенький iPhone 3G обойдется всего в 5990 руб., однако придется сразу затратить еще 17 010 руб. на услуги связи. Исключением опять-таки станут абоненты с оговоренным уровнем затрат на сотовую связь за последние полгода. Но и здесь наименьшая абонентская плата составит 1490 руб. в месяц. Недешево. «Билайн» не стал мудрить с субсидированием, но предложил тарифы «Яблочный фреш» с возможностью для владельцев iPhone бесплатно получать каждый второй месяц обслуживания.
Итог один -- дешевых iPhone 3G в России не будет. Собственно, такое нам не впервой, ведь фирма Apple всегда продает у нас свои продукты дороже, чем на родине. Однако операторы знали, на что соглашались. Интересно, почему?
Плата за бренд и технологии
Чтобы оценивать стоимость iPhone 3G, надо сравнивать ее не с американской, а с нашей. Серые телефоны Apple первого поколения реализовывались в нашей стране за 600 -- 1000 долл. За модель второго поколения из неофициальной поставки просили больше 1000 долл., так что новинка хотя и не стала дешевой, все же ее цена не шокирует. Но окупится ли массированная реклама?
Татьяна Зверева, начальник отдела по связям со СМИ ОАО «МегаФон», объяснила, что рекламная компания была совместной акцией (с компанией Apple -- Прим. ред.), однако не уточнила, насколько вложился каждый из участников. Светлана Анурова, руководитель службы по связям с общественностью «Вымпелкома», заметила, что ее проведение входит в условия контракта. И все три оператора сообщили, что не могли пропустить продажи такого инновационного продукта. Во-первых, потому, что нельзя позволить конкуренту получить такой мощный имиджевый козырь. Пусть iPhone 3G и не столь технологичен, как пытаются представить операторы (российская модель не способна работать даже в качестве 3G-модема), зато известен своим дизайном, сенсорным интерфейсом, и главное, -- производителем. Во-вторых, технологическая сторона все же неплоха. Добавился популярный GPS, а сети 3G скоро смогут использовать и москвичи, по крайней мере Владимир Рябоконь, руководитель столичного сегмента сети "Билайн", спрогнозировал включение сетей третьего поколения в Москве до конца года, правда, только внутри помещений.
Татьяна Зверева отметила, что наряду с прямыми продажами «МегаФон» планирует получить прибыль от сопутствующих услуг. Думаю, это в полной мере относится и к двум другим операторам. В большинстве тарифов предусмотрена плата за использование Интернета и голосового трафика сверх оговоренных норм. Вполне возможно, что владельцы недешевого iPhone 3G будут регулярно «вылезать» за установленные пределы.
Хотя первые продажи телефонов начались в фирменных салонах операторов, главную прибыль эти компании получат от реализации «яблочных» телефонов партнерам. Так, Дмитрий Хавжу, генеральный директор компании «Макцентр», сообщил, что условия поставки iPhone 3G от ОАО «МегаФон» были весьма лояльными, а в канун Нового года не помешает иметь столь популярный продукт.
Не поздновато ли?
Многие аналитики рынка сотовой связи сходятся во мнении, что Apple пришла в Россию поздно и ей не удастся здесь развернуть массовые продажи. Они полагают, что этому могут помешать значительный парк «серых» iPhone и большое количество конкурирующих устройств. Однако я не склонен столь пессимистично оценивать результаты присутствия «яблочной» компании на нашем рынке.
Во-первых, не обязательно ее основная цель заключается в получении прибыли уже от iPhone 3G. Скорее всего Apple лишь запустила пробный шар, чтобы посмотреть, сложатся ли отношения с операторами, сумеют ли они организовать продажи значительных объемов, смогут ли ввести тарифы для субсидированных моделей и проч. Если все пройдет успешно, то можно будет ожидать поступления к нам третьего поколения iPhone одновременно с его появлением в мире, как это уже давно происходит с большинством ноутбуков. Вот тут-то серым дилерам ничего не достанется и Apple с операторами положат всю прибыль от новинки себе в карман.
Во-вторых, что касается конкурентов, то сворую сам у себя мысль, высказанную на радио «Бизнес-FM». На рынке уже сложились «кружки по интересам», т.е. сообщества пользователей, являющихся убежденными приверженцами своей марки: Apple, Nokia, Samsung и т.п. Их очень сложно будет переманить в стан «врага». Да и не только сенсорным экраном притягивает людей iPhone. Мне, например, его меню кажется наиболее законченным. Оно не заставляет, как в некоторых моделях, переходить от ленивого ввода пальцем на суетное копание со стилусом. Конечно, и у iPhone есть свои недостатки как по части функциональности, так и по ресурсу, -- в частности, встроенный аккумулятор нельзя заменить, придется покупать новый телефон. Но и это может сыграть на руку продажам Apple в России: если сядет батарейка «серого» iPhone, то пользователю придется отправиться за лицензионным iPhone к одному из трех операторов.
***
Когда выходил первый iPhone, я скептически отнесся к его перспективам, считая, что лидеры рынка сотовых телефонов быстро скопируют его основные преимущества. Но время показало, что в Apple умеют не только придумывать интересные вещи, но и добиваться того, чтобы они в течение определенного времени оставались недостижимыми для конкурентов.