Cколько раз бывало — разгар рабочего дня, а заняться нечем. Ждешь письма, звонка или отчета, от которых зависит дальнейшая работа. Чем бы заняться, дабы изобразить перед коллегами и начальством бурную деятельность? «Одноклассники» заблокированы строгими админами, в блогах нет ничего интересного... Самое время поиграть!
Что скрывать, именно так и поступает добрая половина сотрудников многочисленных учреждений, компаний, фирм и даже больших корпораций. Поиграть во что-нибудь простенькое и веселое — лучший способ скоротать время или отвлечься от рутинной работы.
Имеющиеся в Windows пара пасьянсов и «Сапер» уже порядком всем поднадоели. Скучающие менеджеры, бухгалтеры и секретарши с каждым годом становятся все более требовательными к содержанию и исполнению игр. А разработчики с удовольствием потакают прихотям офисных сотрудников, выпуская все новые и новые аркады, бродилки и головоломки.
За последние несколько лет такие развлечения выросли в целую индустрию, и имя ей — казуальные игры. Название, может быть, не самое красивое, но что поделать. Происходит оно от английского слова «casual», что значит «нерегулярный, бессистемный». Играют в такие игры от случая к случаю, в перерывах между делами. Правила их просты и понятны любым пользователям, независимо от возраста и степени владения компьютером.
Секретное оружие
Отмечая повальное увлечение казуальными играми, стоит вспомнить и о вкладе в их разработку наших программистов. Пожалуй, первую, по-настоящему захватившую мир компьютерную игру написал Алексей Пажитнов, сотрудник одного из секретных НИИ. В далеком 1985 г., еще во времена холодной войны, увлеченный программированием Пажитнов создал не что иное как «Тетрис». Складывание разноцветных блоков в течение многих лет заставляло миллионы людей по всему миру надолго отвлекаться от работы. Сейчас тетрис и ему подобные игры встречаются на экранах и компьютеров, и игровых приставок, и даже мобильных телефонов.
Чуть позднее, в 1992 г., российский программист Олег Демин создал игру Color Lines, ставшую не менее популярной и так же, как тетрис, положенную в основу нового игрового жанра.
Немного истории
К слову, казуальные игры берут свое начало не только от тетриса и шариков. В числе их прародителей были, как ни странно, автоматы с видеоиграми. Располагались они в крытых арочных галереях, называемых аркадами, что и определило название жанра самых разнообразных игр с простым управлением и нехитрым сюжетом.
Автоматы, как и первые игровые видеоприставки, предоставляли очень ограниченные возможности манипулирования игровым процессом, и потому механика установленных в них игр была довольно примитивной. Кстати, первые игры для персональных компьютеров полностью ее копировали. Они-то и положили начало таким классическим игровым жанрам, как платформеры и арканоиды.
К платформерам можно отнести всяческие бродилки, в которых главный герой передвигается по уровням, прыгая по платформам, собирая бонусы и сражаясь с врагами. Многие наверняка помнят первые платформеры вроде «Марио» или Prince of Persia. Жанр арканоиды объединяет всевозможные игры, предлагающие пользователю некое подобие ракетки и мячик, которым нужно сбивать различные предметы, чтобы набирать очки. Платформеры и арканоиды до сих пор сохраняют свою популярность, однако они обросли дополнительными возможностями, стали трехмерными и комбинируются с другими жанрами.
А есть игры, начавшие свою историю еще с середины 60-х, когда первые программисты для собственного развлечения создавали бродилки и квесты. Некоторые из них до сих пор существуют в почти первозданном виде, например популярная во всем мире игра Nethack (см. врезку).
Новый виток развития компьютерных игр был связан с появлением массы головоломок-мозаик, пасьянсов и маджонгов. На приставках играть в них было сложно, а вот компьютерная мышь значительно облегчала процесс, и потому такие развлечения прочно завоевали любовь офисных сотрудников.
Естественно, индустрия игр не стоит на месте, и вскоре разработчики предложили играющим и отдыхающим новое развлечение: игры в жанре match 3. Перевести с английского на русский это название можно приблизительно так: «Собери три одинаковых». Например, одинаковыми считаются фишки одной формы и одного цвета. Комбинации, собранные из трех и более одинаковых фишек, исчезают, добавляя игроку баллы и освобождая место для следующей порции элементов. Самой, пожалуй, известной игрой этого жанра можно считать Zuma. Пару лет назад она распространилась по свету со скоростью эпидемии гриппа.
После того как весь мир вдоволь наигрался в match 3, появились так называемые симуляторы (time management, или click management). В играх такого плана предоставляется возможность управлять каким-либо заведением или бизнесом (например, рестораном, фермой или строительной компанией) путем выполнения нехитрой последовательности действий. Часто в подобных играх используются элементы других жанров. К примеру, в популярной игре «Веселая ферма» присутствуют элементы экономической стратегии, правда, в сильно упрощенном варианте.
Одновременно с симуляторами зародился еще один жанр, Hidden objects. Он просто захватил весь мир и надолго занял верхние позиции во всех зарубежных рейтингах. Название жанра говорит само за себя — игрок должен искать скрытые объекты на самых разных локациях. Как правило, поиск скрытых объектов не осуществляется сам по себе, а входит в одну большую сюжетную игру вместе с другими жанрами, например, с мини-квестами, головоломками и т.д.
Казуальные игры имеются на рынке в нескольких вариантах. Причина этому такова. Одни разработчики создают программы, требующие инсталляции. Как правило, их можно загрузить с сайта, а затем нужно приобрести у разработчика серийный номер. Такой метод, довольно популярный за рубежом, в России претерпел определенные изменения. Для россиян, привыкших жить по принципу «доверяй, но проверяй», предложена новая схема: загрузив и установив на компьютере игру, пользователь может бесплатно играть в нее 30 мин и уже потом принимать решение о покупке ключа.
Есть и более доступный вариант — flash-игры, играть в которые можно из браузера. Такие развлечения предлагаются на крупных порталах, например на «Яндексе», или их распространяют в Сети независимые разработчики. Так, несколько лет назад работники умственного труда исступленно пытались поставить рекорды по полету пингвинов: в Интернете появилось несколько вариантов игры, где пользователю предлагалось посильнее ударить пингвина дубинкой, а затем подсчитать, сколько метров он пролетит. Механика — примитивнее некуда, просто щелкать мышью и отпускать кнопку в строго определенный момент. Да и сюжет не лишен жестокости. А ведь сколько человеко-часов было потрачено на эти полеты!
Сухие цифры
До недавних пор почему-то считалось, что казуальными играми увлечены в основном женщины. По крайней мере, таковы были результаты исследований, проводимых разработчиками игр. Но на самом деле численность мужчин и женщин, играющих в такие игры, почти одинакова. Дело в том, что представители сильного пола попросту не признаются в этом, что вполне объяснимо: рассказ о количестве пройденных уровней в самом свежем 3D-шутере произведет на слушателей гораздо большее впечатление, чем скромные успехи в сбивании шариков.
Кстати, довольно занимательная картина вырисовывается по результатам исследований, выполненных недавно компанией Alawar, крупнейшим разработчиком казуальных игр. Оказалось, что больше всего загрузок и покупок игр происходит в период с 12 часов дня до 9 часов вечера, т.е. в этот промежуток попадает практически половина рабочего дня! Распределение по дням недели выглядит более утешительно. Наибольшие проценты загрузок и покупок приходятся на пятницу и субботу, а наименьшие — на понедельник и четверг. С понедельником ситуация ясна — в первый рабочий день недели люди еще полны энтузиазма и сил. А вот в четверг, видимо, они готовятся к пятнице, чтобы, закончив работу, с чистой совестью засесть за игрушки.
***
Отдыхать полезно, с этим сложно не согласиться. Пара уровней бродилки или партия в маджонг в середине рабочего дня отлично поднимают настроение. Но не стоит увлекаться, иначе можно просто потерять счет времени! Хорошо было бы, если бы разработчики помещали в заставке игр предупреждение: «Осторожно, вызывает привыкание!» или «Разработчик предупреждает: игры опасны для вашей карьеры».
Сказочное путешествие древних мастеров
«Вы утратили удовольствие от своей обычной работы. Вас наполнили мечты о поисках, путешествиях, битвах... и вот вы уже у дверей Грозных Лабиринтов».
Автор этих слов — Эрик Реймонд, не последняя личность в мире линуксоидов. Именно он написал подробное руководство по странной игре Nethack. Нет-нет, к взлому сетей она не имеет никакого отношения.
Еще с 60-х годов прошлого века мастера компьютерного дела создавали игры. Двойное развлечение: сначала написать игру, а потом играть в нее же! Графических интерфейсов в те времена не было еще и в помине, и потому игры были текстовыми.
Они водили посвященных по древним пещерам, сажали за штурвал космических кораблей, предлагали поймать таинственных монстров... Таким же образом появились и бродилки, известные как Rogue like — от имени первой игры такого вида (Rogue, 1980). Самая известная и, вероятно, серьезная из них Nethack.
Вы превращаетесь в героя, призванного исследовать глубокую систему лабиринтов и найти в ней волшебный амулет Йендора. Но вы не увидите на экране мощную фигуру; ваш герой — человек, гном, эльф — лишь символ @.
Вам предстоит встретиться с множеством «монстров». В начале это будут простые шакалы (d) или орки (o), позже — гиганты (H), драконы (D), демоны (&)... На пути поджидают коварные ловушки, способные превратить вас в маленького жучка или швырнуть на колья с ядом. Придется находить и выбирать оружие, доспехи и т.п., исходя из того, в чем сильнее всего выбранная вами роль. Кстати, ролей предлагается на выбор более десятка — от рыцаря и валькирии до археолога и туриста.
С вами пойдет маленькая собачка (d) или кошечка (f). Сталкиваясь с врагами и побеждая их, животное вырастает. Его буква от этого не изменяется, а вот в бою со временем оно проявляет себя все лучше. Позже вы сможете приручить и других зверей. Как вам, к примеру, боевая прогулка верхом на летящем драконе или, скажем, на свирепом Бармаглоте (Jabberwock, J) из «Алисы в Стране чудес»?
Победить в Nethack непросто. Если «бить все, что движется», как в Quake, то ваш герой очень быстро погибнет, причем навсегда. Вернуться после гибели героя к сохраненной игре нельзя — придется начать сначала.
Учтите, каждый взмах мечом нужно продумать. К счастью, у вас всегда будет хватать на это времени. Nethack будет сколько угодно ждать вашего хода — минуту, час или даже год. (Это позволяет играть и урывками, так что игру всегда можно отложить на потом).
В самом начале игры допускается знакомство с ней в специальном режиме (explorer mode). Ваш персонаж не погибнет, вы сможете увидеть, как выглядит победа в Nethack, — и тогда скорее всего захотите достигнуть ее по-настоящему.
Команда компьютерщиков (DevTeam) со всего мира в течение многих лет создавала Nethack. Она взяла из самых разных книг монстров, виды оружия и просто шутки. Но оборотная сторона такой эрудиции — привязка игры к английскому языку. Перевести Nethack на другой язык практически невозможно, и значит, любому игроку требуется хотя бы минимально знать английский.
Исходный код игры открыт, и все свойства монстров, лабиринтов и проч. известны. Их можно найти в шпаргалках (spoilers) в Интернете. Но кое-кто предпочитает играть, не читая шпаргалок и узнавая все самостоятельно. Так, естественно, сложнее, но зато интереснее.
Конечно, может показаться, что в перемещении буковок по экрану нет ничего особо притягательного. Но, тем не менее, Nethack затягивает многих. Причем необязательно устанавливать игру на компьютере, можно играть прямо в Интернете, на сервере http://nethack.alt.org, на котором есть также чат (IRC), где можно по-английски спросить совета в любом сложном случае.
В мире Nethack встретиться невозможно, каждый играет сам за себя. Но зато в нем можно соревноваться — на http://nethack.devnull.net/ проводятся даже «чемпионаты мира». В 2007 г. в чемпионате участвовала российская команда, собравшаяся в «Живом Журнале», в сообществе ru_nethack.
Понятно, что многие питают стойкую привязанность к Nethack, но самые большие любители этой игры, конечно, ее разработчики. Так, когда один из участников DevTeam, профессор Ицхак Миллер, скончался, его «поместили» в виртуальный мир, в саму игру, и теперь там хозяина одного из «магазинов» зовут Izchak...
Михаил Рамендик