Cколько раз бывало — разгар рабочего дня, а заняться нечем. Ждешь письма, звонка или отчета, от которых зависит дальнейшая работа. Чем бы заняться, дабы изобразить перед коллегами и начальством бурную деятельность? «Одноклассники» заблокированы строгими админами, в блогах нет ничего интересного... Самое время поиграть!

Что скрывать, именно так и поступает добрая половина сотрудников многочисленных учреждений, компаний, фирм и даже больших корпораций. Поиграть во что-нибудь простенькое и веселое — лучший способ скоротать время или отвлечься от рутинной работы.

Имеющиеся в Windows пара пасьянсов и «Сапер» уже порядком всем поднадоели. Скучающие менеджеры, бухгалтеры и секретарши с каждым годом становятся все более требовательными к содержанию и исполнению игр. А разработчики с удовольствием потакают прихотям офисных сотрудников, выпуская все новые и новые аркады, бродилки и головоломки.

За последние несколько лет такие развлечения выросли в целую индустрию, и имя ей — казуальные игры. Название, может быть, не самое красивое, но что поделать. Происходит оно от английского слова «casual», что значит «нерегулярный, бессистемный». Играют в такие игры от случая к случаю, в перерывах между делами. Правила их просты и понятны любым пользователям, независимо от возраста и степени владения компьютером.

Секретное оружие

Современный тетрис существует даже в трехмерных версияхОтмечая повальное увлечение казуальными играми, стоит вспомнить и о вкладе в их разработку наших программистов. Пожалуй, первую, по-настоящему захватившую мир компьютерную игру написал Алексей Пажитнов, сотрудник одного из секретных НИИ. В далеком 1985 г., еще во времена холодной войны, увлеченный программированием Пажитнов создал не что иное как «Тетрис». Складывание разноцветных блоков в течение многих лет заставляло миллионы людей по всему миру надолго отвлекаться от работы. Сейчас тетрис и ему подобные игры встречаются на экранах и компьютеров, и игровых приставок, и даже мобильных телефонов.

Чуть позднее, в 1992 г., российский программист Олег Демин создал игру Color Lines, ставшую не менее популярной и так же, как тетрис, положенную в основу нового игрового жанра.

Немного истории

Маджонг компании Alawar — классика в современном исполненииК слову, казуальные игры берут свое начало не только от тетриса и шариков. В числе их прародителей были, как ни странно, автоматы с видеоиграми. Располагались они в крытых арочных галереях, называемых аркадами, что и определило название жанра самых разнообразных игр с простым управлением и нехитрым сюжетом.

Автоматы, как и первые игровые видеоприставки, предоставляли очень ограниченные возможности манипулирования игровым процессом, и потому механика установленных в них игр была довольно примитивной. Кстати, первые игры для персональных компьютеров полностью ее копировали. Они-то и положили начало таким классическим игровым жанрам, как платформеры и арканоиды.

К платформерам можно отнести всяческие бродилки, в которых главный герой передвигается по уровням, прыгая по платформам, собирая бонусы и сражаясь с врагами. Многие наверняка помнят первые платформеры вроде «Марио» или Prince of Persia. Жанр арканоиды объединяет всевозможные игры, предлагающие пользователю некое подобие ракетки и мячик, которым нужно сбивать различные предметы, чтобы набирать очки. Платформеры и арканоиды до сих пор сохраняют свою популярность, однако они обросли дополнительными возможностями, стали трехмерными и комбинируются с другими жанрами.

Zuma Deluxe — вариации на тему разноцветных шариков от ацтекского божества А есть игры, начавшие свою историю еще с середины 60-х, когда первые программисты для собственного развлечения создавали бродилки и квесты. Некоторые из них до сих пор существуют в почти первозданном виде, например популярная во всем мире игра Nethack (см. врезку).

Новый виток развития компьютерных игр был связан с появлением массы головоломок-мозаик, пасьянсов и маджонгов. На приставках играть в них было сложно, а вот компьютерная мышь значительно облегчала процесс, и потому такие развлечения прочно завоевали любовь офисных сотрудников.

Естественно, индустрия игр не стоит на месте, и вскоре разработчики предложили играющим и отдыхающим новое развлечение: игры в жанре match 3. Перевести с английского на русский это название можно приблизительно так: «Собери три одинаковых». Например, одинаковыми считаются фишки одной формы и одного цвета. Комбинации, собранные из трех и более одинаковых фишек, исчезают, добавляя игроку баллы и освобождая место для следующей порции элементов. Самой, пожалуй, известной игрой этого жанра можно считать Zuma. Пару лет назад она распространилась по свету со скоростью эпидемии гриппа.

«Веселая ферма» — окунитесь в прелести сельской жизниПосле того как весь мир вдоволь наигрался в match 3, появились так называемые симуляторы (time management, или click management). В играх такого плана предоставляется возможность управлять каким-либо заведением или бизнесом (например, рестораном, фермой или строительной компанией) путем выполнения нехитрой последовательности действий. Часто в подобных играх используются элементы других жанров. К примеру, в популярной игре «Веселая ферма» присутствуют элементы экономической стратегии, правда, в сильно упрощенном варианте.

Одновременно с симуляторами зародился еще один жанр, Hidden objects. Он просто захватил весь мир и надолго занял верхние позиции во всех зарубежных рейтингах. Название жанра говорит само за себя — игрок должен искать скрытые объекты на самых разных локациях. Как правило, поиск скрытых объектов не осуществляется сам по себе, а входит в одну большую сюжетную игру вместе с другими жанрами, например, с мини-квестами, головоломками и т.д.

Казуальные игры имеются на рынке в нескольких вариантах. Причина этому такова. Одни разработчики создают программы, требующие инсталляции. Как правило, их можно загрузить с сайта, а затем нужно приобрести у разработчика серийный номер. Такой метод, довольно популярный за рубежом, в России претерпел определенные изменения. Для россиян, привыкших жить по принципу «доверяй, но проверяй», предложена новая схема: загрузив и установив на компьютере игру, пользователь может бесплатно играть в нее 30 мин и уже потом принимать решение о покупке ключа.

«Сокровища Монтесумы» — еще одна этническая вариация на тему match 3Есть и более доступный вариант — flash-игры, играть в которые можно из браузера. Такие развлечения предлагаются на крупных порталах, например на «Яндексе», или их распространяют в Сети независимые разработчики. Так, несколько лет назад работники умственного труда исступленно пытались поставить рекорды по полету пингвинов: в Интернете появилось несколько вариантов игры, где пользователю предлагалось посильнее ударить пингвина дубинкой, а затем подсчитать, сколько метров он пролетит. Механика — примитивнее некуда, просто щелкать мышью и отпускать кнопку в строго определенный момент. Да и сюжет не лишен жестокости. А ведь сколько человеко-часов было потрачено на эти полеты!

Сухие цифры

До недавних пор почему-то считалось, что казуальными играми увлечены в основном женщины. По крайней мере, таковы были результаты исследований, проводимых разработчиками игр. Но на самом деле численность мужчин и женщин, играющих в такие игры, почти одинакова. Дело в том, что представители сильного пола попросту не признаются в этом, что вполне объяснимо: рассказ о количестве пройденных уровней в самом свежем 3D-шутере произведет на слушателей гораздо большее впечатление, чем скромные успехи в сбивании шариков.

Кстати, довольно занимательная картина вырисовывается по результатам исследований, выполненных недавно компанией Alawar, крупнейшим разработчиком казуальных игр. Оказалось, что больше всего загрузок и покупок игр происходит в период с 12 часов дня до 9 часов вечера, т.е. в этот промежуток попадает практически половина рабочего дня! Распределение по дням недели выглядит более утешительно. Наибольшие проценты загрузок и покупок приходятся на пятницу и субботу, а наименьшие — на понедельник и четверг. С понедельником ситуация ясна — в первый рабочий день недели люди еще полны энтузиазма и сил. А вот в четверг, видимо, они готовятся к пятнице, чтобы, закончив работу, с чистой совестью засесть за игрушки.

***

Отдыхать полезно, с этим сложно не согласиться. Пара уровней бродилки или партия в маджонг в середине рабочего дня отлично поднимают настроение. Но не стоит увлекаться, иначе можно просто потерять счет времени! Хорошо было бы, если бы разработчики помещали в заставке игр предупреждение: «Осторожно, вызывает привыкание!» или «Разработчик предупреждает: игры опасны для вашей карьеры».


Сказочное путешествие древних мастеров

«Вы утратили удовольствие от своей обычной работы. Вас наполнили мечты о поисках, путешествиях, битвах... и вот вы уже у дверей Грозных Лабиринтов».

Автор этих слов — Эрик Реймонд, не последняя личность в мире линуксоидов. Именно он написал подробное руководство по странной игре Nethack. Нет-нет, к взлому сетей она не имеет никакого отношения.

Еще с 60-х годов прошлого века мастера компьютерного дела создавали игры. Двойное развлечение: сначала написать игру, а потом играть в нее же! Графических интерфейсов в те времена не было еще и в помине, и потому игры были текстовыми.

Они водили посвященных по древним пещерам, сажали за штурвал космических кораблей, предлагали поймать таинственных монстров... Таким же образом появились и бродилки, известные как Rogue like — от имени первой игры такого вида (Rogue, 1980). Самая известная и, вероятно, серьезная из них Nethack.

Встреча с Красным Драконом. Драться или попробовать приручить?.. Кстати, в «волшебном» режиме (nethack -u wizard -D) легко увидеть любую игровую комбинацию

Вы превращаетесь в героя, призванного исследовать глубокую систему лабиринтов и найти в ней волшебный амулет Йендора. Но вы не увидите на экране мощную фигуру; ваш герой — человек, гном, эльф — лишь символ @.

Вам предстоит встретиться с множеством «монстров». В начале это будут простые шакалы (d) или орки (o), позже — гиганты (H), драконы (D), демоны (&)... На пути поджидают коварные ловушки, способные превратить вас в маленького жучка или швырнуть на колья с ядом. Придется находить и выбирать оружие, доспехи и т.п., исходя из того, в чем сильнее всего выбранная вами роль. Кстати, ролей предлагается на выбор более десятка — от рыцаря и валькирии до археолога и туриста.

С вами пойдет маленькая собачка (d) или кошечка (f). Сталкиваясь с врагами и побеждая их, животное вырастает. Его буква от этого не изменяется, а вот в бою со временем оно проявляет себя все лучше. Позже вы сможете приручить и других зверей. Как вам, к примеру, боевая прогулка верхом на летящем драконе или, скажем, на свирепом Бармаглоте (Jabberwock, J) из «Алисы в Стране чудес»?

Победить в Nethack непросто. Если «бить все, что движется», как в Quake, то ваш герой очень быстро погибнет, причем навсегда. Вернуться после гибели героя к сохраненной игре нельзя — придется начать сначала.

Учтите, каждый взмах мечом нужно продумать. К счастью, у вас всегда будет хватать на это времени. Nethack будет сколько угодно ждать вашего хода — минуту, час или даже год. (Это позволяет играть и урывками, так что игру всегда можно отложить на потом).

В самом начале игры допускается знакомство с ней в специальном режиме (explorer mode). Ваш персонаж не погибнет, вы сможете увидеть, как выглядит победа в Nethack, — и тогда скорее всего захотите достигнуть ее по-настоящему.

Команда компьютерщиков (DevTeam) со всего мира в течение многих лет создавала Nethack. Она взяла из самых разных книг монстров, виды оружия и просто шутки. Но оборотная сторона такой эрудиции — привязка игры к английскому языку. Перевести Nethack на другой язык практически невозможно, и значит, любому игроку требуется хотя бы минимально знать английский.

Исходный код игры открыт, и все свойства монстров, лабиринтов и проч. известны. Их можно найти в шпаргалках (spoilers) в Интернете. Но кое-кто предпочитает играть, не читая шпаргалок и узнавая все самостоятельно. Так, естественно, сложнее, но зато интереснее.

Конечно, может показаться, что в перемещении буковок по экрану нет ничего особо притягательного. Но, тем не менее, Nethack затягивает многих. Причем необязательно устанавливать игру на компьютере, можно играть прямо в Интернете, на сервере http://nethack.alt.org, на котором есть также чат (IRC), где можно по-английски спросить совета в любом сложном случае.

В мире Nethack встретиться невозможно, каждый играет сам за себя. Но зато в нем можно соревноваться — на http://nethack.devnull.net/ проводятся даже «чемпионаты мира». В 2007 г. в чемпионате участвовала российская команда, собравшаяся в «Живом Журнале», в сообществе ru_nethack.

Понятно, что многие питают стойкую привязанность к Nethack, но самые большие любители этой игры, конечно, ее разработчики. Так, когда один из участников DevTeam, профессор Ицхак Миллер, скончался, его «поместили» в виртуальный мир, в саму игру, и теперь там хозяина одного из «магазинов» зовут Izchak...

Михаил Рамендик