Лето — пора отпусков. Одни едут на дачу, другие предпочитают путешествовать, причем не на поезде или самолете, а на автомобиле. И это неудивительно, ведь только на «железном коне» в любой момент можно отклониться от заранее намеченного маршрута, чтобы, к примеру, осмотреть достопримечательности какого-нибудь уездного городка.
А что нужно в первую очередь путешественнику? Компас и карта? Конечно, нет — автомобильный GPS-навигатор с легкостью заменит и то, и другое. Правда, купить подходящую модель не так-то просто, и дело тут отнюдь не в скудности выбора. Напротив, прилавки магазинов буквально ломятся от разнообразных устройств, ведь автонавигаторы сейчас не производит, пожалуй, только ленивый.
Для того чтобы помочь читателям справиться с муками выбора, мы решили протестировать 10 наиболее популярных моделей автомобильных GPS-навигаторов, присутствующих на россий-ском рынке, и рассказать об их достоинствах и недостатках.
Mapitan RoadVector XL
Интересное название, не правда ли? Сразу вспоминается начало 90-х, когда у нас в большом количестве появлялись такие «бренды», как «Тожоба», «Панасоаник» и иже с ними. Вот и в этом случае наименование модели оказалось созвучно сразу двум словам — Magellan (крупнейший производитель систем GPS-навигации) и капитан, что, по мнению маркетологов, явно должно вызывать неподдельный интерес у «продвинутых» автовладельцев. Эдакий если не шкипер, то уж наверняка опытный лоцман.
Внешний вид устройства настолько внушителен, что сразу рассеивает все опасения относительно его китайского происхождения. Корпус его достаточно прочный, сборка качественная, скрипов или выступающих кромок нет. Конечно, можно придраться к пластику и не самой стойкой окраске, но, простите, «вам шашечки или ехать»?
Кнопка включения расположена с правой стороны верхней грани навигатора. Справа имеются маленькое отверстие с кнопкой перезагрузки, разъем для наушников (3,5-мм мини-«джек»), порт USB и разъем для подключения питания. Слева предусмотрены гнездо для карт расширения (поддерживается SD/MMC), колесико регулировки громкости и стандартный разъем для подключения внешней GPS-антенны. Прикрепить навигатор в автомобиле можно только к лобовому стеклу с помощью особой присоски на пластиковом кронштейне. Присоска держит крепко, а вот кронштейн не слишком удобен — чтобы изменить положение устройства, придется ослаблять фиксирующие гайки, которые при частом откручивании довольно быстро разбалтываются.
Экран достаточно яркий, углы обзора также довольно велики. Подсветка обеспечивает видимость изображения на дисплее в любую погоду — даже при ярком солнечном свете можно без особого труда оценить свое местоположение.
Основой навигационной системы служит русифицированная программа Destinator с картами NavTeq. Работает все это достаточно быстро: во время тестирования «холодный» старт занимал не более 3—4 мин, а «горячий» — примерно от 5 до 10 с. Точность позиционирования определяется примененным набором микросхем SiRF Star III, так что даже в условиях тесной городской застройки сигналы от спутников принимаются без проблем.
Интерфейс навигационной программы лаконичен, прост и интуитивно понятен. Кстати, есть и режим «Пешеход», при выборе которого на экране отображается как маршрут, так и скорость передвижения. Хотя основное назначение устройства — показывать путь автомобилистам, никакой защиты от неблагоприятных погодных условий в аппарате не предусмотрено.
Prestigio Geovision 350
Чешская компания Prestigio Technologies также решила не оставаться в стороне от быстро растущего рынка автонавигаторов и представила на суд общественности свое детище под названием Geovision. Несмотря на небольшие размеры (диагональ экрана составляет всего 3,5 дюйма), модель оснащена всем необходимым для полноценной навигации: быстрым процессором, стабильной операционной системой, надежным НМС SiRF Star III и, конечно, одной из самых популярных программ — iGo с поддержкой карт TeleAtlas.
Черный корпус устройства оставляет самое благоприятное впечатление — он выглядит очень прочным и, не побоюсь этого слова, монолитным. Стандартно сверху располагается кнопка включения, справа — отсек для карт памяти SD/MMC, там же разъемы для наушников и питания. На тыльной стороне находятся гнездо для присоединения внешней GPS-антенны (кстати, она входит в комплект поставки) и кнопка Reset, приводящая к «жесткой» перезагрузке устройства. Для чего так сделано — не совсем понятно. Видимо, производитель решил просто подстраховаться от возможности «разлочки» Рабочего стола, которая в последнее время стала весьма популярной среди пользователей автонавигаторов.
То, что устройство крепится к лобовому стеклу, не очень удобно. Конечно, надежность присоски несомненна, но вот малые размеры кронштейна вкупе с небольшим экраном не позволят водителю отрегулировать навигатор так, чтобы им было комфортно пользоваться. Более того, на автомобилях с сильно скошенным лобовым стеклом неизбежно возникает засветка, особенно тогда, когда солнце в зените.
Зато комплект поставки порадовал — наряду с внешней антенной в нем есть сетевой блок питания. Это, несомненно, приятно, ведь далеко не все во время поездки заряжаются от «прикуривателя».
Навигационные возможности устройства на высоте, поскольку аппарат после установки приближен практически вплотную к лобовому стеклу автомобиля, благодаря чему встроенная антенна способна «захватить» больше спутников. Так что, если вы не сторонник «броневичков», внешняя антенна вряд ли вас когда-нибудь заинтересует.
А теперь о звуке. Он очень громкий, да и голос звучит отчетливо. Единственное, о чем нужно помнить, — во-время обновлять картографическую информацию, иначе в один прекрасный день приятный женский голос может попросить развернуться через две сплошные на глазах у изумленных гибэдэдэшников. (Признаться, во время тестирования пару раз такие накладки происходили и у нас.)
Mio H610
Компания Mio Technology ltd. известна на российском рынке очень давно (правда, раньше она называлась просто Mitac). Причем во все времена эта фирма заслуженно пользовалась репутацией изготовителя надежных и высокотехнологичных изделий, находящегося в постоянном поиске новых ниш для сбыта своей продукции. Вот и на сей раз она представила нам не совсем обычный навигатор, предназначенный для прекраснейшей половины автовладельцев.
Да-да, именно так. Этот GPS-навигатор — типично дамское устройство со всей подобающей такой аудитории атрибутикой, включающей белоснежный корпус и сменные панели с цветочками и завитушками.
А вот экран у Mio H610 совсем небольшой (наверное, из-за малых размеров корпуса), его диагональ всего 2,7 дюйма. Разрешение дисплея — стандартное QVGA (320×240 точек), подсветка на максимальном уровне довольно яркая, хотя на солнце экран все равно «слепнет». Несмотря на явно маловатый дисплей, управлять навигатором можно и без стилуса, просто нажимая на него пальцами, что, безусловно, удобно, особенно в автомобиле.
Автомобильный держатель, как всегда, не понравился. У него не предусмотрена возможность регулировки поворота крепления, поэтому, чтобы выбрать угол, при котором в машине будет удобно пользоваться устройством, придется изгибать довольно тугую и упругую ножку держателя. И при этом все же лучше отсоединить присоску от стекла, иначе, не ровен час, можно ее и повредить, если переусердствовать.
Кстати, чтобы автомобилисткам не пришлось вникать во все тонкости ОС Windows CE, программисты Mio создали специальную оболочку, позволяющую «в одно касание» выбрать необходимую функцию. Так, на главном экране находятся шесть значков: «Набор туриста», «Контакты», «Настройки», MioMap, MioPlayer и «Игры». Естественно, что для навигации предназначена именно MioMap, разновидность программы iGo, заслуженно считающейся одной из лучших среди предназначенных для автонавигации.
Следует отметить и такую «фишку» Mio H610, как встроенные русско-английский (53 591 запись) и англо-русский (50 197 записей) словари. Интересное решение, отсутствующее у других производителей, хотя перспектива извлечения из него практической пользы выглядит довольно сомнительно, особенно если сидишь за рулем.
Точность и скорость вычисления координат у аппарата оказались весьма неплохие — погрешность при определении местоположения не превышает нескольких метров. Чувствительность также не подкачала — Mio H610 нормально функционирует не только под лобовым стеклом автомобиля, но и в автобусах, арках домов, под козырьками подъездов и даже внутри городской квартиры.
Mio C520
Эта новинка, представленная компанией Mio Technology ltd., обладает не только прекрасным внешним видом, но и высокой функциональностью. В отличие от предыдущего устройства, она принадлежит к категории «унисекс» — модель одинаково хорошо будет выглядеть и в розовой малолитражке, и в черном джипе.
Почти всю площадь лицевой панели занимает 4,3-дюймовый сенсорный экран с разрешением 480×272 точки. Он имеет антибликовое покрытие. Естественно, стилус для него не требуется, так как все виртуальные кнопки достаточно большого размера. На левом торце расположены разъем для карт памяти формата SD/MMC и разъем для подключения наушников (диаметром 2,5 мм), на правом — световые индикаторы, показывающие, как работают модуль Bluetooth и внешний блок питания. Корпус производит впечатление прочного, на нем ничто не скрипит и не болтается.
За «общение» со спутниками отвечает 20-канальный набор микросхем SiRF Star III, один из самых популярных в настоящее время, а программной «прослойкой» традиционно служит MioMap версии 3.3, которая обеспечивает высокое качество навигации даже в городских джунглях. Кстати, благодаря большому экрану вкупе с расширенными возможностями ПО устройство можно использовать не только в качестве навигатора, но и в качестве маршрутного компьютера — в новой версии программы предусмотрено отображение текущей скорости, пройденного пути и прочих подробностей путешествия.
Увы, держатель опять не понравился. Мало того, что он короткий, так еще и довольно «скрипучий», а ведь «сверчки» в машине — настоящее бедствие для ее владельца. Зато производитель не поскупился на чехол и сетевой блок питания, что порадовало, ведь далеко не все изготовители понимают, что из-за специфического российского менталитета навигатор на ночь приходится забирать домой.
Voxtel Carrera x350
Компания Voxtel, известная своими достижениями в области GSM-телефонии, теперь решила порадовать и автовладельцев, предложив недорогое решение для GPS-навигации. Что же, сюрприз удался — Carrera x350 обладает не только хорошими техническими характеристиками, но и привлекательным внешним видом, который хорошо впишется в салон дорогой иномарки.
Аппарат довольно компактен, поскольку имеет дисплей с диагональю 3,5 дюйма. Его толщина всего 16 мм, поэтому он легко поместится не только в барсетку, но и в карман пиджака или куртки. В общем, стоит отметить, что устройство получилось очень изящное и стильное. Этому в немалой степени способствовало и то, что его корпус выполнен из высококачественного пластика с модным покрытием soft-touch.
Операционной системой для Voxtel Сarrera x350 служит Microsoft Windows CE .NET 5.0, а встроенный GPS-приемник построен на базе набора микросхем Centrality Atlas II. Но, несмотря на такое нестандартное решение, тестирование не выявило каких-либо огрехов в работе этого НМС. Точность определения координат соответствовала всем современным стандартам, а чувствительности приемника было вполне достаточно для работы в тяжелых городских условиях. Правда, в квартире число найденных спутников оказалось ниже, чем у конкурентов, но вряд ли это можно считать серьезным недостатком.
Помимо ориентирования в пространстве модель поможет лишь просматривать фотографии и читать тексты, причем загрузка пользовательских данных производится только на карту памяти, тогда как внутреннее ПЗУ служит исключительно для обновления навигационной системы. К сожалению, не предусмотрено воспроизведения аудио и видео. Видимо, этот недостаток должны компенсировать демократичная цена, стильный внешний вид и высокое качество исполнения навигатора.
Voxtel Carrera x430
Как и модель с индексом 350, Voxtel Carrera x430 выполнен в классической цветовой гамме: лицевая панель — черная, остальная часть корпуса — из серого пластика. В общем, это довольно приятный на ощупь моноблок с тонким корпусом и небольшой массой.
Дисплей данного навигатора больше, чем у рассмотренных ранее, его диагональ 4,3 дюйма при разрешении 480×272 точки, что явно пошло ему на пользу. Помимо того, что на нем стало гораздо удобнее управлять пальцами, возросли обзорность и, следовательно, информативность — карта читается даже тогда, когда значительно удалена от водителя. Значки интерфейса также увеличились, а при нажатии на них раздается звуковой сигнал-щелчок. Пожалуй, единственный минус экрана — недостаточная контрастность изображения, из-за чего даже при максимальной яркости хочется добавить еще немного.
Устройство, как и предшествующая модель, базируется на 16-канальном наборе микросхем Centrality Atlas II, и потому все, что свойственно x350, относится и к нему. Несмотря на неплохие показатели, НМС немного уступает SiRF Star III, особенно в отношении неустойчивого приема. Кроме того, при первом «холодном» старте (на это ушло чуть больше 5 мин) аппарат нашел всего лишь три спутника, чего явно недостаточно для нормальной навигации. Правда, в дальнейшем подобных проблем у нас не возникало.
Предустановленная система «Навител Навигатор» обеспечивает пользователю довольно качественную карту с подробной маршрутизацией, поворотами и развязками. Она включает детализацию не только Москвы и С.-Петербурга, но и Новосибирска, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Самары, а также других крупных российских городов.
А вот набор дополнительных функций невелик: возможен просмотр изображений, а также текстовых файлов формата txt.
ASUS R600
Для многих пользователей ПК компания ASUSTeK ассоциируется в первую очередь с качественными коммуникаторами, ноутбуками и компьютерными комплектующими. Однако теперь в поле ее деятельности вошли и автомобильные навигаторы, что, впрочем, неудивительно, ведь рынок этих устройств, несмотря на свою молодость, развивается семимильными шагами.
Хотя цветовое исполнение модели такое же, как у большинства навигаторов, внешне она выглядит очень интересно и солидно. Да и качество сборки находится на очень высоком уровне — все детали отлично подогнаны друг к другу, никаких скрипов или люфтов не наблюдается.
ASUS R600 оснащен большим TFT-дисплеем с диагональю 4,3 дюйма и разрешением 480×272 точки. Отображаемая картинка — четкая и яркая, даже при ярком солнечном свете читаемость текста практически не ухудшается благодаря специальному датчику освещения, автоматически корректирующему яркость подсветки экрана.
За навигацию отвечает один из лучших наборов микросхем — SiRF Star III. И потому прием спутниковых сигналов получается отличный, даже в облачный день их число не падало ниже пяти, да и потери сигнала ни разу не было. Время «холодного» старта при первом запуске составило около 1 мин, а «горячего» — не более 15 с. Согласитесь, это очень неплохие результаты.
В качестве навигационного ПО применена программа ASUS Navigation System, построенная на базе iGo. Естественно, что внутренний интерфейс управления русифицирован и интуитивно понятен — в нем легко разберется даже «блондинка».
Благодаря мощному 400-Мгц процессору, ASUS R600 можно позиционировать не только как навигатор, но и как многофункциональное мультимедийное устройство, позволяющее просматривать неконвертированные видео-фильмы. Кроме того, модель обладает удобным аудиопроигрывателем, поддерживающим наиболее популярные музыкальные форматы — OGG, MP3 и WAW. Звук четкий и громкий, каких-либо помех или искажений во время тестирования не замечено.
Еще одна интересная особенность модели — возможность ее сопряжения с телефоном по каналу Bluetooth, причем управление может осуществляться как входящими, так и исходящими звонками.
Ariadna GPS 4310
Тайваньская компания TOPTEX Industrial Limited, владеющая торговой маркой Ariadna, пока мало известна на российском рынке, но предложенная ею модель GPS 4310 обладает не только эффектной внешностью, но и весьма привлекательными техническими характеристиками.
Качество сборки аппарата на очень высоком уровне. Пластик корпуса приятен на ощупь, и от него не остается ощущения дешевизны или недоделанности. Все панели отлично пригнаны друг к другу и производят впечатление единого целого. Правда, устройство далеко не миниатюрно — его габариты 135×75×22 мм, а масса 220 г. Но, на наш взгляд, для автонавигатора эти параметры не так уж и критичны.
Встроенный 20-канальный GPS-приемник дополнен навигационной системой Nav-N-Go, построенной на базе популярной iGo. По умолчанию для пользователя доступны подробные карты Москвы, Московской области, С.-Петербурга, Ленинградской области, Екатеринбурга, Калининграда и Ростова-на-Дону, а за отдельную плату можно загрузить карты 24 европейских стран.
Яркий 4,3-дюймовый экран имеет разрешение 480×272 точки. Отклик сенсорного управления быстрый и четкий, поэтому управлять устройством удобно как пальцем, так и стилусом. Правда, при ярком солнечном свете все достоинства дисплея сходят на нет — изображение становится настолько тусклым, что разглядеть что-либо практически невозможно.
Помимо GPS-навигации устройство поддерживает массу дополнительных полезных сервисов, в частности, на его борту есть аудио- и видеопроигрыватель, а также программа для просмотра изображений. Кроме того, производитель сообщил о функции RearView, позволяющей подключать к аппарату камеру заднего вида. Однако найти в продаже этот полезный аксессуар мы так и не смогли, поэтому оставим данное утверждение на совести изготовителя.
Fly GPS 200
Вот и еще одна «телефонная» компания решила обратить свой взор на рынок GPS-навигаторов. Первым представителем ее модельного ряда стала модель Fly GPS 200, построенная на базе популярного набора микросхем SiRF Star III.
Внешне аппарат производит очень приятное впечатление — строгий дизайн хорошо соответствует черному цвету корпуса, а глянцевые кнопки на лицевой панели придают навигатору вид солидного и дорогого изделия. Весь корпус выполнен из пластика, на его боковые грани и тыльную сторону нанесено покрытие soft touch, благодаря чему устройство довольно удобно держать в руках. Качество сборки высокое, зазоров между панелями нет — все детали отлично подогнаны друг к другу.
Для навигации в Fly GPS 200 применяются россий-ская программа «Навител Навигатор», а также детализированные карты Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары и других городов. Время «холодного» старта GPS-приемника составляет 2—3 мин, а «горячего» — около 30 с.
Все элементы меню выполнены в виде крупных значков, поэтому при управлении пальцем не возникает каких-либо проблем. В общем, благодаря четкому 3,5-дюймовому дисплею работать с аппаратом очень удобно, экран яркий и контрастный, да и на солнце он почти не бликует. Правда, углы обзора маловаты — даже при небольшом наклоне навигатора цвета «уходят в негатив».
Fly GPS 200 — прекрасное мультимедийное устройство. На нем можно послушать музыку, посмотреть фильмы и фотографии. Кроме того, модель обладает некоторыми функциями органайзера — в ней предусмотрены часы, будильник и мировое время. Внутренний интерфейс прост в управлении и интуитивно понятен. Пожалуй, единственный недостаток этой «мухи» — отсутствие разъема синхронизации, из-за чего ее невозможно подключить к компьютеру. На наш взгляд, это довольно странное и ничем не оправданное «упрощение».
Garmin Nuvi 200
Компания Garmin — ведущий мировой производитель GPS-навигаторов, поэтому наш обзор был бы неполон без ее продукта. Для тестирования мы выбрали устройство, которое, хотя и не является «топовой» моделью компании, все же имеет отличное соотношение цена/качество.
Дизайн аппарата без угрызений совести можно назвать минималистским — никаких кнопок и украшений. Чрезвычайно строгий внешний вид, качественный пластик, полное отсутствие скрипов и лишних зазоров — в общем, бренд — он и в Африке бренд.
Экран имеет диагональ 3,5 дюйма и разрешение 320×240 точек. Это без преувеличения один из лучших дисплеев в нашем обзоре. Несмотря на небольшие размеры, он обладает отличными яркостью, контрастностью и углами обзора, уступая лишь дисплею ASUS, да и то не в качестве, а скорее в количестве — все-таки QVGA-разрешение, на наш взгляд, не самое лучшее для автомобильного навигатора. Крепление к лобовому стеклу также не вызвало никаких нареканий: с одной стороны, аппарат держится очень прочно, с другой — снять его не составит проблемы. Словом, вся конструкция продумана до мелочей.
В устройстве предустановлен набор карт CityNavigator NT, а также карты Центрального и Северо-Западного федеральных округов России. Причем, в отличие от карт конкурирующих решений, на них детализированы не только Москва и С.-Петербург, но и остальные города. Кроме того, в устройстве присутствует так называемая мировая карта, на которой отмечены все шоссе федерального значения, находящиеся за пределами упомянутых регионов. Кстати, использовать навигатор можно не только в России, за определенную цену для CityNavigator NT предлагаются комплекты карт Европы и Северной Америки.
Набор микросхем — традиционный SiRF Star III, поэтому никаких осложнений с поиском и «удержанием» спутников не возникает. Маршруты прокладываются уверенно, да и сама процедура исключительно проста — задать точку прибытия можно всего в несколько «кликов» на сенсорном экране.
Естественно, что Nuvi 200 наряду с возможностью навигации оснащен дополнительными функциями, которые могут пригодиться во время путешествия. В их состав входят приложение для просмотра изображений, всемирное время с часовыми поясами, калькулятор с возможностью пересчета валюты и единиц измерения и т.д.
* * *
Что же, тестирование завершено, пора подводить итоги. Как ни странно, хотя отдельный «подвид» автонавигаторов появился не так давно, все протестированные образцы отлично справлялись со своими основными обязанностями по прокладке маршрута и определению местоположения. Однако не совсем понятно, почему у некоторых моделей искусственно ограничена функциональность, ведь ОС компании Microsoft по умолчанию имеет встроенные средства мультимедиа.
Теперь о рекомендациях. Больше всего нам понравился ASUS R600, который и стал выбором нашей редакции. Ну а «Лучшая покупка», на наш взгляд, — Garmin Nuvi 200, ведь за относительно невысокую цену покупатель получает не только «брендовое» изделие, но и весьма стабильный аппарат с отличными техническими характеристиками.
Таблица. Автомобильные GPS-навигаторы