В действительности же существует более сотни мелких и примерно десяток наиболее значимых параметров, по которым поисковая система определяет релевантность сайта и производит его ранжирование. Иногда от отдельных параметров, а в основном от их сочетания и зависит напрямую, войдет ли ваш сайт в десятку или в сотню лучших. А при расположении ресурса на первых местах поисковых систем по ключевым запросам возрастает количество целевых посетителей сайта, которые в дальнейшем могут стать потребителями товаров или услуг компании. Таким образом, проверка и работа с поисковыми параметрами во многом определяет количество потенциальных клиентов фирмы, привлеченных через веб-сайт.
Один из параметров, имеющих первостепенное значение, — число проиндексированных страниц сайта. Когда страница найдена в индексе поисковой системы, то это означает, что поисковик обнаружил и записал представленную на ней информацию, и теперь страница может выдаваться как результат на запрос. Но если она не находится в индексе и поисковик ее не видит, то даже имеющиеся высокие показатели всех прочих поисковых параметров не будут иметь никакого значения.
Количество и качество обратных ссылок также играют важную роль при поисковой оптимизации. Чем больше будет ссылок на ваш сайт с хороших и значимых для поисковика ресурсов, тем авторитетнее будет считаться ваш сайт для поисковой системы и тем выше он окажется в результатах по запросу.
Среди прочих влиятельных параметров следует отметить Page Rank поисковой системы Google, показывающий уровень значимости страницы сайта, тематический индекс цитирования от «Яндекса» и др. Косвенный параметр, также позволяющий сделать вывод об уровне раскрученности сайта, — наличие его в ведущих каталогах, например «Яндекс.Каталог», «Рамблер Топ100» и др. Кстати, для отдельных поисковых систем важен возраст анализируемого домена.
На рынке поисковой оптимизации существует довольно большое количество различных программ и приложений, созданных для определения указанных параметров и их корректировки. Программы, используемые для профессиональной работы, обладают большим количеством функций и, как правило, платные. Множество небольших, свободно распространяемых приложений работают с ограниченным числом параметров и предназначены в основном для тех, кто начинает заниматься поисковой оптимизацией.
В отличие от них, встраиваемое расширение SeoQuake для браузеров Internet Explorer и Mozilla FF компании SeoQuake team представляет собой действительно единственное в своем роде решение. SeoQuake работает со всеми основными поисковыми параметрами веб-сайтов. С его помощью можно проверять их не только при заходе на конкретный сайт, но и при просмотре всей поисковой выдачи. Это является уникальной и крайне полезной функцией. Пользователь легко сумеет настроить данное расширение, чтобы определять параметры, необходимые именно ему, — достаточно поставить в Preferences соответствующие отметки.
К примеру, при анализе и сравнении поисковых параметров конкурентных сайтов в поисковой системе Google оптимизатора будут интересовать в первую очередь Google Рage Rank (уровень значимости страниц сайта), Google index (количество проиндексированных страниц в системе), Webarchive age (возраст домена по данным Webarchive — зачастую чем старше домен, тем больший уровень доверия при прочих равных параметрах присваивает ему Google), Yahoo links (количество обратных ссылок на сайт по версии поисковой системы Yahoo –- в настоящее время один из наиболее полных открытых источников о количестве обратных ссылок на сайты).
Поставив галочки в окне Preferences напротив выбранных параметров и нажав ОК, можно настроить SeoQuake на определение нужных в данный момент данных и отключить показ параметров, не представляющих интереса. Теперь появилась возможность дать приблизительную оценку уровню оптимизированности внешних факторов конкурентных сайтов по любому поисковому запросу в системе Google. Стоит отметить, что SeoQuake позволяет переводить полученные данные в CSV-формат и сохранять их в нем, что несомненно упрощает и совершенствует процесс их последующего анализа.
В табл. 1 показаны результаты проверки поисковых параметров первых 10 позиций по запросу «компьютерная литература» в системе Google.
Таблица 1
Результаты проверки поисковых параметров первых 10 позиций по запросу «Компьютерная литература» в системе Google на 29.01.08
Если продолжить собирать данные для анализа, то можно тем же способом проверить и поисковые параметры сайтов, с которых даются обратные ссылки на анализируемый ресурс. Это поможет сделать определенные выводы, руководствуясь информацией о количестве и качестве обратных ссылок (табл. 2). На основе полученных результатов уже можно сделать предварительный вывод о том, что одна из стратегий http://i-book.com.ru — продвижение в каталогах, поскольку около 70% обратных ссылок являются ссылками именно с каталогов.
Таблица 2
Поисковые характеристики сайтов, ссылающихся на лидера по запросу — ресурс http://i-book.com.ru (первые 10 сайтов из 146)
С помощью расширения Seo-Quake оптимизаторы могут получить почти всю необходимую информацию за одно-два нажатия мыши. При желании расширение легко настроить для определения поисковых параметров для «Яндекса», «Рамблера», MSN, Yahoo и других поисковых систем. В общем, получаемые данные в совокупности с любым статистическим пакетом предоставят практически неограниченное поле для анализа.
Для профессиональных оптимизаторов в SeoQuake предусмотрено множество различных опций, использовать которые можно будет по мере изучения технологии продвижения сайтов. Большинству пользователей уже пришелся по вкусу модуль Density tool, определяющий плотность ключевых слов в документе. Работа со ссылками позволяет сразу выделить на странице ссылки, заключенные в теги nofollow и noindex (по таким ссылкам позволительно переходить пользователю, но они закрыты для робота поисковой системы). Специалисты, работающие с языком Java Script, могут писать для себя параметры и с легкостью включать их в расширение.
Чтобы переписать SeoQuake, зайдите на сайт www.seoquake.com. Там же с помощью обратной связи можно поделиться с разработчиками своими идеями и задать им вопросы.