Иногда даже в такой динамичной отрасли, как индустрия электронных развлечений, волею судеб возникают те или иные аксиомы. За примерами далеко ходить не стоит: «трехмерные «стрелялки» от первого лица — надежный оплот культуры эксклюзивных для ПК игр, недостижимая для консолей высота»; «Call of Duty (CoD) — это игровой сериал о Второй мировой, высадке союзников в Нормандии и битве за Сталинград».

Что же, наблюдать, как заблуждения истребляют друг друга, всегда любопытно. Завязкой грядущей интриги стало включение третьей части игрового сериала в стартовую линейку продуктов для приставки Xbox 360 и одновременный отказ от выпуска версии для ПК. До обиженных обладателей «персоналок» добралась лишь последняя, четвертая часть игры. Однако для известных своим снобизмом и придирчивостью «хардкорных» игроков подобное невнимание со стороны компании Activision можно расценивать скорее как подарок, ибо торжественное шествие солдат-победителей по набившим оскомину местам боевой славы Второй мировой войны навязло в зубах у каждого первого рецензента и способно вызвать несварение у изрядной доли игроков.

Впрочем, это беды лишь сюжета. Со времен второй части программисты фирмы Infinity Ward достигли вершин мастерства в искусстве «гримировки» — в доведении до современных требований графического «движка» Quake III. Да-да, хотя в это и верится с трудом, но некроманты из IW действительно умудрились выпустить в 2007 г. игру, базирующуюся на технологии 1999 г. и при этом выглядящую современно и «спецэффектно».

Зрелищность и кинематографичность всегда были визитной карточкой сериала, и четвертая его часть традиционно не ударила в грязь лицом. А вот другая «органически неотделимая» составляющая в виде упомянутого мирового конфликта за номером 2 наконец-то осталась на своем заслуженном месте в истории. Отныне театр военных действий переместился в эпоху современных высокотехнологичных столкновений за иссякающие природные ресурсы, антитеррористических операций международного масштаба и ядерных катастроф.

Упомянутая уже «киношность» вездесуща, причем не только в отношении спецэффектов и манеры подачи сюжетной линии, но и в плане достоверности происходящего и типичного для малобюджетных боевиков прошлого столетия набора стереотипов. Коллекция потертых клише из фильмов класса «B» пятнадцатилетней давности так и рвется с экрана, от феерического калейдоскопа отборной «клюквы» кружится голова, и улыбка вряд ли покинет лицо отечественного игрока до самого конца серии. Вот опереточный чеченский полевой командир вознамерился… возродить СССР посредством ядерного конфликта. А вот и родные (еще со времен Half-Life II) зарисовки российской глубинки, настолько гротескные в своих потугах на реалистичность, что плакать хочется. В «Сталкера» играть закончили? Добро пожаловать снова в Припять, в нынешнем сезоне это крайне модно. Забавляют и надписи на заборах, позволяющие безошибочно предполагать наличие за оным дров, а также таблички с текстами на корявом русском языке, которым далеко даже до результатов ранних версий различных переводчиков. Впрочем, локализаторы честно исправили подавляющее количество подобных «откровений», и вволю посмеяться над ними смогут лишь обладатели оригинальной английской версии игры.

Подобными «каверзами» пестрят как текущая, так и все предыдущие части CoD. Однако ни одна из них не утратила и толики увлекательности и бешеной динамики благодаря комическим попыткам добиться исторического соответствия. В первых трех частях куда печальнее обстояло дело с реализмом физики и самой модели военных действий. И здесь четвертая серия, несомненно, делает шаг вперед. Нет, боже упаси, до педантичного реализма тактических шутеров или образцов жанра Stealth Action сериалу все так же далеко: здоровье персонажей по-прежнему восстанавливается без всяких аптечек, методом медленного самовыздоровления, враги имеют пакостную привычку материализовываться из астрала в самый неподходящий момент, а очередь в упор из автомата, как и раньше, способна лишь гуманно «покусать» вражеского солдата, а не превратить его в фарш. Однако определенный прогресс налицо: физическая модель игры теперь позволяет ощутить некоторую разницу между каменной стеной и фанерным щитом, так что спрятаться за последним от пуль и осколков уже не удастся. При выборе укрытия стоит трижды подумать о его надежности и устойчивости, скажем, к взрыву гранаты или снаряда. Управляемые компьютером «болваны» также на вид несколько «поумнели» — они перестали напоминать взвод зомби из фильмов Ромеро и уже больше походят на эдакий отряд кибервояк. Учитывается изменение обстановки, но таким шаблонным образом, словно отдел Infinity Ward, ответственный за написание скриптов для ИИ, поголовно слег от эпидемии на весь срок выпуска игры. Впрочем, и это уже неплохой результат, ведь метания ботов по полю боя носят хотя и предсказуемый, но зато куда более разнообразный характер, что добавляет огоньку в происходящее.

Если играть на уровне сложности выше среднего, тупость оппонентов и однополчан можно и вовсе не заметить в пылу безудержного «экшена». Также порой не обнаружить и ляпы физической модели вкупе с гротескным антуражем игры.

Мощности современных игровых систем, будь то ПК или приставки последнего поколения, с лихвой хватает, чтобы скрыть мелкие упрощения под толстым слоем спецэффектов и впечатляющих масштабных видов. Красочные взрывы, роскошные модели техники, пыль, осколки и свистящие в трехмерном звуковом пространст-ве пули прочно приковывают внимание игрока на все 6— 8 ч, необходимых для полного прохождения однопользовательской игры.

Подобные качества были характерны для сериала и раньше, но лишь теперь они дошли до такого абсолюта, что можно сделать ряд весьма любопытных выводов. Нарочито невысокий реализм происходящего всегда считался уделом аркадных игр. В «стрелялках» от первого лица традиционно ценились качественная физическая модель и максимальный эффект присутствия, основанный в первую очередь на точной имитации реальных военных действий. Благодаря подобному подходу игры действительно получались весьма реалистичными и… мало подходящими как для широкой аудитории, так и для игровых приставок. Впрочем, отход от этих канонов чаще всего приводил к рождению очередного тупого и однообразного «мяса», вовсе никому не интересного.

Другое дело CoD. Разработчики, изначально взявшие за основу зрелищную, еще раз повторюсь, «киношную» модель подачи визуального ряда и несложный динамичный игровой процесс, к четвертой части добились впечатляющих успехов. Call of Duty 4 фактически иллюстрирует собой само значение термина Electronic Entertainment — электронное развлечение. В ней вы не найдете достойного поля для совершенствования своих «киберспортивных» навыков, не сумеете погрузиться в тщательно проработанную игровую вселенную на месяц-другой. CoD 4 — это способ увлекательно провести несколько часов за интерактивным шоу по мотивам технотриллеров Тома Клэнси в яркой обертке и без лишних заморочек. Вам вряд ли понадобятся «супергеймерская» мышь и соответствующая клавиатура, вполне сойдут и обычные. А еще лучше использовать игровой планшет приставки Sony PlayStation 3, поскольку именно здесь платформа ПК не дает больших преимуществ. Бешеная динамичность происходящего требует устойчивого количества кадров в секунду, что всегда было слабым местом игр на «персоналках», когда традиционно приходится выбирать между скоростью и качеством картинки. Даже на весьма шуст-рой машине с процессором Core 2 Duo и современной видеоплатой играть при высоком разрешении и максимальных настройках оказалось не слишком комфортно. Согласно показаниям утилиты Fraps, число кадров в секунду нередко падало с удовлетворительных 40 — 50 до совершенно неприемлемых 15 — 20. Разумеется, происходило такое как раз в моменты наиболее оживленных баталий, когда на экране присутствовал максимум персонажей и техники, производилось много выстрелов, взрывов и прочих красивых эффектов, охочих до производительности ПК.

Совершенно иное впечатление осталось после прохождения игры на PS3. При качестве картинки, аналогичном самому лучшему на ПК, динамика игры нисколько не зависела от насыщенности событий на экране. Управление прекрасно адаптировано для игрового планшета, однако ничто не мешает пользоваться мышью и клавиатурой. Впрочем, удобство игры с беспроводным манипулятором способно быстро изменить привычки… Пожалуй, Call of Duty 4 — один из первых представителей нового поколения развлечений, ярко демонстрирующих окончательную смену вех в индустрии. Эволюция устройств, сконструированных специально для игр и сопутст-вующих развлечений, дошла до той точки, где ПК уже не способны составить им адекватной конкуренции.

Впрочем, по нашей игровой традиции компьютер пока остается наиболее распространенной платформой для игр. Так что можно только порадоваться, что на рынке появилась новая яркая и увлекательная игра, и порекомендовать многочисленным адресатам CoD для ПК приобрести достаточно производительные комплектующие, чтобы не потерять ни в динамике игры, ни в качестве картинки. Поверьте, CoD того стоит.


Call of Duty 4: Modern Warfare

Системные требования: Pentium 4/Athlon 64-2400, 512-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель со 128 Мбайт памяти, 7 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP.
Разработка: Infinity Ward
Издание: «Новый Диск»