Давно замечено: «Россия — страна с непредсказуемым прошлым». Вчерашние бездарности становятся сегодня гениями, а «гении всех и вся» превращаются в недоучек. Родители большинства нынешних пользователей ПК воспитывались на рассказах о Ленине, современное же поколение вместо сказок о «курчавом Володе» изучает историю императорского семейства. Мифологизированную, естественно.
К этому делу подключили и компьютер: компания «МедиаХауз» стала издавать серию «Загадки истории России». Входящие в нее диски, по крайней мере два уже вышедших — «Тайна Николаевского дворца» и «Тайна бальной комнаты (Первый бал Зины Юсуповой)», — позиционируются как игры. Но помимо различных игр-миссий оба продукта содержат массу дополнительной информации. Это и виртуальные экскурсии по дворцам (Николаевскому и Юсуповскому), и история рода Юсуповых, и сведения о русско-турецкой войне, и история женского образования в России…
В принципе такой подход можно только приветствовать. Одно лишь мешает: когда читаешь иные «систематизированные энциклопедические данные», то невольно задаешься вопросом: если все было так хорошо, отчего же было так плохо? Впрочем, оставим споры об оценках личностей и их деяний специалистам и вернемся к серии.
Начнем с диска «Тайна Николаевского дворца». Сюжет игры незамысловат: накануне Первой мировой войны шпионка, подосланная «германцами», охотится за секретной картой, хранящейся в одном из тайников Николаевского дворца. Шпионку требуется обезвредить. Однако это сделать не так-то просто: «…в 1895 г. Николаевский дворец был предоставлен для обучения девочек из обедневших дворянских семей и стал называться Ксенинским институтом» (по имени великой княгини Ксении). Так что благородных девиц во дворце — пруд пруди. И попробуй догадаться, кто из них шпионит.
Впрочем, не все так безнадежно. Есть «первый домовой Петербурга» — Петя-Павлик, есть подсказки и, наконец, есть Великий князь Николай Николаевич. Их помощь плюс ваша сообразительность позволят пройти все этапы, найти секретную карту и «вычислить» похитительницу. Вам придется проявлять наблюдательность, обращаться за помощью к «Энциклопедии», а порой даже потребуется доказывать, что в голове у вас извилины, а не пустота.
Наряду с основными играми на диске содержатся и две дополнительные, в которые можно поиграть всякий раз, когда устанете от разгадывания дворцовых тайн. Первая из них «Шпионский тир». Стрелять здесь придется деньгами, потому что главное — перекупить или перевербовать агента противника. Вторая — собирание мозаики, или «пазла», как, следуя моде, называют ее разработчики. Следовать моде непредосудительно, но нет в русском языке такого слова — «пазл»! А уж слышать из уст Великого князя, что он де рекомендует своим офицерам собирать «пазлы»… Однако вернемся к игре: девять изображений, три уровня сложности, два вида элементов, на которые будет «раскромсано» выбранное изображение, — словом, вам будет чем заняться.
«Основные» игры также предлагают новые задания. Поэтому не спешите, однажды отличившись, откладывать диск, если, конечно, некоторое лукав-ство разработчиков не вызывает у вас аллергии. А оно, лукавство, начинается уже на обложке диска, где Николай I скромно поименован «русским царем». Формально придраться не к чему. Кто сказал — император?! Царь, русский царь. Это и звучит помягче, и воспринимается «по-домашнему».
А как вам такой перл из биографии Николая Николаевича (младшего): «В первую русскую революцию 1905 — 1907 гг. он совершил неслыханный поступок: с револьвером в руке ворвался в кабинет Николая II и потребовал у своего венценосного племянника подписать высочайший манифест о даровании свобод». И как быть с «объективными факторами», которым нас учили «марксисты-ленинцы»? Впрочем, не будем отвечать на вопросы философии и обратимся ко второму диску.
«Тайна бальной комнаты», как и предыдущий диск, рассчитан на детей 9 — 14 лет. Правда, правильнее было, пожалуй, адресовать его девочкам этого возраста. Ну, согласитесь, не мужское это дело — всякие там амурчики, польки-бабочки… Мужское дело — шпионов ловить. Хотя быть спасателем — тоже мужское дело. А именно спасением амурчиков вам и придется заниматься. Они такие шалуны, эти амурчики, так и норовят куда-нибудь залезть. А ведь без них не состоится первый бал Зины Юсуповой.
Но прежде чем выручить четырех бедолаг (именно столько амурчиков проживают в Юсуповском дворце), вам придется найти и восстановить «волшебную карту» дворца. Дальнейшие задания потребуют умения музицировать, наблюдательности, ловкости рук (точнее, пальцев)…
На каждую операцию спасения дается только одна попытка. Но отчаиваться не стоит: если правильно ответить на вопросы, связанные с историей дворца и рода Юсуповых, то можно заработать дополнительные попытки. Получить необходимые сведения легко из «Энциклопедии». Да и Петя-Павлик не откажется помочь.
Кстати, об «Энциклопе-дии». В отличие от той, что сопровождает предыдущий диск, эта не вызывает раздражения. Возможно, потому, что посвящена быту (дворянскому, разумеется). Вот названия лишь нескольких томов: «История женского дворянского костюма XVIII — XIX вв.», «Балы», «Язык цветов»… Сказанное вовсе не умаляет достоинств предыдущей «Энциклопедии». Такие ее тома, как «История Николаевского дворца», «История Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.», безусловно, будут полезны юным историкам (да и их родителям). Немало интересных сведений есть и в других томах.
Не будем забывать и об играх, иные из которых требуют работы «серых клеточек» даже у «детей очень старшего возраста».
А потому можно, наверное, закрыть глаза на отдельные «издержки», как упомянутые, так и неупомянутые.
Тайна Николаевского дворца
Тайна бальной комнаты (Первый бал Зины Юсуповой)
Системные требования: Pentium 4-1700, 128-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800×600 точек при отображении 65 536 цветов, дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/200/XP.
Разработка: «Клен»
Издание: «МедиаХауз»