Хорошо организованные и всесторонне продуманные игровые выставки становятся отличной традицией для портала DTF (www.dtf.com ). Четыре года назад им была проведена первая КРИ (Конференция разработчиков компьютерных игр), предназначенная в первую очередь специалистам, занятым в сфере российской игровой индустрии, а также прессе, чтобы ее представители смогли там вдоволь пообщаться с программистами. Недовольными остались лишь простые игроки: на КРИ было, конечно, интересно, но примерно 100 долл. (а именно столько стоило это удовольствие для тех, кто не занят в игровой индустрии и не входит в число журналистов) — слишком большая плата за то, чтобы просто поглазеть на новые проекты и послушать малоинтересные для рядового пользователя лекции по программированию или геймдизайну.
Так и оставались они «не у дел», пока все тот же DTF не организовал другую выставку — «ИгроМир», широкомасштабную и предназначенную «для народа». О ее дебюте мы уже рассказывали год назад. Она ориентирована на пользователей любого возраста, которые хотели бы интересно провести время, поучаствовать в шоу и принести домой множество призов, положительных эмоций и улыбок. Ноябрь 2006 г. стал памятной датой: именно тогда на территории бывшего СССР впервые в одном месте в одно время собралось такое огромное количество любителей компьютерных и консольных развлечений. Причем масштабы мероприятия поразили всех: первый же «ИгроМир» заткнул за пояс многие крупные европейские выставки схожей тематики.
Недавно столь успешное начинание получило продолжение — со 2 по 4 ноября прошел «ИгроМир-2007». Главное, что изменилось, — была устранена угроза оказаться затоптанным еще при входе в павильон, поскольку выставка продолжалась не два, а три дня. За это время ее посетили около 50 тыс. человек. Кроме того, практически вся территория павильона была плотно занята стендами, в результате чего общая площадь экспозиции составила 14 тыс. м2.
В общем, основные проблемы, имевшие место ранее, были решены. Ко всему прочему количество зон питания существенно увеличилось, мусора и очередей стало заметно меньше, а свободного пространства — больше. Также весьма порадовало то, что организаторы контролировали уровень шума со стендов: в 2006 г. это вызывало серьезные нарекания. Тогда особо хитроумные «шоумены», стремясь перекричать друг друга и привлечь к себе больше посетителей, не находили ничего лучшего, чем просто установить уровень громкости колонок на «максимум». В таких условиях сложно было услышать собеседника, даже стоящего рядом. На «ИгроМире-2007» данную проблему удалось решить с помощью специалистов, вооруженных приборами для измерения количества льющихся из колонок децибел.
Ряды «звездных» участников выставки — крупнейших отечественных и зарубежных игровых компаний — не слишком увеличились, но сам подход к организации стендов и шоу вышел на новый качественный уровень. К примеру, фирма «1С» развернула конструкцию исполинских размеров в центре павильона, украсив ее хорошо всем известной желтой символикой и транспарантами потенциальных хитов вроде Bioshock, FallOut 3, «Дальнобойщиков 3: Покорение Америки», SledgeHammer, «Полного привода 2: Hummer» и многих других. Планировка стендов «1С» оказалась удобной и зрелищной, и потому немудрено, что внимание публики было приковано к ней все три дня. На стендах, правда, все было традиционно: локализуемые и разрабатываемые игрушки, конкурсы и призы. Разработчики готовы были ответить на любой вопрос, касающийся их детища, и, конечно, здесь же фланировали «декоративные» девушки в нарядах самой разной степени откровенности.
На «ИгроМире-2007» стало также известно, что «1С» займется сегментом онлайновых компьютерных развлечений. Первым шагом в этом направлении станет издание и дистрибуция перспективной многопользовательской RPG Age of Conan: Hyborian Adventures студии Funcom. Она отличается от других игр своего жанра не только необычно мрачной вселенной, описанной Робертом Говардом, но и интересной боевой системой, массой чисто «социальных» фишек, красивой графикой и многим другим, чего не хватает современным MMORPG. Кроме того, «1С» анонсировала еще одну онлайновую ролевую игру — «Тайный город», созданную по мотивам одноименной серии книг фантаста Вадима Панова. События разворачиваются в «потусторонней» Москве, где господствуют магия и нечеловеческие расы, а жители сражаются между собой за истинную власть над столицей. Сюжет как нельзя лучше подходит для ладно скроенной ролевой игры, работает над которой небезызвестная московская студия Gaijin.
Но самым запоминающимся событием стало представление фирмой «1С» масштабного проекта «Правда о девятой роте», о котором рассказал сам Дмитрий Пучков («Гоблин») в первый же день выставки. На его основе планируется снять документальный кинофильм (усилиями того же «Гоблина»), а также сделать одноименную компьютерную игру (разработчиками из KranX Productions и Extreme Developers). С кинокартиной Федора Бондарчука данный проект никак не связан, хотя и рассказывает о сражении на высоте 3234. В «Правде о девятой роте» (имеются в виду и фильм, и игра) акцент делается именно на достоверности реконструкции знаменитого сражения, а не на художественном вымысле. Этим редким для нынешних продуктов свойством и решили покорять игроков.
«ИгроМир-2007» оказался богат на отечественных и зарубежных «звезд»: писатели-фантасты Сергей Лукьяненко и Вадим Панов, создатель скандальной игровой серии Postal Винс Дези, президент Epic Games Майкл Кэппс, продюсер многообещающего имитатора средневекового наемного убийцы Assassin’s Creed Джейд Реймонд и проч.
Российская студия Nival представила проект, ставший ярким событием выставки, — «Аллоды Онлайн». Это многопользовательская RPG, события которой происходят в космосе. В основе сюжета — противостояние двух фракций, одну из которых и предстоит выбрать игроку. Главная «фишка» — огромный уникальный и прекрасно проработанный мир, состоящий из тысячи необычных локаций. По словам Сергея Орловского, президента Nival Online, новая игра собирается покорить совершенно неведомые высоты. В распоряжении разработчиков бесценный опыт работы над такими громкими проектами, как «Демиурги», Silent Storm, «Блицкриг» и относительно недавний Heroes of Might and Magic V. Впрочем, не менее важна и денежная сторона вопроса: «Аллоды Онлайн» должны стать самым дорогим проектом за всю историю отечественной игровой индустрии. Это впечатляет, но вот насколько оправданными будут вложенные средства, выяснится еще не скоро — ее релиз намечен на 2009 г.
В целом выставка подтвердила наметившуюся тенденцию к значительному росту популярности онлайновых развлечений. Помимо описанных, на «ИгроМире» были представлены всевозможные онлайновые игры, начиная с фэнтезийной «Девять драконов» и заканчивая флибустьерской «Корсары Онлайн».
Стоит отметить и все более укрепляющиеся позиции приставок и видеоигр на российском рынке. Вот и на «ИгроМире» немалая часть громких анонсов и показов была связана именно с консольными игрушками.
Было также продемонстрировано несколько весьма интересных компьютерных игр, рассчитанных на одного пользователя. Например, очень любопытно выглядел скоростной боевик «Коллапс» украинской фирмы Creoteam, о котором сообщалось еще на позапрошлой КРИ. Не имея практически ни одной серьезной новации, «Коллапс» обладает какой-то фантастической харизмой, превращающей шинкование монстров в весьма увлекательный и даже эстетически приятный процесс. Если бы разработчики полностью реализовали все заявленные характеристики, то появился бы настоящий Prince of Persia, только в более современном и мрачном варианте.
Другой украинский боевик (на этот раз от первого лица), «Анабиоз: Сон разума», отличается еще более угнетающей атмосферой. Действие разворачивается в советский период. На потерпевшем крушение и затерянном атомном ледоколе наблюдаются различные аномальные явления. Задача игрока — не только выжить, но и разгадать тайну аварии и последующих мистических событий, происходящих на корабле. Украинские разработчики могут гордиться не только отлично удавшимся изобразительным рядом, но и набором весьма оригинальных особенностей. Так, главному герою все время приходится искать источники тепла, иначе он попросту замерзнет. И это в условиях смертельно опасных аномалий при постоянных атаках странных существ — порождений взрыва ядерного реактора и фантазии геймдизайнера.
На выставке было показано еще множество перспективных и многообещающих проектов — Assassin’s Creed, «King’s Bounty: Легенда о рыцаре», «Территория тьмы», «Беовульф», «Xenus 2: Белое золото»… Например, приехали почти все немецкие разработчики Far Cry 2. Это продолжение боевика, в свое время совершившего революцию в графических технологиях, оказалось настолько завораживающим, что многие присутствующие при показе не могли удержаться от аплодисментов и восторженных восклицаний. Чтобы выразить всю полноту эмоций, вызванных этой игрой, придется по-тратить не одну страницу печатного текста. Думаю, о ней вы еще не раз услышите.
В этой же статье куда правильнее будет упомянуть о «Золотой орде» — стратегии в реальном времени, обращенной, как легко догадаться, к эпохе татаро-монгольского ига. Каких-либо особо оригинальных идей разработчики не использовали, представив лишь традиционные для этого жанра. Повоевать можно будет за одну из трех сторон –- за мощных русичей, мобильных монголов или закованных в броню крестоносцев. Действие игры будет разворачиваться предположительно в XII в. Полагаю, может порадовать сам факт создания исторической стратегии в таком неожиданном и оригинальном «сеттинге».
Описать все интересные события «ИгроМира», конечно, сложно. За рамками статьи незаслуженно остались целый список интересных и перспективных игр, множество всевозможных развлечений, а также масса положительных эмоций, которые вынесли с выставки даже скептически настроенные посетители. И это, пожалуй, главное.