Вот и Тоширо Ио (Tocio Iue) решил назвать свою компанию со смыслом и красиво.
Нужно всего два иероглифа, чтобы на традиционном японском языке написать фразу «три океана». Один из них, «сан» обозначает цифру «три», второй, «йо» — «океан». (Мы привыкли видеть англоязычный вариант этой фразы — Sanyo. В ней скрыта не только красота, но и честолюбивое намерение компании поставлять свою продукцию по всему миру — через три океана.)
Свояк свояка…
Это не просто аналогия с известной поговоркой «Рыбак рыбака…», в данном случае дело действительно обстояло именно так. Два свояка были основателями компаний Panasonic и Sanyo, ставших впоследствии гигантскими. Президент первой фирмы был женат на родной сестре Тоширо Ио, а тот, в свою очередь, на его сестре. Можно только догадываться, какую роль сыграл в появлении «трех океанов» пример мужа сестры, уже развивавшего к тому моменту собственный бизнес. Однако наш герой оставил Matsushita Electric и занялся организацией производства наборов для освещения, устанавливаемых на велосипедах. Такие наборы состояли из фары и генератора, нередко называемого динамо-машинкой. В начале 50-х годов прошлого века в Японии, которая только-только стала подниматься после тяжелого поражения во Второй мировой войне и ядерных бомбардировок, велосипед был первым доступным широким слоям населения атрибутом благополучной жизни. А никелированные блестящие аксессуары как нельзя лучше его дополняли и помогали обладателям такой красоты выглядеть самыми счастливыми среди удачливых.
Несколько позднее пришло время, когда такое устройство, как телевизор, стало считаться признаком народного благосостояния, и самое непосредственное участие в приближении этого момента приняла фирма Sanyo. Однако между выпуском велосипедных фар и началом массового производства телевизоров прошло немало лет.
В гармонии с природой
Неизвестно, каковы были замыслы отца-основателя фирмы (хотя хочется думать, что именно этого он и желал), но все ее дальнейшее развитие продемонстрировало правоту утверждения: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Через всю историю разработок проходят отголоски принципов гармоничного сосуществования с природой, реализованных в первом велогенераторе. (Кстати, создан он был еще во время пребывания Тоширо Ио в Matsushita. О его уходе оттуда стоит сказать отдельно. То, что изобретатели тем или иным способом «уносят» с собой разработанные ими конструкции и, усовершенствовав, продолжают выпускать в другом месте, дело довольно обычное, а вот то, что при этом за ними, вопреки всякой логике, сохраняется прежняя торговая марка, — случай уникальный. Еще более странно, что Matsushita также продолжила выпускать осветительные наборы для велосипедов, правда, под другим названием).
Вслед за «преобразователем энергии велосипедиста», выпущенным в 1947 г., появилась первая в мире пузырьковая стиральная машина, экономящая моющие средства, затем солнечные батареи, совершенствованием которых занимаются и по сей день, создав при этом, в частности, гибкие и легкие панели, мечту путешественников всего мира. (Следует заметить, что все известные мировые производители литий-ионных химических источников тока купили лицензию у Sanyo, продемонстрировавшей их в 1975 г.)
Эта сопровождающая всю деятельность фирмы сверхидея нашла свое отражение в девизе Sanyo: «Think Geia». Если, вспомнить, что в греческой мифологии Гея — богиня Земли, то можно перевести его как «Думай о Земле». Впрочем, вполне вероятно, что смысл фразы еще глубже. Но все же самое важное то, что свой девиз компания постоянно воплощает в жизнь, создавая новые разработки, среди которых «солнечный дом», коллекторы на тепловых трубках, топливные элементы и даже звуковая установка для спасения птиц, работающая на солнечных батареях.
Музей Sanyo — парк электроники советского периода
Никогда прежде посещение музеев известных фирм не навевало столько ностальгических воспоминаний о тех славных годах, когда приобретение любой бытовой техники, особенно, как теперь говорят, аудио и видео, было в нашей стране событием из ряда вон выходящим. Первые транзисторные приемники Sanyo внешне очень похожи на те, что были предметом вожделения в бывшем Советском Союзе в 60-е годы прошлого века. Внушительных размеров стереофонические радиолы подозрительно напоминают прямоугольный дизайн выпускавшихся в Прибалтике приемников «Эстония». А вот первый черно-белый ламповый телевизор я уже встречал в другом музее — неподалеку, в Южной Корее. Под своей маркой Sanyo его выпускала с 1970 г. совместно с фирмой Samsung, тогда малоизвестной в данной области. С успеха этого изделия и началась «электронная» история Samsung. Такие ТВ-приемники поставлялись не только в страну-производитель, но и через океан, в Латинскую Америку. (Об этом см. «Технология прыжка», «Мир ПК», №10/03, с. 122, http://www.osp.ru/pcworld/2003/10/166672/ ).
А еще на просторах нашей родины был популярен телевизор «Рекорд», похожий всем, вплоть до пластмассовых накладок, на описываемый японский. Видимо, именно с тех пор многие отечественные знатоки, имевшие тогда доступ к импортной технике, стали считать, что лучшие в мире кинескопы производятся именно в Sanyo.
Кроме того, одной из первых в мире эта фирма разработала и ПК, но в нашей стране не было выпущено ни одного похожего аппарата. Источником для копирования изделий такого класса была выбрана IBM.
Завод по сборке проекторов
Хотя это и вполне объяснимо, вызывает сожаление, что объем информации, предоставляемой журналистам во время экскурсии по заводу той или иной фирмы, обратно пропорционален количеству уникальных «ноу-хау», заложенных в наблюдаемый этап создания изделия. Мне удалось на достаточном числе экспериментов, проведенных на разных континентах, не раз подтвердить эту зависимость. Девушка, проводившая экскурсию по цехам, где собирают видеопроекторы Sanyo, была не только немногословна, но и явно зажата в рамках утвержденного текста, уместившегося на одной стороне листа формата А5. Правда, написан он был иероглифами.
Увидеть что-либо собственными глазами также было трудно, поскольку дело осложнялось тем, что основные, самые трудоемкие операции сборки оптического блока проводятся в «чистых комнатах». (Ведь даже самая небольшая пылинка, попавшая на ЖК-матрицу, через которую проходит световой поток, будет увеличена на экране в тысячи раз и превратится в неопознанное чудовище!) В данном случае поддержание нужной чистоты воздуха представляет собой даже более сложную задачу, чем, например, при производстве интегральных схем. Там процессы проходят при минимальном присутствии людей в чистых зонах, а настройка — кропотливый и не слишком быстрый процесс, с трудом поддающийся автоматизации. Поэтому под такие процессы отводятся достаточно большие помещения, где кроме сборочных находятся еще и около двух десятков мест настройки, каждое из которых к тому же должно быть зрительно изолировано от соседних плотными шторами, защищающими тестовые экраны от засветки.
Для обеспечения качественного сведения лучей приходится вручную вращать 12 небольших регулировочных винтов в металлических рамках матриц, чтобы добиться наилучшего результата. После этого они запаиваются, а весь оптический блок герметизируется.
Две диафрагмы в системе с соответствующим названием (Twin Iris), динамически изменяя световой поток в зависимости от текущих настроек и характеристик кадра, позволяют улучшить восприятие контрастности изображения. Яркость лампы может изменяться на 20 %, что также способствует этому. Кроме того, можно вручную подстраивать диафрагму объектива с помощью ПДУ.
Кроме ЖК-матриц важнейшей частью оптического блока являются так называемые дихроичные зеркала — многослойные системы, отражающие свет только одной длины волны.
Для особо мощных проекторов, устанавливаемых в больших зрительных залах, была разработана новая конструкция оптического блока, позволяющая создавать изображения с самой высокой яркостью в мире — до 15 тыс. ANSI лм.
Слияние трех океанов
В настоящее время не будет преувеличением сказать, что Sanyo — единственная фирма, выпускающая видеопроекторы для все случаи жизни: от легких мобильных для показа презентаций до монстров, использующихся для демонстрации кинофильмов в больших залах. Для абсолютизации этого утверждения Sanyo даже чуть-чуть изменила своей коронной ЖК-технологии и дополнительно освоила выпуск двух микрозеркальных (DLP) аппаратов.
Новая ультракороткофокусная модель PLC-XL50 благодаря интеграции в одном блоке объектива и особого асферического зеркала не просто позволяет создавать изображение с диагональю около 2 м на расстоянии 8 см до экрана (от корпуса проектора), но и открывает новую область применения — мобильное напольное проецирование. При этом источник просто ставится вертикально, задней стенкой на пол, а зрители любуются картинкой, разместившись вокруг.
А в случае классического применения не стоит и говорить, насколько удобнее располагать проектор позади выступающего, который теперь может не бояться показаться зрителям «не слишком прозрачным».
Сейчас Sanyo наряду с уже упомянутыми развивает множество направлений, для рассказа о которых, к сожалению, не хватит и всего журнала. Достаточно отметить, что численность персонала компании Sanyo Electric и ее дочерних фирм достигла 94 тыс. человек. Замечательно и то, что при всем разнообразии создаваемых изделий разработчики фирмы за 60 лет ее существования всегда руководствовались принципами экономичности и экологичности.
Пожалуй, самой известной продукцией этой компании в нашей стране ныне стали видеопроекторы. В них соединяются три области знаний, три океана, где Sanyo чувствует себя как рыба в воде, – оптика, электромеханика и электроника. Все получается гениально просто, как в велофаре.
Благодарим фирму СТС Capital (www.ctccapital.ru ) за помощь в создании этого материала.