Уже полгода не утихает шумиха вокруг игры S.T.A.L.K.E.R. Творение GSC Game World и впрямь стало одним из самых интригующих проектов последних лет. Изначально замыслы разработчиков были крайне смелыми. Они обещали абсолютно нелинейный сюжет и практически полную свободу действий в «едином мире» радиоактивной зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. В игре предполагались широчайшие возможности использования техники, транспорта и прочих окружающих предметов. Анонсы и пресс-релизы обещали: «Да, вот оно, истинное воплощение виртуальной реальности». Увы, благие намерения создателей продукта в очередной раз повели их по протоптанной тропинке. Разработка затянулась на шесть лет, и S.T.A.L.K.E.R. вплотную приблизился к статусу индустриальной притчи во языцех, подобно Duke Nukem Forever, выхода которого мы ждем уже двенадцатый год. «Тень Чернобыля» злые языки успели окрестить «Ждалкером», и, нельзя не признать, это совершенно верно описывает отношение «игровой общественности» к проекту.
Естественно, что разработчики, установившие такие высокие планки и безнадежно затянувшие этим дату выхода, вынуждены были год за годом по кусочку лишать игру обещанных «вкусностей». Вскоре после ее появления раздалось множество возмущенных голосов игроков, не нашедших в «Сталкере» и доли анонсированных свободы и нелинейности.
Результатом многих лет работы стал тривиальный FPS, пусть и с немалым количеством дополнительных возможностей. Впрочем, если посмотреть на игру, освободившись от несбывшихся ожиданий, то она выглядит не столь негативно.
Итак, чем же способны порадовать приключения в радиоактивной зоне? Сразу же бросаются в глаза высокий уровень графического исполнения игры и весьма высокие системные требования. Красивые спецэффекты, реалистичные текстуры, смена дня и ночи —- к визуальному ряду претензий практически нет. Несколько портит впечатление невнятная физическая модель, но в целом игра смотрится более чем современно и симпатично. Впрочем, никакая графика не сделает проект «блокбастером» без интересного «геймплея», а с этим все куда сложнее и неоднозначнее.
За годы разработки от ролевой системы остались лишь смутные воспоминания. «Прокачка» героя сделана скучно, многочисленные мини-задания поражают своей примитивностью и вторичностью. В общем, если пытаться найти здесь хотя бы проблеск привлекательности, то о RPG стоит сразу же забыть и рассматривать игру как «продвинутый шутер». Но и в такой ипостаси «Сталкер» способен доставить игроку немало интересных минут. В мире, где ничего не дается даром, даже приобретение подходящего арсенала потребует смекалки и ловкости. В зависимости от задания выбор оружия бывает крайне важен. Сумеете ли вы найти, к примеру, АК в начале своего пути? Если нет, то каждый ваш шаг будет связан с мучительной попыткой просто-напросто выжить. Искусственным интеллектом противники, увы, не блещут. Но базовых навыков группового ведения боя, помноженных на фантастическую меткость и реалистичную модель повреждений, будет достаточно, чтобы превратить путешествие по «зоне» в настоящее испытание для игрока.
Несмотря на «прибитые гвоздями» и весьма банальные задания, проходить игру можно несколькими путями. В этом отношении «Сталкер» больше всего напоминает недавно описанную нами «Xenus. Точка кипения». В них обеих бессмысленно искать глубину и нелинейность, но имеющегося разнообразия вариантов вполне достаточно, чтобы надолго сохранить интерес к игре.
Точно так же, как и с «Точкой кипения», вам вряд ли удастся прогнать от себя мысль, что еще немного усилий разработчиков — и мы получили бы по-настоящему интересный и самобытный проект. В любом случае атмосфера и динамика игры, а также дефицит подобных продуктов не позволяют обойти «Сталкера» вниманием. Искренне хотелось бы верить, что грядущие «заплатки» и дополнения выведут «Тень Чернобыля» на уровень, достойный шести лет ожиданий.
S.T.A.L.K.E.R.
Системные требования (минимальные): Pentium 4-2000/Athlon XP 2200+, 512-Мбайт ОЗУ, видеоплата наподобие GeForce 5700/Radeon 9600 с памятью 128 Мбайт, 10 Гбайт свободного дискового пространства, DVD-накопитель, наличие подключения к Интернету для игры по Сети, совместимая с DirectX 9.0 звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000 SP4/XP SP2.
Разработка: GSC Game World
Издание: GSC World Publishing