Интерес к блогам — этому феномену в Интернете в целом велик и проявляется не только как к средству самовыражения пользователей, но и с точки зрения рекламной деятельности, и даже со стороны спамеров. Поэтому полезно иметь представление о блогосфере Рунета как ближайшей к российским пользователям. Сделаем это благодаря любезно предоставленным материалам компании «Яндекс», полученным с помощью услуги «Поиск по блогам Яндекса» (www.blogs.yandex.ru) по состоянию на весну 2007 г.
Русскоязычная блогосфера (2 млн. блогов) составляет всего 3% от мировой, но зато растет существенно более высокими темпами, нежели последняя, — за последние полгода увеличилась на 74%, в то время как мировая — на 41%. Любопытно, что новые русскоязычные блоги появляются со скоростью в среднем 260 в час. Они ведутся в основном на 27 блог-хостингах (в их число включены службы размещения дневников, содержащие более 200 блогов). Российская служба размещения дневников уже содержит 72% всех блогов. Самой популярной службой в России по-прежнему остается американская LiveJournal.com, но по общему количеству блогов и количеству новых сообщений в день ее почти догнала российская LiveInternet.ru. Вместе с тем суточная аудитория посещающих эти службы пользователей пока разнится существенно — 600 тыс. и 160 тыс. соответственно.
Вместе с блогами на общедоступных блог-хостингах растет количество «автономных» блогов, называемых standalone-блогами. Их количество к марту 2007 г. достигло 9 тыс. Большинство из них, 71%, используют «движок» WordPress. Другая популярная программа Movable Type за последние полгода серьезно утратила свое влияние.
Интересен «портрет» среднестатистического пользователя русскоязычной блогосферы. Его возраст на LiveJournal — 26 лет, а на LiveInternet.ru и Diary.ru — 19 и 20 лет соответственно. Девушка-блоггер не только основной автор, но и читатель записей в других блогах. По данным агентства TNS Gallup за февраль 2007 г., в аудитории поиска по блогам доля москвичек в возрасте от 12 до 17 лет почти вдвое больше, чем других столичных пользователей Интернета. Русскоязычные блоггеры живут не только в России, но главным образом в разных столицах и крупных городах мира.
Характеризуя блогосферу, составители обзора компании «Яндекс» выделяют авторов в соответствии с их так называемой «авторитетностью» — интегральным показателем, основанным на данных о том, как часто другие блоггеры ссылаются на рассматриваемый блог (своеобразный «индекс цитирования» в ИС), кто именно ссылается, каково количество комментариев в блоге, количество известных поисковику «Яндекс» читателей блога, а также на других данных о блоге и его положении в блогосфере. В обзоре приведена таблица с первой десяткой авторов русскоязычной блогосферы, обладающих наиболее высокой «авторитетностью», с указанием количества читателей.
Другим компонентом блогосферы являются коллективные блоги, которые ведутся сообществами пользователей. Их отличает форма участия пользователей: можно задавать вопросы, обсуждать темы с единомышленниками и оставлять записи по разным поводам. Такие сообщества популярны. Более 40% русскоязычных блоггеров либо читают в них блоги, либо состоят в них. Правда, в данном обзоре не учтены технические сообщества, а некоторые блог-хостинги автоматически подписывают на них всех своих участников. Наиболее популярны в русскоязычной блогосфере следующие сообщества: advertka — о рекламе, drugoe_kino — о кино, ru_photosop — о программе Photoshop и др.
Что касается тематической направленности блогов, то блоггеров интересуют прежде всего упомянутые в СМИ новости, изменения, касающиеся праздников, и политические события.