Так что же произошло в Бонне, где Владимир Крамник практически сразу после «объединительного» матча за звание чемпиона мира решил сразиться с последней, десятой, версией игровой шахматной программы, которую, должно быть, в память о первой победе над Гарри Каспаровым назвали Deep Fritz. Гроссмейстер проиграл матч со счетом 4:2.
В целом партии в этом соревновании для Крамника складывались не лучшим образом, так как уровень игры программы стал значительно выше и, по мнению М. Донского, поднялся от «Каиссы», игравшей, как второразрядник, до гроссмейстера. И дело не только в скорости работы программы или в глубине анализа возможного хода противника. Все в большей мере на человеке сказывается психологический прессинг, возникающий из-за совокупной мощи шахматного Голема и требующий от игрока колоссального физического перенапряжения при ведении партии. А это приводит к снижению качества его игры — именно здесь в первую очередь, как нам кажется, следует искать причину «зевка» В. Крамника во второй партии.
Несмотря на то что в целом качество партий в матче высокое, тем не менее и В. Крамник, и Маттиус Файст, разработчик программы Deep Fritz 10, отметили недостатки: в постановке дебютов в некоторых партиях гроссмейстера у программы несколько неубедительных и «даже смешных» ответов на ходы. Разумеется, М. Файст в интервью газете «Советский спорт» с удовольствием отметил: «Я очень доволен игрой программы: Deep Fritz проявил себя как вполне зрелый шахматист высокого гроссмейстерского уровня».
В прошедшем матче «двух гроссмейстеров» с особой остротой комментаторы подчеркивают неравное положение партнеров: шахматная программа, можно сказать, имеет на вооружении значительно больший объем полезной информации и даже знаний о поведении противника, нежели человек, и то, что ему, как и программе, в ходе матча было разрешено обращаться к базе шахматных партий, означает естественное выравнивание условий проведения подобных матчей. Анатолий Карпов, двенадцатый чемпион мира по шахматам, считает, что наряду с этой уступкой человеку в подобных соревнованиях следует изменить и регламент каждой партии в сторону увеличения для человека времени, отводимого на партию. Но в прошедшем соревновании регламент был составлен следующим образом: партии игрались через день, а времени давалось два часа на первые 40 ходов и по одному часу на последующие 16 ходов.
Итак, чем же интересен прошедший матч?
Лишний раз люди получили подтверждение, что к борьбе с программой необходимо всесторонне готовиться. Ничего не изменилось лишь в начале партии, право выбора программой первого хода осталось за человеком, ее создавшим (или оператором). Тактическое и стратегическое ведение партии программой стало более совершенным и менее удобным для человека-соперника, опасность перехода в цейтнот серьезно сказывается на проблеме выбора игроком хода в партии. Более высокая скорость анализа и его возрастающая глубина также давят на психику при выборе шахматистом практически любого хода, так как понуждают играющего тщательнее вести свой анализ. Но у программы нет психического напряжения, а у человека оно сильно сказывается на ведении им партии. Данный матч показал, что результаты соревнования интуитивных знаний человека и более мощных переборных возможностей, заложенных в программе, при жестких ограничениях регламента матча складываются не в пользу человека. Проведенное в соревновании в рамках двух дебютов тестирование программы человеком или, наоборот, человека программой, дало повод для размышлений как шахматистам, так и разработчикам игровых программ.
В заключение приведем текст последней партии матча.
Deep Fritz — В. Крамник
1.e4 c5 2. Kf3 d6 3. d4 cd4 4. K:d4 Kf6 5. Kc3 a6 6. Cc4 e6 7. 0—0 Ce7 8. Cb3 Фc7 9. Лe1 Kc6 10. Лe3 0—0 11. Лg3 Крh8 12. K:c6 bc6 13. Фe2 a5 14. Cg5 Ca6 15. Фf3 Лab8 16. Лe1 c5 17. Cf4 Фb7 18. Cc1 Kg8 19. Kb1 Cf6 20. c3 g6 21. Ka3 Фc6 22. Лh3 Cg7 23. Фg3 a4 24. Cc2 Лb6 25. e5 de5 26. Л:e5 Kf6 27. Фh4 Фb7 28. Лe1 h5 29. Лf3 Kh7 30. Фa4 Фc6 31. Ф:c6 Л:c6 32. Ca4 Лb6 33. b3 Крg8 34. c4 Лd8 35. Kb5 Cb7 36. Лfe3 Cb6 37. Лe5 C:c1 38. Л:c1 Лc6 39. Kc3 Лc7 40. Cb5 Kf8 41. Ka4 Лdc8 42. Лd1 Крg7 43. Лd6 f6 44. Лe2 e5 45. Лed2 g5 46. Kb6 Лb8 47. a4. 1:0.