Жизнь полна импровизаций
Однажды на отдыхе летним вечером 2003 г. у меня возникла мысль: странно, что до сих пор никто не придумал, как играть в шашки вчетвером. Первые попытки расставить на 100-клеточной доске шашки четырех цветов таким образом, чтобы все игроки имели равные возможности в начале игры, ни к чему не привели. Тогда мне подумалось — бесполезное занятие.
И как часто бывает, решение задачи пришло неожиданно. Что, если вместо 100-клеточной доски использовать 121-клеточную доску, а шашки расставлять не на темных клетках, а на светлых? Иными словами, вместо доски с четным числом клеток с каждой стороны (в данном случае 10) использовать доску, насчитывающую нечетное их число (здесь — 11). Отличие в расстановке шашек еще и в том, что они располагаются на доске в три ряда таким образом, что образуют фигуру, напоминающую равнобедренную трапецию, обращенную малым основанием к центру доски. Причем боковые шашки каждого цвета соприкасаются с боковыми шашками двух других цветов (рис. 1). Это придало дополнительный динамизм игре. Название игры CheckersPlay4 возникло как-то само собой. Оно образовано от английских слов Checkers — шашки и Play — игра.
Рис. 1. Расстановка шашек в начале игры CheckersPlay4 на 121-клеточной доске |
Оставалось только определить очередность хода шашек и систему подсчета набранных игроками очков. Автором было принято решение: играющие делают ходы в порядке очередности против часовой стрелки: синие, зеленые, красные и фиолетовые. Шашки последней линии являются дамками.
Приняв весовое соотношение дамки и простой шашки равным 4:1, набранное игроками число очков можно определить по следующей системе.
Почему весовое соотношение дамки к шашке составляет 4:1? Ответ прост: одна дамка может перекрывать ход четырем шашкам соперников, удаленных на расстояние более одной клетки от нее в четырех направлениях. Дальнейшая игровая практика подтвердила правильность данного соотношения.
На первый взгляд ведение счета может показаться сложным. На самом деле это не так. Важно помнить два обстоятельства: число игроков, продолжающих игру на данный момент, и сумму шашек и дамок у каждого из них. Например, игра закончилась победой одного игрока. В этом случае он получает 9 очков — максимальное количество.
Два игрока продолжают игру. Первый из них, у которого сумма шашек и дамок больше, получает 8 очков, а второй — 7. Если суммы равны, игроки получают по 7,5 очка.
Далее, три игрока продолжают игру. Первый игрок с максимальной суммой получает 6 очков, второй — 5, а третий — 4 очка, если сумма второго игрока больше суммы третьего. Если суммы первого и второго игроков равны и больше суммы третьего игрока, они получают по 5,5 очка. Если суммы второго и третьего игроков равны, они получают по 4,5 очка. Если же суммы всех игроков равны, они получают по 5 очков.
Наконец, четыре игрока продолжают игру. Первый игрок, у которого сумма максимальная, получает 3 очка, второй — 2, третий —1 очко, если сумма второго игрока больше суммы третьего игрока. Четвертый игрок, у которого сумма минимальная, получает 0 очков. Если суммы первого и второго игроков равны и больше сумм третьего и четвертого игроков, они получают по 2,5 очка, а третий и четвертый игроки получают по 0,5 очка, если их суммы равны. Если суммы первого, второго и третьего игроков равны и больше суммы четвертого игрока, они получают по 2 очка. Если суммы второго, третьего и четвертого игроков равны, они получают по 1 очку. Если же суммы всех игроков равны, они получают по 1,5 очка.
Практика — критерий истины
Когда принципиальные задачи были решены, возникли два вопроса: на чем и чем играть? И будет ли игра CheckersPlay4 интереснее 100-клеточных шашек?
Ответ на первый вопрос был найден быстро. На большом листе плотной бумаги нарисовали 121-клеточную доску (рис. 1). Вместо шашек использовали разноцветные пластиковые крышки от йогуртов.
Когда все было готово, наступил момент истины. После первых же сыгранных партий стало очевидно — игра стоит свеч! Благодаря участию четырех игроков ее результат трудно прогнозировать. Лидер партии может проиграть, если остальные игроки смогут действовать против него совместно. Одним словом, все как в жизни.
Совершенству нет предела
Использование доски, насчитывающей нечетное число клеток с каждой стороны, навело в дальнейшем на мысль увеличить ее размеры до 169 и 225 клеток (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Расстановка шашек в начале игры CheckersPlay4 на 169-клеточной доске |
Рис. 3. Расстановка шашек в начале игры CheckersPlay4 на 225-клеточной доске |
Практика показала, что хотя игра CheckersPlay4 на 225-клеточной доске в начале партии не столь динамична по сравнению с играми на 121- и 169-клеточной досках, но ее исход прогнозировать трудно. Это связано с тем, что на 225-клеточной доске располагаются по 22 шашки каждого цвета в четыре ряда. Но именно своей непредсказуемостью особо ценен игровой вид спорта.
Поскольку размеры досок игры CheckersPlay4 больше размеров 100-клеточной доски, не говоря уже о 64-клеточной доске, пришлось отказаться от привычного буквенно-цифрового обозначения клеток для ведения записи ходов и перейти только на цифровое. При этом отсчет клеток ведется от верхнего ряда к нижнему слева направо. Практика показала, что такая форма записи ходов удобна, к ней можно быстро привыкнуть. На рис. 4 представлена позиция в партии на 121-клеточной доске и затем текст с записью ходов от начала партии до положения на рисунке.
Запись ходов партии, представленной на рис. 4 1 B 14-19 G 18-24 К 47-42 P 32-26 2 B 8-14 G 40-35 R 46-40 P 26-31 3 B 3-8 G 34х46 R 52х40х30х18 P 21-26 4 B 15-20 G 12х24 R 42-37 | |
Рис. 4. Положение в партии на 121-клеточной доске |
При желании в CheckersPlay4 могут играть три игрока. Но, должен признать, это рассчитано на любителей.
Проведенный автором информационный поиск показал, что игра CheckersPlay4 в мире не имеет аналогов.
Это вы можете
Те читатели, кто не поленится и сделает игру CheckersPlay4, как когда-то поступил автор, получат немало удовольствия. Также необходимо отметить, что игра несет важную социальную функцию объединения людей — от детей 7—8 лет до лиц пожилого возраста. Это придает дополнительную привлекательность совместному отдыху в кругу семьи и друзей. У детей развиваются логическое и тактическое мышление, умение принимать компромиссные решения, как нередко это приходится делать взрослым людям в жизни.
Распространяя игру, важно помнить, что она защищена авторским правом.
В настоящее время автор игры работает над онлайновой версией, а также над возможностями, связанными с использованием мобильных устройств.
С автором можно связаться по его электронному адресу: vutencov@mtu-net.ru.
CheckersPlay4
Системные требования: компьютер IBM-совместимый или Macintosh, для запуска требуется программа Macromedia Flash Player 7.
Поддерживаемые ОС: Windows 98/2000/XP/2003, Mac OS X.
Размер дистрибутива: 1680 байт.
Язык программного кода: Action Script 2.0 компании Macromedia.
Система подсчета набранных игроками очков
Игроки | Очки | |||
B | G | R | P | |
B | 9 | 0 | 0 | 0 |
B>G | 8 | 7 | 0 | 0 |
B=G | 7,5 | 7,5 | 0 | 0 |
B>G>R | 6 | 5 | 4 | 0 |
B>G=R | 6 | 4,5 | 4,5 | 0 |
B=G>R | 5,5 | 5,5 | 4 | 0 |
B=G=R | 5 | 5 | 5 | 0 |
B>G>R | 3 | 2 | 1 | 0 |
B>G>R=P | 3 | 2 | 0,5 | 0,5 |
B>G=R>P | 3 | 1,5 | 1,5 | 0 |
B=G>R>P | 2,5 | 2,5 | 1 | 0 |
B>G=R=P | 3 | 1 | 1 | 1 |
B=G=R>P | 2 | 2 | 2 | 0 |
B=G>R=P | 2,5 | 2,5 | 0,5 | 0,5 |
B=G=R=P | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
«В» означает синий цвет (от англ. Blue — синий), «G» (Green) — зеленый, «R» (Red) — красный и «P» (Purple) — фиолетовый. Например, B=G>R>P следует читать: суммы синих и зеленых шашек и дамок равны и больше сумм красных и фиолетовых шашек и дамок, а сумма красных шашек и дамок больше суммы фиолетовых шашек и дамок.