Так, об услугах, связанных с предоставлением средств и возможностей передачи и получения информации, т.е. о провайдинге, или о различных видах электронной торговли хорошо известно, но вот аренда ПО, его аутсорсинг или машинный перевод у нас в стране мало популярны. Хотя такие агентства, как Gartner или IDC, прогнозируют значительный рост подобных услуг уже в ближайшее пятилетие. Появилось понятие программного обеспечения как услуги (SaaS, software as a service; чуть раньше это называлось ASP, aplication service providing), с чем обычно связывают использование ПО с отчислением регулярных платежей за это. Конечно, распространение подобного сервиса зависит от типа ПО. Например, по мнению аналитиков из Gartner, к 2011 г. подобная модель работы с программами, получаемыми по подписке, станет обычной бизнес-практикой и коснется 25% всех используемых средств делового софта.
Что касается так называемого тяжелого софта (для CRM- или ERP-систем), то его в аренду берут реже. Но вместе с тем предложения в этой рыночной нише уже исходят от таких компаний, как IBM и Oracle, а также от некоторых других поставщиков ПО. На российском рынке хорошо известны попытки аутсорсингового использования программных продуктов в центре Data Fort фирмы IBS. При этом специфичные именно для российского рынка проблемы возникают из-за неопределенности отношений между разработчиками ПО и провайдерами в сфере предоставления лицензий на его аренду. Тем не менее IDC прогнозирует 100%-ный рост таких услуг в России.
Как сказал на партнерской конференции А. Андреев, директор по маркетингу компании ПРОМТ, популярность предоставления услуг машинного перевода по модели SaaS уже сейчас достаточно велика. Около 70 тыс. человек в сутки пользуются платными сервисами перевода, которые реализованы на сайте компании (имеются в виду переводы SMS-сообщений и диалога в службе знакомств и т.п.). По оценке аналитиков ПРОМТ, к 2011 г. не менее 40% ПО для машинного перевода будет предоставляться именно в качестве сервиса.
Фирма LETA и вовсе предлагает клиентам услугу по сдаче в аренду своего персонала. Вот как излагает А. Чачава, президент фирмы, суть проекта HR-GRID LETA, реализующего подобную услугу. Получив заказ на выполнение типовой ИТ-услуги, LETA распределяет работу между сотрудниками ИТ-подразделений участвующих в проекте компаний, в которых имеются людские ресурсы для выполнения сторонних работ. При этом компаниям, участвующим в подобном бизнес-процессе, будет выплачиваться около 20% от стоимости заказа.