Речь пойдет о бесплатных панелях инструментов (toolbar) для SEO-оптимизации и об их эффективности. Есть ли необходимость в их использовании? Если да, то что это дает пользователю? Помимо профильных Bar?Ometr, Page Promoter Bar и SeoBar примем во внимание «Яндекс.Бар» и Google Toolbar и посмотрим, смогут ли они оказать помощь при оптимизации сайта.

Google Toolbar

«Google Toolbar упрощает поиск и работу во Всемирной паутине настолько, насколько это в принципе возможно» — такое высказывание встретилось мне как-то в Интернете. Ну как не попробовать?

Google Toolbar: ради красивой надписи «Google» можно загрузить оперативную память лишними мегабайтами

Непривычное зависание IE при входе в Интернет прервала лениво всплывшая табличка Your google toolbar has been updated. Как говорится, и на этом спасибо. Русского языка нам не предлагают, ну и ладно, мы люди грамотные. Таблички «Please wait» «скрашивают» ожидание очередной порции информации и по крайней мере свидетельствуют о том, что что-то происходит.

Поиск в Google, блокировщик всплывающих окон и автозаполнение форм — стандартный набор. Кроме того, есть функция проверки правописания, которая также не работает с русским языком, с апломбом заявляя, что ошибок в слове «меблль» не найдено. Где можно ее применить — придумайте сами. По делу предложено: кэширование страниц Google, похожие страницы и ссылки на ресурс с использованием только средств Google.

Размер: 780 Кбайт.

Сайт: http://toolbar.google.com

Вывод: любителям Google подойдет, работу не упростит, но приятно.

«Яндекс.Бар»

«Яндекс» заботливо не предлагает ничего загружать отдельно и самостоятельно устанавливается в IE. Перезапустив браузер, обнаруживаю панель «Яндекс.Бар». Радует поиск и перевод с помощью средств как самого Yandex.ru, так и других порталов и полный набор всех служб «Яндекса» от почты до телепрограммы. Присутствует функция автоматического заполнения персональных данных.

«Яндекс.Бар»: установить в качестве домашней страницу http://www.yandex.ru

Но поскольку мы говорим о помощи SEO-специалисту, интересен раздел «подключаемые модули». Там есть два пункта: менеджер подсветки и веб-индикатор. Каких-то четверть часа на их подключение (то надо обновить, то зайти на сайт «Яндекса») — и перед вами кнопка «Этот сайт». При нажатии предлагается: найти все похожие документы, все страницы сайта, определить индекс цитирования и ссылки. Первые две функции выводят результат в этом же окне, переходя на yandex.ru и закрывая анализируемый сайт. Сомнительное решение! Второй раз воспользоваться не захочешь... И дальше не лучше. Выбираю «индекс цитирования» — и снова переход на «Яндекс» со скромной надписью: «Тематический индекс цитирования — 80». Ладно, открытие результатов в новом окне еще может заинтересовать тех, кто удовлетворится минимальной информацией о ресурсе. Теперь же мое мнение насчет сего инструмента отрицательное, а настроение крайне раздраженное.

Сайт: http://bar.yandex.ru

Вывод: если вы использовали "Яндекс.Бар" для работы с поиском и службами данного сервера, продолжайте это делать, а для SEO-анализа подберите другой инструмент.

Bar?Ometr

Не пользовавшись долгое время браузером Maxthon, нахожу и подключаю к нему Bar?Ometr. Стандартная процедура установки отсутствует — необходимо переписать все файлы в папку Plugin. Maxthon «беспокойно» заявляет о том, что вы используете этот модуль на свой страх и риск. Ну и ладно, нам не привыкать.

Первый вопрос — ну и где же он? В меню панелей не видно... Ах, вот она, кнопочка. Сразу стало интересно, как ее убрать и вернуть обратно. Оказывается, удалить можно только или всю панель модулей, или ничего.

Bar?Ometr: главное — кнопочку не потерять

Заходим на любой сайт, тыкаем в «кнопочку» и выбираем «параметры сайта». Всплывающее окно задумалось над ТИЦ (тематический индекс цитирования) и PR и вывело... только Google Page Rank (причины отсутствия второго показателя выясняются). Еще несколько попыток, но «Яндекс.ТИЦ» так ни разу и не появился. Только шкала PR выскочила в новом окне, которое каждый раз приходится искать в закладках открытых окон Maxthon. В настройках, помимо предложения сменить цвет подсветки внешних ссылок и поддоменов, ничего ценного не найдено. Maxthon в очередной раз куда-то «нырнул». Чтобы уговорить его вернуться, пришлось заново запускать — все с тем же предупреждением о большем риске использования «левых» модулей.

Окошечки, в которых выводится результат анализа, оказались одноразовыми — для каждого сайта необходимо закрывать окно с предыдущими результатами и вызывать новое, иначе ничего не происходит.

Есть подсветка noindex, внешние ссылки и ссылки по слову, страницы в «Яндексе» и нумерация в Google. Минимальный набор, который может подойти для проведения самостоятельного анализа сайта, но вряд ли устроит SEO-мастера.

Дабы отдать должное разработчикам, упомяну единственное очевидное достоинство: инструмент маленький.

Вывод: Maxthon опять пропал из моего поля зрения, и Bar?Ometr вместе с ним. Хотя, когда статья уже была написана, несколько раз мне все-таки удалось узнать ТИЦ некоторых страниц. Упорство всегда бывает вознаграждено.

SeoBar

Обнадеживающий и в то же время пугающий номер версии — 0.9. С одной стороны, видимо, скоро появится версия 1.0, которая будет качественно отличаться от этой, с другой — не очень хочется пользоваться недоделанной программой. Что ж, посмотрим.

Как и в предыдущих случаях, устанавливаем, запускаем, изучаем... Попытка перетащить SeoBar, прилипшее к Google Bar, на строчку вниз закончилась открытым окном новостей, причем новость была как раз про Google. Оказывается, в конце панельки бежит строка заголовков новостей, щелкаешь — и открывается сайт с этой статьей.

SeoBar: давно хотелось систематизировать «Избранное» в браузере

В «Настройке» настораживающее отсутствие каких бы то ни было вариантов, кроме опции отключения новостей и предложения проверять обновления каждый день (зачем?). Раз предлагают — отключим.

Дальше располагается «Избранное» с компьютера разработчиков — меню «SEO-ссылки», где можно найти все — от ссылок на сервисы по анализу страниц и русской морфологии до «Консультаций и обучения» и «Про деньги». Не хватает только навязчивой рекламы продуктов питания или «Виагры». Большая часть этих ссылок, конечно, «в тему», но если «Яндекс» свои четыре SEO-опции реализовывал с помощью собственных ресурсов, то здесь необходимо потратить как минимум полчаса на изучение всех ссылок, чтобы знать, чем можно пользоваться, а что есть предложение переписать демоверсию программы для оптимизации.

Но так или иначе, реализована часть необходимых функций — от вывода кэша в Google и PR-индекса до Whois-статуса и регистрации в каталогах.

Размер: 170 Кбайт.

Сайт: http://www.developing.ru/seobar

Вывод: проявив определенную сноровку и смекалку, можно применять SeoBar при анализе сайта для SEO-задач.

Page Promoter Bar

Более полутора мегабайт переписано с сайта производителя. Что же там в них есть? Сразу привлекает внимание красивая установка. Мелочь, а приятно. Открываем IE (была загружена версия именно для него).

Есть поиск по семи крупнейшим поисковикам. Им и воспользуемся, чтобы найти какой-нибудь «подопытный» сайт.

Для любой страницы производится автоматическое определение и вывод на панели программы тематического индекса цитирования «Яндекса» и Google Page Rank, причем последний выводится как в форме шкалы (сразу на панели инструментов), так и в виде цифрового значения на вкладке «Популярность». Ни разу не было замечено проблем с определением рейтингов, все удобно и наглядно.

Page Promoter Bar: наглядно, удобно, полезно

В каких каталогах «Яндекса», «Рамблера» и Dmoz находится сайт, узнаем с помощью пункта «Каталог». Нажимаем «Каталог», ждем, иногда довольно долго, и видим результат в том же выпадающем списке.

Следующее меню предлагает произвести поиск всех страниц сайта в трех системах (Google, «Яндекс», «Рамблер»), просмотреть кэш в Google, проанализировать ссылки со словами, вывести статистику ссылок, получить Whois-статус домена и подсветить noindex.

Page Promoter Bar: функций много, и все работают — редкое явление

Из нестандартных опций — анализ http-заголовков и просмотр файла robots.txt.

Большой набор всех необходимых функций, которые реализуются непосредственно самим toolbar, — хороший выбор для эффективной работы с сайтом.

Вкладка «Инструменты» предлагает десять довольно интересных функций, но для их использования необходимо иметь основной продукт — Page Promoter, полноценный рабочий инструмент для оптимизации и продвижения сайта. Использующим эту программу toolbar будет удобным дополнением, остальные же не получат возможности воспользоваться всеми заявленными функциями.

Размер: около 1,5 Мбайт.

Сайт: www.netpromoter.ru

Вывод: большая функциональность без использования сторонних сервисов, качественное исполнение всех опций позволяют Page Promoter Bar претендовать на звание лучшего вспомогательного инструмента для оптимизации сайта.

Всякая информация, как правило, субъективна, и окончательный вывод предстоит сделать тому, кто сам выберет для работы тот или иной «тулбар», который станет для него самым надежным и удобным.


Google Toolbar

Оценка:

Стандартные операции - поиск, автозаполнение, блокировщик всплывающих окон и анализ сайта - выполняются только средствами Google-ресурсов.

Системные требования: Windows 98 и выше, Internet Explorer 6.0+ или Mozilla Firefox.

Размер дистрибутива: 760 Кбайт.

Особенности: непреклонный Google-патриот.

Язык интерфейса: английский (возможно русский).

Условия распространения: бесплатно.

Разработчик: Google.com, http://toolbar.google.com


«Яндекс.Бар»

Оценка:

Уступает Google Toolbar в патриотичности только в разделе "Поиск", предлагая услуги основных российских поисковиков.

Системные требования: Windows 98 и выше, Internet Explorer 4.0+ или Mozilla Firefox.

Размер дистрибутива: 195 Кбайт.

Особенности: автоматическая установка с сайта.

Язык интерфейса: русский.

Условия распространения: бесплатно.

Разработчик: "Яндекс", http://bar.yandex.ru


Bar?Ometr

Оценка:

Минимальный набор функций для анализа сайта. Отсутствие возможности быстрого поиска. Может быть полезен неискушенному пользователю для самостоятельной экспресс-диагностики ресурса.

Системные требования: Maxthon или Mozilla FireFox.

Размер дистрибутива: 25 Кбайт.

Особенности: очень(!) маленький и незаметный.

Язык интерфейса: русский.

Условия распространения: бесплатно.

Разработчик: SeMaster, http://bar.semaster.ru


SeoBar

Оценка:

Поиск информации, уровень Page Rank и большое количество ссылок на различные SEO-ресурсы. Ссылок действительно много, какую-то часть из них можно успешно использовать для оптимизации сайта.

Системные требования: Internet Explorer или Mozilla Firefox.

Размер дистрибутива: 170 Кбайт.

Особенности: хорошая коллекция ссылок.

Язык интерфейса: русский.

Условия распространения: бесплатно.

Разработчик: Developing.ru, http://www.developing.ru/seobar


Page Promoter Bar

Оценка:

Стандартные возможности "тулбара" и полный набор функций для SEO-специалиста. Анализ страниц, ссылок, проверка индексации поисковыми системами и т.д. Удобство использования и хорошая скорость работы. Обязательно должен присутствовать на рабочем столе оптимизатора. Лидер данного обзора.

Системные требования: Windows 98 и выше, Internet Explorer 5.5+, Mozilla Firefox 1.5+ или Flock 0.4.

Размер дистрибутива: 1,8 Мбайт.

Особенности: большая функциональность, интеграция с Page Promoter.

Язык интерфейса: русский.

Условия распространения: бесплатно.

Разработчик: Netpromoter, http://www.netpromoter.ru/pagepromoterbar/index.htm