Что касается последнего, то мы, как и во времена Древнего Рима, прежде всего жаждем зрелищ. Конечно, поорать на стадионе соло или хором в полуголом состоянии, услышать комментарий, что футбол больше, чем игра, даже «наше все», — в это время, кроме пива и зрелища, нам ничего не надо. Однако, по образному выражению известного актера и страстного болельщика М. Боярского, теперь играют не в футбол, а в деньги. Игры мундиале напоминали и гладиаторские ристалища, и договорные матчи в том смысле, что тренеры и игроки их проводили в гипнотическом трансе, завороженные тем, сколько стояло на кону. И лишь африканские команды радостно, как дети, показали искренний — ну, как умеют на сегодня — футбол. Однако как же откликнулись на событие в ИТ-сообществе? Загодя IBM и Национальная футбольная лига США (NFL) объявили о разработке и внедрении решения на базе ИТ-стандартов для цифровых мультимедиасистем, предназначенного для лиги и компании NFL Films, занимающейся каталогизацией отснятого материала игр. Это решение, названное Digital Foundation, использует технологии IBM TotalStorage SAN File System и серверы на базе отраслевых стандартов IBM eServer xSeries с ОС Linux. Оно позволяет продюсерам или ведущим телепередач проводить на своем компьютере поиск по каталогу игр лиги и привлекать статистические данные, просматривать съемки отобранных игр в реальном времени, отсылать видеоматериалы редактору и создавать контентные подборки, которыми могут пользоваться разные продюсеры и ведущие одновременно.
В решении используется следующее ПО, разработанное IBM: для поддержки БД — DB2 Universal Database, для управления контентом — DB2 Content Manager и для эффективного управления архивированием данных и информацией — Tivoli Storage Manager. Пользуясь этими средствами, сотрудники NFL Films теперь могут получать доступ через компьютерную сеть даже к эксклюзивным материалам, съемкам тренеров NFL, и предоставлять их для аналитической работы и специальных телевизионных передач. В дальнейшем такой подход позволит осваивать новые рынки массовой информации (www.NFLFILMS.com).
Корпорация Microsoft также не осталась в стороне от футбольной темы. Она выпустила программу Microsoft Football Scoreboard, доступную для пользователей на русском и английском языках. С ее помощью буквально одним щелчком мыши можно было получать доступ к новостям чемпионата мира в Германии. Программа удобна в использовании: например, если не удавалось посмотреть матчи по телевидению, то, подключившись к Интернету, можно было узнавать многое о соревнованиях непосредственно с Рабочего стола ПК — познакомиться с результатами матчей, положением команд и выяснить расписание игр, а также, выбрав одну из 32 команд — участниц чемпионата, иметь всю доступную информацию о ней и отслеживать ее движение по этапам турнира; в режиме реального времени получать сообщения о некоторых событиях матча: забитых и пропущенных голах, наказаниях за нарушения. Программа Microsoft Football Scoreboard автоматически отображает данные в привязке к местному времени пользователя, у нее имеются и другие полезные возможности. Она распространялась бесплатно и легальным пользователям Microsoft Windows была доступна для загрузки на сайте www.microsoft.com/downloads/details.aspx&FamilyID=df6a6e6e-21af-4786-ad1d-a38e8bfda82&displaylang=ru (русский язык). Программу можно загрузить еще на 13 языках мира.
Если предыдущие два решения, предложенные корпорациями IBM и Microsoft, следует отнести к справочным информационным системам, то компания IDS Sheer представила аналитический инструмент для оценки футбольных матчей, который был опробован на товарищеском матче команд Германии и Японии. На чемпионате было записано более 40 матчей, анализ которых проводился на сайте www.improveyourteamplay.com с использованием модуля OrgAnalyzer известной информационной системы ARIS. Футбольные болельщики из числа сотрудников IDS Scheer, взяв за основу аналитические функции продукта ARIS Process Performance Manager (ARIS PPM), обычно используемой для контроллинга бизнес-процессов и его визуального отображения, приспособили программу для заинтересованных болельщиков. В настоящее время в онлайновом режиме доступен анализ матчей чемпионата мира 1974 г. и упомянутый выше товарищеский матч.
Пока то, что сделано на сайте с помощью модуля OrgAnalyzer, должно пройти оценку футбольных экспертов, только после этого модуль позволит воспроизводить различные тактики и типичные приемы, используемые командами на чемпионате мира 2006 г., и сравнивать подготовку команд с событиями реальных матчей. Так, на базе ключевых показателей описываются ресурсы команд, и разработчики полагают, что им удастся оценить, например, эффективность различных связок игроков и даже вклад отдельного игрока в победу команды.
Позволю себе все же выразить сомнение в том, что подобное моделирование будет эффективным, поскольку исходная модель игры команды очень сильно отличается от реальной игры. Надо сказать, это следует из того, что вообще системное представление на основе бизнес-процессов в редких случаях рассматривает модели, близкие к реальным системам.