Эта статья — отклик на «Синдром бесполезности» Андрея Суходуба (см. «Мир ПК», №3/06, с. 88). Речь там шла о появлении новой цивилизации киберлюдей, более совершенной, чем нынешняя, и о том, что человек передаст ей свою эстафету жизни.

Сегодняшний день

Исходя из тенденций развития компьютерной индустрии вывод в упомянутой статье совершенно логичен, но я хотел бы обратить ваше внимание вот на что: киберлюди — всего лишь одна из ветвей человечества будущего (если их вообще можно будет отнести к этой категории), и причем не следующая. До нее на данном направлении развития значатся киборги (кибернетические организмы), или люди с вживленными в их тела инородными механизмами и компьютерными устройствами. Первые из киборгов уже среди нас. Это люди с искусственными слуховыми и речевыми аппаратами, сложными протезами вместо конечностей (например, технология C-leg), искусственными почками, легкими и т.д. Новости об изобретениях для потенциальных киборгов печатаются в СМИ регулярно. Киберчеловек, т.е. думающее существо, созданное человеком в результате совершенствования компьютерной техники, проглядывается еще не так явственно, и пожалуй, с прогнозами Андрея Суходуба можно согласиться: как минимум два-три десятилетия до появления первых его представителей у современного человека еще есть. Пока мы еще можем беззаботно умиляться японским роботам, только еще научившимся бегать по лестнице, досадовать на непонятливость систем распознавания речи, которые нужно подолгу обучать, хмыкать на сервис gmail, угадывающий наши предпочтения и подсовывающий соответствующую рекламу, и изумляться еще многим новшествам из мира компьютеров. Но роботы уже преодолевают препятствия, наша речь распознается и наши предпочтения угадываются!

Альтернатива

Однако, как я уже упомянул, киберлюди — это хоть и реально возможный, но, что радует, не единственный вариант. Это лишь одна из ветвей человечества, и насколько она будет жизнеспособна, еще неизвестно.

Наравне с упомянутой четко просматривается еще одна разновидность людей — тех, кто живет вне технократического общества. Признаки развития такой ветви тоже распознаваемы в наши дни. Они видны в движении хиппи, в буме йоги, в дачной лихорадке, в деятельности Green Peace и во многих других проявлениях человеческой активности. Восточные учения начиная с конца ХIХ в. медленно, но неуклонно проникают на Запад. Сегодня уже все просвещенные люди как минимум знакомы с такими понятиями, как карма, перевоплощение, йога и т.д. (верят они в них или нет — это уже другой вопрос).

Восторг по поводу технического прогресса у многих людей уже спал. Кто спокойно наблюдает за новшествами, кто задумывается, действительно ли прогресс технический есть прогресс человечества, кто-то уже во весь голос заявляет, что человек себе вредит. Представители последних ставят свои надувные лодки на пути танкеров, участвуют в митингах и т.д. На это можно не обращать внимания, равно как и на все возрастающую роль компьютера в технократическом мире, но интересующиеся люди замечают и ищущие находят!

Возможности киберчеловека

Давайте посмотрим, что собой может представлять киберчеловек.

Пока есть основания предполагать, что он будет лишь повторять некоторые человеческие свойства; что касается рутинной работы, то он должен превзойти человека в терпении, износоустойчивости, неприхотливости... но сможет ли он мыслить? Имеется в виду не перегон электронов из одной части мозга в другую, как до сих пор еще некоторые представляют себе этот процесс, а овладеет ли он мыслетворчеством?

Существует уже много научных доказательств влияния мысли на материю, в том числе замечательный фильм «Великая тайна воды» продюсерского центра «Мастерская». Интуиция подсказывает мне, что, несмотря на впечатляющие успехи ИТ-индустрии (кстати, как насчет интуиции будет у кибера?), человек не сможет передать роботу эту свою способность (мыслетворчество). Эволюция на протяжении многих веков не для того проделывала свою работу, совершенствуя человеческое тело (и главным образом сознание!), чтобы человек за каких-нибудь 100 (пусть даже 200) лет передал эстафету своему созданию. Человеческий потенциал не только не исчерпан, но еще и не раскрыт его предел. Есть те, кто считает, что человек уже сейчас венец природы и по праву ее хозяин. Работая системным администратором и имея свои профессиональные интересы в области информационных технологий, я стараюсь следить за новшествами в компьютерном мире, но пока не встретил еще ничего созданного человеком, что превосходило бы созданное природой, и в обозримом будущем не вижу предпосылок для коренного изменения ситуации.

Да, киберлюди появятся. По крайней мере для этого есть все условия: технологии нарабатываются, материалы исследуются, программы обдумываются и пишутся, а самое главное, есть люди, активно желающие, чтобы они появились, и прилагающие к этому огромные усилия, в том числе и умственные (sic!). Когда киберсущества появятся — вопрос второстепенный.

Да, они превзойдут многих людей по разным показателям, причем как по физическим — силе, скорости, выносливости, так и по свойствам памяти и по способности к вычислениям. Возможно, они проявят себя и в искусстве (музыке или живописи). Однако вот в чем вопрос: будет ли музыка киберкомпозитора столь же захватывающей, как произведения Моцарта и Бетховена, а картины киберхудожника такими же целительными, как полотна Н.К. Рериха, сравнится ли киберпоэзия, например, с творчеством А.Т. Твардовского по непринужденной жизнерадостности или с японскими танка — по философской задумчивости? Будут ли киберлюдям присущи юмор и ирония, вдохновение и апатия, мечтательность и порыв, сила воли и восхищение? Сдается мне, что качества, которые человек способен передать своему творению, составят ничтожную долю от того, чем обладает он сам. Конечно, интересный вопрос: заставит ли человек «неживую» материю думать? Сумеет ли из живой материи сделать свою копию и путем изменения ДНК придать ей новые свойства? Но гораздо интереснее и сложнее разобраться в другом: в состоянии ли человек осознать все то, чем он владеет?

Увы, реальность такова, что большинство людей оставляют без внимания призыв мудрецов: познай себя, и ты познаешь весь мир, — и стараются познать все проявления мира, не обращая внимания ни на себя, ни на то, как их исследовательская деятельность отражается на этом мире.

Труд — лекарство от скуки

Пока обе ветви будущего человечества только формируются, и мы можем замечать, как одни тяготеют к природе, другие отдают предпочтение искусственно созданным условиям жизни в стиле хайтек с ее комфортом. Еще не видна резкая грань между этими типами людей и все пользуются как дарами природы, так и предложениями высоких технологий. Но как только появятся киберлюди, появятся и «природные» люди, отказавшиеся от техники вообще и от вычислительной в частности. Тогда и «синдром бесполезности» у последних исчезнет, так как он появляется от скуки, а когда все делаешь своими руками, то времени скучать не остается. Скука возникает при недостаточной активности, а ведь давно известен трюизм «жизнь есть движение». Человек должен двигаться как умственно, так и физически, причем потребность в обоих видах движения обратно пропорциональна. Уровень сознания и, как следствие, уровень умственной активности у всех разный, и это естественно. А неестественно то, что современные технологии уменьшают потребность в физическом труде. Парадокс?! Ведь именно на это и направлены основные усилия в современном мире. Но как быть тем, чей уровень сознания для полноценной жизни требует активного физического движения?

Природа все развивает гармонично. И не напрасно человек доиндустриального периода так много занимался физическим трудом! Те же, у кого не было такой необходимости (дворянство, высшее духовенство и т.д.), либо деградировали (если сознание ограниченное), либо сами создавали для себя такие условия, при которых физический труд необходим, либо постоянно были заняты умственным трудом и значительно продвигались на этом поприще. Мы знаем много примеров проявления великого сознания в тяжелых бытовых условиях. Один такой человек, родившийся в поморской рыбацкой деревушке, дошел пешком до столицы, учредил первый университет и своей деятельностью заложил фундамент в новую систему образования для всей страны. Другой, будучи рожден в боярской семье, отказался от всего, что давало его положение, и, невзирая на тяготы, стал вдохновителем всего русского народа, сыграв ключевую роль в объединении княжеств и укреплении государства. Мировая история полна такими примерами.

То, что физический труд не ограничивает и не подавляет развитие сознания (мы не берем крайние случаи переутомления), очень важно понять, чтобы по достоинству оценить главный довод сторонников технического прогресса — что, дескать, тяжелый быт мешает человеческому сознанию полноценно развиваться, а достижения современной цивилизации предоставляют такую возможность.

Хочу, чтобы меня поняли правильно: я не призываю переобуться в лапти и встать за соху, а стараюсь как можно более объективно оценить человеческую деятельность последних полутора столетий с позиции ее значения для самого человека.

Например, конвейер, введенный в эксплуатацию Генри Фордом в 1913 г., безусловно пошел на пользу. Вот здесь уместно задать себе вопрос: на чью пользу? Производство от этого выиграло. Машины стали производиться быстрее и качественнее, потому что каждый человек, выучив небольшой объем работ, смог выполнять свою задачу расторопней и аккуратней. Сам же человек от этого проиграл, так как единственная польза для него от монотонного труда — это выработка терпения. Довольно скоро такая работа порождает скуку. Потому и появление этого слова в английском языке связано с началом промышленной революции (о чем упоминает в своей статье Андрей Суходуб). Далее на конвейере человека заменит робот. Производство опять выиграет. Машины будут производиться еще быстрее и еще качественнее. Человек же снова в проигрыше, так как лишается и этого труда. В пределе всю работу выполняют роботы. Человек, всем обеспеченный, предоставлен самому себе, и мы получаем тотальное «дворянство» с соответствующими выводами (см. выше). Ответим себе честно, насколько современный человек готов остаться наедине с собой? Без необходимости работать многие ли принудят себя к физическому труду или углубятся в философские раздумья? Что это будет значить для человечества? Фантасты уже давно и многообразно описали такое незавидное будущее.

Преимущество мозга

Что касается функциональности полушарий человеческого мозга, то сложно не согласиться с Андреем Суходубом, что «стрела прогресса становится все более очевидной и предсказуемой и логичное и практичное левое полушарие все удачнее справляется с грузом поддержания и развития цивилизации без своего правого, креативного, местами безумного и неистового, партнера». На это, как и на то, что «ограниченный интеллект в эволюционном плане более выгоден для выживания, нежели повышенная креативность», хочется процитировать Константина Лапшина (см. «Мир ПК», №2/06, с. 48), когда он, рассуждая на эту же тему, говорит: «Но использовать половину возможностей (одно полушарие мозга) — это все равно, что, имея две здоровые ноги, прыгать на одной».

Компьютер и киберчеловек как его потомок — это голый интеллект, это левое полушарие человеческого мозга, и, являясь лишь частью, оно никогда не сможет не то что превзойти целое, но и хотя бы сравняться с ним. Другое дело, что редкий человек владеет всей полнотой своих возможностей, но потенциал у него несравненно больше. Правильно отмечается тенденция к доминированию левого полушария, но только из этого не следует, что «все большая роботизация мира есть процесс закономерный и энергетически оправданный». Данное обстоятельство лишь указывает на тенденцию в человеческом мышлении большинства современников, неминуемо ведущую к появлению киберцивилизации. Однако это выбор человека, а не естественный процесс! Я хотел бы это особо подчеркнуть как ключевой момент в понимании феномена появления киберчеловека.

Подведем итог

  1. Киберцивилизация явственно виднеется на горизонте.
  2. Она не естественное порождение эволюции, а скорее инородное для организма Земли человеческое детище. Как следствие, ее жизнеспособность под вопросом.
  3. Несмотря на превосходство над человеком в некоторых характеристиках, потенциал у нее намного ниже.
  4. Наряду с киберцивилизацией будет существовать как минимум еще одна ветвь человечества - люди, отказавшиеся от достижений технократического мира.
  5. Ярко выраженные признаки обе ветви человечества обретут довольно нескоро, но начать проявляться они могут уже через несколько десятилетий. До тех пор основную часть населения будут составлять люди, не интересующиеся возможным будущим (впрочем, как и всегда).

P.S. Надеюсь, что эта статья добавит Алексею Орлову оптимизма, так как даже если он и станет свидетелем появления киберцивилизации, то у него будет ВЫБОР! ...Как и у каждого... Во все времена.

С автором можно связаться по адресу: 24pm@mail.ru.