Графический редактор Adobe Photoshop давно завоевал сердца миллионов пользователей всевозможных категорий — от любителей цифровой фотографии до профессиональных художников и дизайнеров. В то же время Photoshop, обладая мощными инструментами рисования, маркировки и ретуширования, очень слаб в создании спецэффектов. В последнее время разработчики пытаются исправить эту ситуацию, и в версии CS появилась Галерея фильтров. Сама идея великолепна — прямо на экране мы применяем к изображению один или несколько эффектов и тут же можем отменить действие любого из них либо исключить его из применявшейся последовательности. Тем не менее столь замечательное нововведение осталось невостребованным — эта система работает только со встроенными в Photoshop фильтрами. А их возможности не изменялись с момента появления и по большей части безнадежно устарели. С продуктами сторонних производителей Галерея несовместима.
Между тем возможность интеграции внешних фильтров с графическими пакетами реализована не только в конкурентах Photoshop (например, в недавно вышедшей программе Xara Xtreme), но и в самих эффектах. Среди них — Mystical Lighting, детище компании AutoFX, где данная технология появилась даже раньше, чем у растровых редакторов. Именно об этом прекрасном фильтре и пойдет у нас сегодня разговор.
Фильтры AutoFX обладают приятным интерфейсом и широкими возможностями по созданию необычных спецэффектов, но я, честно говоря, всегда старался избегать работы с ними. Дело в том, что этим продуктам присущ весьма существенный недостаток — замедленный рендеринг. Видимо, они, как и многие современные фильтры, написаны на одном из сценарных языков. Для многих пользователей, не имеющих мощного компьютера, такой недостаток, как невысокая скорость обработки, может стать непреодолимой преградой к применению программного средства.
Но недавно мне пришлось столкнуться с фильтром Mystical Lighting («Волшебное освещение»), и я попался на крючок. Впрочем, это скорее не фильтр, а хорошо спроектированная коллекция эффектов, объединенных общим интерфейсом. Они настолько хороши, что невозможно пройти мимо подобного шедевра. Коллекция работает и как независимая программа. Эта способность — большой плюс, поскольку позволяет эффективно использовать память компьютера и ускоряет рендеринг. Предусмотрена возможность его выполнения после установки всех параметров.
После инсталляции Mystical Lighting на Рабочем столе Windows появляется специальная ссылка. Воспользуемся ею для запуска редактора Mystical Lighting. Интерфейсы вызываемой из Photoshop и самостоятельной программы совершенно одинаковы, так что вы можете прибегнуть к любому варианту. Единственное отличие автономного приложения от фильтра заключается в команде Open («Открыть»), посредством которой новые файлы загружаются прямо в редактор Mystical Lighting.
Как подсказывает название продукта, он разработан для создания световых и различного рода «мистических» эффектов — эфирного тумана, турбулентностей, очаровательных облаков из частичек и т.п. Впрочем, фильтры предназначены и для более прагматических вещей — осветления краев, затенения и нанесения световых бликов. Эффекты программы варьируются от самых что ни на есть «земных» до настоящих фантасмагорий. Большое число настроек позволяет достичь такой гибкости работы инструментов, что вы никогда не устаете «играть» с ними и с получаемыми с их помощью результатами.
Рис. 1. Легкий туман и огни святого Эльма созданы фильтрами Wispy Mist и Fairy Dust |
Предусмотрен полный набор инструментов навигации, команд редактирования, параметров просмотра и других возможностей, свойственных автономному графическому пакету (рис. 1). Все эффекты собраны и расположены вместе. Достаточно нажать кнопку Special Effects («Спецэффекты»), выбрать меню Mystical Lighting, и перед нами разворачивается обширный список. Всего в текущей версии насчитывается 16 независимых фильтров, многие из которых обладают столь широким диапазоном настройки, что трудно даже предположить, как много вариантов модификации исходного изображения можно с их помощью изобрести. Каждый фильтр имеет свой набор параметров, регулируемых несколькими «движками». Многие эффекты располагают собственными инструментами, подобными кистям для рисования с конфигурируемыми размером, мягкостью и другими свойствами.
К категории «мистических» относятся два эффекта: Wispy Mist («Легкий туман») и старый добрый Mist («Туман»). Эффект Wispy Mist напускает на изображение полосатый «мистический» туман и предоставляет возможность управлять свободной от него областью. Иными словами, мы выбираем на панели инструмент рисования эллипса и вычерчиваем с его помощью соответствующую фигуру. Все, что попадает внутрь эллипса, оказывается за пределами туманности. Другим инструментом, специальной маскирующей кистью, можно отметить те фрагменты изображения, на которые эффект не должен действовать. Обратите внимание, что при выборе фильтра рядом с его названием появляется подменю Select Preset («Выбор установок»). Через него получаем доступ к библиотеке фильтра, содержащей готовые установки параметров. Библиотека легко расширяется, достаточно щелкнуть на кнопке Save («Сохранить») в главном окне редактора и записать текущие значения параметров фильтра в специальном библиотечном файле с расширением IQP.
Технология работы фильтра Mist предполагает самостоятельное нанесение тумана на изображение специальной кистью. Области, которые не должны затуманиваться, можно изолировать маскирующей кистью.
А теперь применим к фотографии фильтр Fairy Dust («Волшебные частицы»). Он позволяет нанести на изображение шесть видов частиц: Dust («Пыль») — нечто вроде конфетти вперемешку с небольшим числом снежинок, Stars («Звездочки»), Snowflakes («Снежинки»), Twinkles («Мерцающие источники света»), Flowers («Цветы») и Objects («Объекты»). Доступ к меню выполняется через кнопку Shape. Все в общем-то хорошо, вот только при добавлении пыли, цветов и объектов почему-то появляются еще и снежинки. Для чего это сделано, остается только гадать. Кроме того, нельзя самостоятельно пополнить список разбрасываемых объектов. Несмотря на эти ограничения, у фильтра достаточно настроек, и пользователи могут довольно сильно влиять на конечный результат. Так, не составит особого труда собрать объекты вместе или удалить друг от друга, изменить их форму и воздействовать на цвет посредством градиентной полосы. Полученный эффект может варьировать от чего-то абсолютно примитивного до необычайно впечатляющего.
Обязательно обратите внимание на кнопку Path Shape («Путь фигуры»). Здесь можно выбрать Path Shape 1 («Путь фигуры 1») и Path Shape 2 («Путь фигуры 2»), позволяющие нанести разные фигуры на одну линию, а затем манипулировать каждой из разновидностей по отдельности.
При работе с фильтрами коллекции взгляните в правый верхний угол экрана (см. рис. 1). Здесь находится специальная «плавающая» панель, на которой отражены все применявшиеся к изображению эффекты. Кнопками управления любой из них можно временно отменить или удалить либо дополнить список новыми эффектами. Более того, если установить курсор на полосу с названием фильтра и не убирать его некоторое время, то появится маленькое окошко, в котором будет показан результат действия этого эффекта без влияния остальных. Замечу также, что при наведении курсора на тот или иной элемент управления появляется вспомогательная полоска с названием данного элемента. Но если немного подождать, то полоска с названием заменится на небольшое окно с информацией о методах работы с данным управляющим элементом экрана. Спасибо разработчикам — Галерея эффектов действует быстро, наглядно и эффектно.
Близкий родственник «мистических» фильтров — фильтр Ethereal («Утонченный»). Выбрав один из предустановленных диффузных стилей, можно прибавить сцене диффузного света. Однако это программное средство способно и само генерировать туманные мерцающие объекты. Фильтр предоставляет возможность регулировать их количество, цвет, мягкость их света, удаленность и другие параметры.
Есть еще несколько световых эффектов, позволяющих в полной мере почувствовать магическую силу программного пакета Mystical Lighting. Фильтр Light Caster («Разбрасыватель лучей») создает лучи, предоставляя пользователю полный контроль над их распространением, исчезновением, мягкостью, внутренним свечением, цветом, режимом применения и размытия. Он также дает возможность имитировать задымление и умеет накладывать текстуры (рис. 2).
Рис. 2. Моделирование световых лучей с помощью фильтра Light Caster |
Фильтр Surface Light («Проходящий свет») проецирует на изображение различные световые фигуры, получающиеся при прохождении света через те или иные объекты, такие, как окна, двери и т.п. В библиотеку фильтра включено девять категорий объектов, через которые будет проникать свет, но можно импортировать и собственные объекты. Кроме того, фильтр позволяет поворачивать объект, представлять его в перспективе, а также размывать проходящий свет, изменять его оттенок и мягкость.
Фильтр Edge Highlight («Подсветка краев») направленно освещает выбранную область холста (или прозрачного слоя). Подсветка проявляется по краям объекта, определяемым прозрачностью либо маркировкой. Помимо подсветки создаются затенение и другие виды световых эффектов от направленного источника света.
Фильтр Flare («Вспышка») выполняет всевозможные эффекты — от световых лучевых вспышек до спиральных завихрений. Это один из тех самых фильтров, число параметров которого столь велико, что их невозможно отобразить одновременно. Для доступа к скрытым параметрам придется воспользоваться ползунком прокрутки. Поначалу большое число опций даже немного пугает. Но когда вы с ними освоитесь, то обнаружите, что все это весьма полезно, ведь теперь в вашей власти отрегулировать любой специфический аспект вспышки — свечение, ореол и т.п. Фантастически многогранный эффект!
Рис. 3. Действие фильтров Ethereal и Light Brush |
В число других прикладных фильтров входят следующие: Light Brush («Кисть света»), позволяющий наносить блики непосредственно на объекты (рис. 3); Radial Light Caster («Радиальное освещение»), подобный Light Caster, но создающий кольцевое свечение; Spot Light («Точечный источник»), имитирующий эффекты от фонарей и точечных источников света с дополнительным текстурированием и полностью управляемыми искажениями.Коллекция Mystical Lighting позволяет создавать и эффекты затенения. Разумеется, выбрав черный как цвет источника света, несложно задействовать любой эффект для теней или других форм затенения. Но в коллекции есть фильтры, специально предназначенные для такой цели. Фильтр Shadow Play («Игра с тенью») по сути представляет собой инверсию фильтра Surface Light и позволяет отбрасывать тени от имеющихся объектов. Shading Brush («Затеняющая кисть») — это инверсия Light Brush, им рисуют тени на объектах. Shader («Затенитель»), инверсия Light Caster, генерирует потоки тени вместо потоков света.
Наконец, есть два фильтра, которые попадают в категорию разносторонних. Первый называется Mottled Background («Затенитель фона») и выполняет эффекты, подобные Difference Clouds («Разные облака») из Adobe Photoshop, но с более интересными вариациями и гораздо большими возможностями по управлению эффектом. Что делает второй фильтр, Rainbow («Радуга»), понятно из его названия — генерирует радугу вдоль проводимой линии.
* * *
В целом возможности коллекции фильтров Mystical Lighting впечатляют. Правда, некоторые из компонентов коллекции повторяют эффекты, выполняющиеся базовыми фильтрами Adobe Photoshop, особенно LightBrush, SurfaceLight и ShadingBrush.
Но даже там, где функциональность совпадает, средства Mystical Light предоставляют намного большую гибкость в управлении и работать с ними куда интереснее. Среди отрицательных моментов — несовместимость с планшетами (а фильтры Photoshop, разумеется, с планшетами работают). Так что выбор за вами.
ОБ АВТОРЕ
Владимир Гевенян — автор книги «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты» (изд-во «БХВ-Петербург», 2004).