на плечи Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТа), но и на ряд государственных учреждений. Так, патроном РИФа стало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, а поддержку осуществляли Федеральные агентства по информационным технологиям и образованию.
Важной чертой РИФа стала научно-практическая направленность его заседаний и специальная организация Дней регионов РФ, которые были ориентированы на региональных участников и предшествовали Всероссийскому РИФ-марафону — серии выездных семинаров РОЦИТа (апрель—октябрь 2006 г.). В ходе РИФ-марафона состоится отбор региональных участников конкурса на присуждение ежегодной национальной премии за вклад в развитие российского сегмента Интернета «Премия Рунета—2006». Ее региональный этап пройдет в рамках Всероссийского фестиваля региональных интернет-проектов «Новая реальность», организуемого компанией «Транстелеком» и РОЦИТом. Итоги фестиваля будут подведены в октябре 2006 г. на онлайновой конференции, а лауреаты фестиваля будут номинированы на соискание «Премии Рунета—2006».
Работа РИФа проходила по следующему регламенту. Первый день был посвящен торжественному открытию форума, на котором кроме поздравительных речей состоялось вручение юбилейных наград, а также чествование «ветеранов» и партнеров РИФа.
Последующие два дня заняла научно-практическая часть форума, включившая в себя пленарное заседание, работу секций и круглых столов. Затем до конца недели на РИФе проходили Дни регионов.
С пленарными докладами выступили И. Засурский (лаборатория МГУ), А. Стрельцов (Совбез РФ), А. Ропота (компания «Транстелеком»), Т. Аитов (РБК), А. Лесников (RU-center), В. Голобопов (Агентство по информационным технологиям) и О. Бяхов (Мининформсвязи). В выступлениях были рассмотрены проблемы конвергенции СМИ с системами онлайновой информации, базирующимися на Интернете, и ее существенного нарастания, а также вопросы, связанные с выстраиванием государственной стратегии развития информационного общества в России, в частности без опоры на специальные органы при ее реализации. В докладе об организации бизнеса с использованием Сети А. Ропота отметил необходимость считаться с ее неоднородностью и с тем, что услуги отделены от оборудования. Специфику Рунета, связанную с тремя основными «кнопками» — компаниями, поставляющими информационные услуги («Рамблер», «Яндекс», @mail.ru), в том числе их опору на внешних инвесторов осветил Т. Аитов. Организации доменных дел в Рунете было посвящено отдельное сообщение, в котором отмечены роли RU-center и РосНИИРОС. О. Бяхов сказал, что Интернет достиг уровня саморегулирования, поэтому собиравшийся в апреле афинский форум под эгидой ООН должен был заниматься вопросами управления. Представитель Агентства по информационным технологиям сообщил, что заложены основы национальной идентификационной системы (www.register.ru), разработанной ФГУП НИИ «Восход», которая создает возможности для управления доверительной сертификацией.
Секционные заседания форума и работа круглых столов шли четырьмя потоками, об их направленности можно узнать на сайте www.rif.ru. Остановимся лишь на ряде моментов. Вниманию участников РИФа были предложены два документа, опирающиеся на поквартальные данные, — «Мониторинг российского сегмента Интернета. Итоги 2005 г.» и «Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций развития инфраструктуры российского сегмента Интернета по итогам 2005 г.», составленные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, компаниями ROMIR Monitoring, GfK Group, RU-center, SpyLog, «Лабораторией Касперского» и РОЦИТом. В них отражены не только данные Рунета об объеме и социально-демографическом профиле аудитории, месте и возможности доступа, бюджете времени, расходуемом на СМИ с учетом их различных типов (www.gfk.ru), а также сведения о результатах ежегодного экспертного опроса (www.rmh.ru) по динамике роста аудитории, распределению ее по регионам, социально-демографическому портрету пользователей, их интересам и активности, потреблению различных товаров и услуг. При этом аудитория традиционно поделена на дневную, недельную и месячную. Второй документ посвящен доменной статистике зоны .ru и содержит список «авторитативных» серверов зоны, описание темпов ее роста, например по числу владельцев доменов и «возрасту» доменов. Данному документу удачно сопутствует корпоративный материал «Доменные имена: как они есть» (www.nic.ru).
Одним из наиболее популярных направлений в работе РИФа было рассмотрение проблем ведения бизнеса, связанного с Интернетом, поэтому вызвал интерес отчет компании SoftPatent, предложенный участникам форума на тему «Сколько стоят интернет-проекты?» (www.softpatent.ru). Он содержит современную методическую основу оценки стоимости проектов и описание тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в России, в частности, из-за отношения к национальной системе стандартов при проектировании, что затрудняет корректное использование методики оценки.
Также участникам форума были представлены отчеты по безопасности от «Лаборатории Касперского» (www.kaspersky.ru) и отчеты компании SpyLog (www.spylog.ru), содержащие разнообразную статистику, точнее, данные, например, по продажам в Интернете мобильных телефонов, компьютеров, туристических услуг и т.п.