— Вызываю на дуэль! — проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры.

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Почему-то считается, что трехмерная графика — дело сложное. На первый взгляд так оно и есть. При создании качественной сцены масса времени уходит на прорисовку и порой еще многие часы на рендеринг. Однако те, кто только начал знакомиться с трехмерным компьютерным миром, впадают в настоящую эйфорию, выяснив, что сами 3D-программы не так уж и сложны. Один мой знакомый художник, начав работать с 3D Max, так увлекся, что просидел до четырех утра, играя с сотворенными в этой программе объектами.

Открытые 3D-программы освоить очень легко. Более того, ознакомившись с принципами работы на примере бесплатных продуктов, вы обнаружите, что найти затем общий язык с коммерческими продуктами так же просто, как проснуться поутру в день зарплаты.

А продолжить сериал про бойцовых котов мультимедиа меня подвигнул человек с выразительным псевдонимом Дезигнер. Одному богу известно, как он нашел мой номер ICQ, но, постучавшись поздно вечером ко мне в «аську», сообщил, что прочел материал о векторных бойцах, и спросил, не собираюсь ли я написать о приложениях для трехмерной графики. Ему, во всяком случае, этого хотелось.

В предыдущих сводках бойцовые коты сражались со звуком и видео, специальный отряд боролся с векторной графикой. Похоже, пришла пора рассказать вам о самом секретном подразделении, воины которого покоряют мир трехмерной графики. Наточив когти и поплевав на лапы, новые солдаты спецотряда 3D принялись за работу на моем компьютере.

Art of Illusion — стиль богомола

Бойцовый кот с говорящим именем. Любит кофе Java сорта Sun Microsystems. Оказавшись в среде любой операционной системы, первым делом просит чашечку свежего Java, после чего способен выполнять не очень сложные, но ответственные боевые задачи.

Интерфейс Art оf Illusion будет понятен даже новичку в мире 3D. Вид спереди, вид сбоку, вид сверху плюс изометрическая проекция (т.е. «сверху вниз наискосок»). Удобная панель инструментов и грамотно построенное меню позволяют быстро создать трехмерную модель и сохранить ее в одном из трех форматов. И хотя возможности этой программы не ахти, ее все же можно рекомендовать всем, кто хочет максимально быстро начать осваиваться в мире трехмерной графики.

Art of Illusion требует Java 1.4 или более поздней версии. Скорее всего, она уже есть на вашем компьютере, но даже если и нет, то котяра тут же сам отправит вас на нужный сайт.

Критиковать эту программу можно лишь за скромные возможности редактирования и экспорта, а в остальном — качественное Java-приложение. Удобный, быстрый, переносимый инструмент, который не подведет вас ни на одной из Java-совместимых систем.

AutoQ3D — танец как боевое искусство

Кикданс придумали молодые рабы, чтобы защищаться от своих хозяев. Они отрабатывали его элементы по ночам, под бой барабанов, так что все выглядело так, будто они просто танцуют.

AutoQ3D имеет латиноамериканское происхождение и на первый взгляд кажется довольно грозным бойцом. Он владеет боевыми искусствами нескольких стилей. Однако программа, созданная Гонзало Рейнагой, подходит скорее для трехмерных презентаций, чем для серьезной разработки. Она очень проста в использовании, имеет довольно удобные панели инструментов. Даже начинающий пользователь без труда в ней разберется, ведь каждая кнопка здесь снабжена подсказкой.

Интерфейс этого пакета выполнен с использованием библиотеки Qt4, что делает его легко переносимым на различные аппаратно-программные платформы. В настоящее время он работает в Linux и Windows. К сожалению, версия для Mac OS X официально не поддерживается разработчиком. Автор планирует в ближайшее время перевести продукт на коммерческие рельсы. Что ж, хорошему танцору деньги не мешают. А пока он рассылает пробные версии в обмен на любые пожертвования. Раздает, так сказать, котят в хорошие руки.

Ayam — настоящий индеец, но не Maya

Хороший боец не обязательно должен быть вооружен до зубов, особенно с точки зрения индейцев. Ayam, в отличие от своего антипода (коммерческого пакета Maya), выглядит аскетично, но это обманчивое впечатление. Продукт очень гибкий и расширяемый, с трехмерной графикой воюет непривычными методами, но справляется неплохо.

Разработчик позиционирует Ayam как бесплатный пакет для 3D-моделирования, ориентированный на работу с интерфейсом RenderMan. В переводе на нормальный русский язык это означает, что для непосредственного обсчета трехмерных сцен используется внешняя программа, соответствующая неким общепризнанным спецификациям от студии Pixar. Раньше Ayam называлась The Mops.

Ayam — образец действительно кроссплатформной среды для редактирования 3D. Она работает в условиях Linux, IRIX и Win32. Версия для Mac OS X также великолепна, хотя и требует внимательной настройки.

Для работы с Ayam его автор Ларри Гритц рекомендует использовать программу рендеринга BMRT (Blue Moon Rendering Tools — RenderMan-совместимый продукт того же автора), несмотря на то что свободное распространение этого пакета приостановлено.

Впрочем, на некоторых платформах (особенно BSD-совместимых, к каковым относится и Mac OS X) вместо BMRT можно использовать программы рендеринга Pixie, 3Delight, Aqsis или любую другую RenderMan-совместимую «молотилку» для пикселов.

Бойцовый кот Ayam на первый взгляд выглядит непривычно, но, приручив его, можно почувствовать себя вполне комфортно. Кроме того, Ayam сопровождается очень подробной документацией. Большая, кстати, редкость для открытых программ.

Судите сами: руководство пользователя Ayam в формате PDF составляет больше 150 страниц и при этом тщательно структурировано. Тут и подробнейшее оглавление, и глоссарий, и масса перекрестных ссылок. Методичность и пунктуальность немецкого автора вызывают уважение.

Wings3D — мой кунг-фу лучше твоего капоэйро

Боец Wings3D перенял опыт своего коммерческого собрата по имени Nendo. Отточенный интерфейс и поддержка нескольких форматов трехмерной графики делают его сильным и умелым солдатом. Не зная этой программы, я за пять минут нарисовал в ней небольшого боевого робота. Могу смело рекомендовать ее начинающим 3D-дизайнерам. Впрочем, даже профессионалы находят Wings3D очень приятной в использовании с неплохой системой развертки.

Импорт и экспорт данных возможен в форматах Nendo (.ndo), 3D Studio (.3ds), Alias FBX (.fbx), Cartoon edges (.eps), Wavefront (.obj), Renderware (.rwx) и даже VRML 2.0 (.wrl). Я проводил специальное тестирование продукта на предмет обмена данными с другими приложениями и выяснил, что с экспортом никаких проблем не возникает.

В то же время по некоторым ключевым параметрам приложение сильно отстает от своих собратьев, например, в области фотореалистичной визуализации. Возможности рендеринга Wings3D весьма ограничены. Поэтому рекомендовать его можно лишь в качестве удобного инструмента редактирования. Здесь есть даже специальный режим для несчастных пользователей однокнопочной макинтошевской мыши. Я чуть не прослезился от такой трогательной заботы. Поэтому предлагаю считать программу очень дружественной.

Blender3D — мы еще посмотрим, чей кунг-фу лучше...

Универсальный солдат Blender3D имеет суровый внешний вид, внушительную амуницию и в совершенстве владеет пугающим количеством единоборств. Программа хорошо подходит как для создания фотореалистичных сцен, так и для трехмерной анимации. Богатый инструментарий приближает данного бойца к продуктам коммерческого ранга, а множество поддерживаемых форматов экспорта и импорта оправдывает армейскую кличку Смеситель (именно так переводится с английского слово Blender).

Внешне Blender3D в корне отличается от других трехмерных пакетов. Он непривычен, зато многие операции позволяет выполнять быстрее. Для эффективной работы вам придется запомнить довольно большое число «горячих» клавиш. (Такой же подход использовался в хакерских программах для написания электронной музыки, так называемых музыкальных трекерах.)

Функционально Blender3D близок к таким коммерческим продуктам, как 3D Studio Max или Maya. А вот с математикой у «Смесителя» несколько хуже. Визуализация фотореалистичных сцен происходит медленнее и не столь качественно, как в перечисленных выше коммерческих аналогах.

Программу можно использовать для редактирования и визуализации даже очень сложных трехмерных конструкций. Я открывал в ней разработанную в Jet Propulsion Laboratory модель межпланетного исследовательского зонда Cassini, состоящего из 30 тыс. объектов, и мог спокойно вращать и редактировать ее. Визуализация тоже прошла без проблем, хоть и пришлось немного подождать.

В общем, боец весьма силен, быстр, ловок. Медлительным бывает только при выполнении силовых упражнений, таких как рендеринг. Основными достоинствами Blender3D являются его функциональность и бесплатность.

* * *

Время за трехмерной «рисовалкой» летит быстро, а усталости совсем не замечаешь, создавая в виртуальном пространстве вполне правдоподобные объекты. Ощущения при этом, я вам скажу, покруче, чем от любой трехмерной «стрелялки». В сравнении с 3D-графикой самые навороченные игры просто отдыхают!

Познакомиться поближе с открытыми и бесплатными программами для трехмерной графики интересно еще и потому, что они пока только проходят этап становления. Борьба идет без правил. В мире ПО для 3D-графики нет стандартов не то чтобы на интерфейс, но даже на используемые библиотеки: тут и Python, и Java, и широко распространенные библиотеки типа Qt, и даже экзотические инструменты вроде Tkl/Tk. В результате у каждой программы есть собственное лицо и свои уникальные особенности, что не может не радовать.


Продолжение. Начало см. в №5/03, 12, 6/05.


Art of Illusion

Оценка: ***

Простенький 3D-редактор на Java.

Операционная система: Windows 2000/XP, Mac OS X, Linux, Unix.

Системные требования: процессор 133 MГц, 32 Мбайт на жестком диске, 32-Мбайт ОЗУ, Java Runtime Environment.

Размер дистрибутива: 11,3 Мбайт (для Windows) и 12,5 Мбайт (для Mac OS X).

Цена: бесплатно.

Сайт программы: http://www.artofillusion.org


AutoQ3D 1.50

Оценка: ***

Минималистический редактор 3D-графики.

Операционная система: Windows 98 и выше, Mac OS X 10.3 и выше (требуется Qt/Mac 4), Linux (X11 R6, OpenGL, Trolltech Qt Libraries).

Системные требования: процессор 200 MГц, 8 Мбайт на жестком диске, 32-Мбайт ОЗУ.

Размер дистрибутива: 2,3 Мбайт (для Windows), 632 Кбайт (для Mac OS X), 1,6 Мбайт (исходный код для Linux).

Цена: пока принято платить сколько не жалко (donation).

Сайт программы: http://autoq3d.ecuadra.com


Ayam 1.8

Оценка: ****

Гибкий кроссплатформный редактор 3D-графики.

Операционная система: Windows 95 и выше, Linux, IRIX, Mac OS X 10.x (нужен X11 или версия системы 10.4 для Aqua-версии).

Системные требования: процессор 133 МГц, 16 Mбайт на жестком диске, 32-Mбайт ОЗУ.

Размер дистрибутива: 4,4 Мбайт (для Windows), 6.1 Мбайт (для Linux), 6,9 Мбайт (для IRIX), 11,5 Мбайт (для Mac OS X).

Цена: бесплатно.

Сайт программы: http://ayam.sourceforge.net


Wings3D 0.98

Оценка: ****

Очень простой и приятный редактор 3D-графики.

Операционная система: Windows 98 и выше, Mac OS X 10.3, Linux (нужны библиотеки OpenGL или Mesa).

Системные требования: процессор 400 МГц, 8 Мбайт на жестком диске, 32-Мбайт ОЗУ, Java RE.

Размер дистрибутива: 3,2 Мбайт (для Windows), 3,5 Мбайт (для Mac OS X), 2,5 Мбайт (для Linux).

Цена: бесплатно.

Сайт программы: http://www.wings3d.com


Blender3D 2.41

Оценка: ****?

Лучший на сегодня бесплатный редактор 3D-графики.

Операционная система: Windows 98 и выше; Mac OS X 10.2 и выше; Linux 2.2.5 i386; Linux 2.3.2 PPC; FreeBSD 5.3 i386; Irix 6.5 mips3; Solaris 2.8 sparc.

Системные требования: процессор 300 МГц, 20 Мбайт на жестком диске, 128-Мбайт ОЗУ, 16-битовый цветной дисплей с разрешением 1024Ё768, трехкнопочная мышь, OpenGL-совместимая видеокарта с 8 Мбайт памяти.

Размер дистрибутива: 7,5 Мбайт (для Windows), 6,9 Мбайт (для Mac OS X), 7,8 Мбайт (для Linux), 12 Мбайт (для Solaris), 6,5 Мбайт (для FreeBSD).

Цена: бесплатно.

Сайт программы: http://www.blender3d.org