Это мигранты с Востока, в основном из Турции, направляются убирать груды мусора, в изобилии оставленные гостями на дорожках и в павильонах выставки. А затем те же вагоны, возвращаются в город, до отказа заполненные усталыми, но довольными посетителями CeBIT, большинство из которых — жители Германии. Но не стоит винить их в том, что они нарушают стандарты чистоты, свято соблюдаемые ими в своих городах и весях. На шоу предлагается столь много различных призов и прочих сувениров, что отказаться от них способен лишь самый стойкий, а унести все полученное — лишь самый выносливый. Однако не во всех счастливо сочетаются оба эти качества, и потому только ветру остается перелистывать страницы сотен тонн буклетов да шелестеть пакетиками и упаковками из-под различных устройств, так и не донесенных до выхода.
Такую картину я наблюдал еще четыре года назад, сейчас же в нее надо внести коррективы. Стало меньше и аттракционов неслыханной щедрости, и вольных посетителей, и уборщиков мусора, но существенно больше лиц юго-восточно-азиатской национальности. Их теперь оказалось так много, что отъезжающие вечером поезда заполняют именно они.
Вслед за многочисленными экспонентами из Азии (из Тайваня — 711, из КНР — 412, из Южной Кореи — 229 и др.) на крупнейшую выставку потянулись и визитеры из этого региона. Именно благодаря им и достигла 85% численность профессионалов, посетивших выставку в текущем году. Причем по сравнению с прошлым годом фирм из материкового Китая стало на сотню больше, и они значительно опередили США, оказавшиеся четвертыми по числу представляющих компаний, из которых приехало «только» 198 экспонентов.
Русская речь на выставке также слышится несколько чаще, чем раньше, но в основном за счет русскоговорящих девушек-стендисток, приглашенных немецкими фирмами, да посетителей из стран, ранее входивших в состав СССР. К сожалению, число отечественных стендов выросло незначительно, и их по-прежнему так мало, что они не учитываются официальной статистикой выставки. Прилежно изучив каталог, мы насчитали лишь 26 отдельно стоящих российских стендов (кстати, на территории некоторые из них нам так и не удалось обнаружить), правда, наличествовали еще и три коллективных. Подробный разговор о первых пойдет в следующем номере, а здесь просто нельзя не упомянуть об одном, увенчанном двуглавым орлом и в определенном смысле главном, о том, что вновь был организован под эгидой Министерства телекоммуникаций и информационных технологий Российской Федерации.
Он представлял собой живой памятник казалось бы навсегда ушедшим ностальгическим временам бесконтрольного расходования государственных средств, когда экспоненты приглашаются представлять Россию не за их достижения или хотя бы подготовленность к выставке, а благодаря знакомству с организаторами. Реальный эффект от участия последних интересует мало, и от этого у большинства экспонентов нет не то что демоверсий своих программ на английском языке, но даже и буклетов. Замечу, что я нисколько не хочу умалить достижения представленных там коммерческих фирм. Они действительно заслуживают внимания и отдельного разговора, ведь не их же вина, что чиновники старой закалки, распределявшие госсредства еще в золотые для них времена застоя, перенесли свои методы работы в XXI век. Их до боли знакомые лица и были, видимо, главным объектом экспозиции. Но вряд ли такие уникальные экспонаты и верность традиции оценит хоть кто-нибудь из Азии, и уж точно никто не заметит из Европы.
Главный редактор
Алексей Орлов