Урок 1. Коррекция цифровых фотографий. Быстрый старт
Часть первая
Творите о себе мифы. Боги начинали только так.
Ежи Лец
Цифровой фотоаппарат уже так же прочно вошел в наш быт, как мобильный телефон или компьютер. Поэтому количество имеющихся у нас фотографий стало расти в геометрической прогрессии. Нередко, глядя на свои снимки, думаешь, как бы они выиграли, если бы не красные глаза, непонятно откуда взявшиеся в кадре лишние предметы, нехватка яркости или контрастности, недостаточно выразительные лица «главных героев»... И этих «не» можно было бы привести еще несколько десятков. Так вот, с большинством из них успешно справляется программа растровой графики Adobe Photoshop. Сейчас мы открываем цикл, посвященный изучению возможностей последней версии этой программы — Photoshop CS2.
Давайте рассмотрим, как с минимальными усилиями, используя всего несколько простых приемов, можно значительно повысить качество фотографий. От урока к уроку задания будут усложняться, а мы станем разбирать все более интересные ситуации.
В данной статье речь пойдет о цифровой фотографии. Но это не означает, что описанные здесь приемы работы не годятся для фото, отсканированных с пленочных снимков. Просто им будет посвящен следующий урок.
Проблемные места фотографии
Прежде чем говорить о рецептах повышения качества снимков, необходимо понять основные проблемы цифровых фотографий. Вы и сами их назовете, если внимательно посмотрите на свои снимки. Попробуйте оценить изображения, ответив на следующие вопросы:
- Параллельна ли краям снимка линия горизонта?
- Не страдают ли ваши близкие первыми симптомами "вампиризма" - не красные ли у них глаза?
- Возникает ли у вас мысль, что композиция фотографии хуже некуда - от части изображения можно безболезненно избавиться и фото от этого только выиграет?
- Не кажется ли вам, что снимку недостает яркости и контрастности?
- Замечаете ли вы, что цветовой баланс на фото явно нарушен? Лица неожиданно для вас оказываются розового поросячьего оттенка, а листва приобретает цвет морской волны.
- "Много шума из ничего". Наблюдается ли зернистость фотографии, как будто ее обильно посыпали бесцветным песком?
- Не приходит ли вам в голову мысль, что снимку явно не хватает резкости?
- В каком формате сохранить фото для последующей печати, размещения в Интернете или отправки по электронной почте?
Таков приблизительный, но далеко не полный перечень проблем, которые я предложу вам решить с помощью программы Photoshop CS2.
Впрочем, не так-то просто выбрать рецепт приготовления сногсшибательной фотографии. Приходится всякий раз иметь в виду, что каждое фото уникально и что подходить к его редактированию также надо индивидуально. А посему все сказанное ниже — это лишь несколько приемов, которые окажутся полезными в большинстве случаев и при любой погоде.
Чтобы освоиться с описываемыми возможностями, вам потребуется несколько фотографий. Поройтесь в своих набитых ими папках, и наверняка отыщете массу снимков с указанными выше недостатками.
Ориентирование на местности
Прежде чем приниматься за работу с программой, давайте бегло познакомимся с интерфейсом Photoshop (рис. 1).
Рис. 1. Интерфейс программы Photoshop CS2 |
Итак, палитра инструментов традиционно располагается слева. Вверху — главное меню, под ним — строка свойств текущего инструмента. В общем, все так же, как в любой программе компьютерной графики. Чтобы воспользоваться инструментом, достаточно щелкнуть на его пиктограмме на палитре Tools (Инструменты) или нажать соответствующую «горячую» клавишу.
Примечание. Узнать таковую можно, если поднести курсор к пиктограмме инструмента и подождать до тех пор, пока не появятся его название и «горячая» клавиша вызова. Следует обратить особое внимание на то, какая раскладка клавиатуры активна в текущий момент — латиница или кириллица. У программы Photoshop есть интересная особенность: она будет понимать ваши «клавишные обращения» лишь тогда, когда выставлена латинская клавиатурная раскладка.
Кроме палитры Tools (Инструменты) для успешной деятельности вам понадобятся панели, традиционно размещаемые в правой части экрана. С ними ваша работа в программе станет на порядок комфортнее. Я бы выделила три панели, наличие которых на Рабочем столе практически никогда не будет лишним.
- Navigator (Навигатор) - служит для просмотра вашего изображения в различных масштабах. С помощью красного прямоугольника вы можете управлять той областью, которая становится видимой на экране.
- History (История) - на панели отображается вся последовательность ваших действий по отношению к изображению. Разрешается отменять как одно действие, так и группы действий.
- Layers (Слои) - здесь располагаются слои и инструменты для работы с ними. Со слоями мы достаточно часто будем работать на следующих уроках.
Эти и многие другие панели можно открыть или закрыть, используя меню Window (Окно) и нажимая на одноименные строки.
Совет. Если в какой-то момент вы решите, что пора увидеть свое фототворение в полной красе, не загороженное палитрой инструментов и прочими панелями, достаточно нажать клавишу
С рабочей средой разобрались, теперь примемся за дело.
Если у фотографа дрогнула рука. Выравниваем фото
Итак, с чего же начинать работу по улучшению фотографии? Перво-наперво убедитесь, что во время съемки у вас не дрогнула рука. Вдруг снимок получился сделанным под углом, как, например, на рис. 2. В таком случае советую поступать следующим образом.
Рис. 2. Равнение по линии горизонта |
- Для диагностирования и разрешения проблемы потери "ровности" линии горизонта существует инструмент Measure Tool (Инструмент "Линейка"). Чтобы выровнять изображение, проведите линию с помощью данного инструмента по воображаемой линии горизонта.
- Затем воспользуйтесь пунктом меню Image • Rotate Canvas • Arbitrary (Изображение • Поворот холста • Произвольно).
- После выбора этого пункта появится диалоговое окно Rotate Canvas (Поворот холста), где будут указаны угол и направление поворота изображения относительно ориентировочно проведенной вами линии (рис. 2). Нажмите OK.
Фотография выровнена. Переходим к разрешению следующей проблемы.
Семь раз отмерь — один отрежь. Кадрируем фотографию
Теперь необходимо кадрировать полученное изображение. Должна заметить, что данная операция потребуется вам не только после поворота фото. Очень часто в кадр попадает гораздо больше, чем было запланировано изначально. Даже люди, обладающие врожденным чувством композиции, все равно прибегают к кадрированию, дабы таким путем задать оптимальное соотношение высоты и ширины фотографии. Итак, сейчас наша задача проста — срезать лишнее.
- Найдите на палитре инструментов пиктограмму Crop (Рамка) .
- С помощью данного инструмента начертите прямоугольник. Обратите внимание на то, что "лишние" области, не вошедшие в прямоугольник, стали тонированными (рис. 3).
Рис. 3. Настраиваем область кадрирования - Двигайте угловые маркеры, чтобы точно настроить обрезаемую зону и получить необходимую область. Когда все будет готово, нажмите
, тем самым подтвердив свой выбор.
Как известно, цифровые фотоаппараты делают снимки, немного отличающиеся пропорциями от тех, которые столь охотно печатают в фотосалонах. Если вам нужно получить изображение строго заданных размеров или пропорций, то на панели Properties (Свойства) задайте параметры ширины и высоты, например 10х15 см (фотографии именно такого формата печатаются чаще всего). В соседнем окне указываются разрешение и единицы измерения (рис. 4).
Очи черные? Нет, очи красные
Пожалуй, любой работник цифровой фотолаборатории назовет задачу устранения эффекта «красных глаз» одной из самых распространенных. «Вампиризм» проявляется в различных масштабах — от алой точки в зрачке до красного пятна на всю радужную оболочку.
А знаете ли вы, что является причиной «красноглазия»? Конечно, несовершенная фототехника. Эффект «красных глаз» возникает при снимке со вспышкой в темном помещении. Вы находитесь в «темной-темной комнате», где зрачок расширяется, и внезапно его на секунду ослепляет вспышка. Известно, что глаз пронизан кровеносными сосудами. Сначала свет проходит через зрачок, а затем возвращается и уже несет в себе столь нежеланный и нездоровый красный блеск (рис. 5, а).
Рис. 5. Устраняем красный цвет |
Как же справиться с этой проблемой? В последней версии программы Adobe Photoshop CS2 появился инструмент , предназначенный исключительно для подобных операций на глазах. Он так и называется: RedEye Tool (Инструмент «Красные глаза») — или для нас, в вольном переводе, «Долой красный глаз!». Подробнее о работе с ним рассказывалось в предыдущей статье (см. «Мир ПК», №2/06, с. 137).
К сожалению, после непродолжительного тестирования инструмента было замечено, что RedEye Tool (Инструмент «Красные глаза») с завидным постоянством делает все глаза черными и серыми. Но как же быть владельцам голубых, зеленых или карих глаз? Всех стричь под одну гребенку? Нет, так не пойдет. И в связи с этим должна признаться, что приобретение предыдущей версии программы с инструментом Color Replacement Tool (Инструмент «Замена цвета») мне больше по душе. Пусть изменение цвета глаза займет чуть больше времени, но зато зрачок получится желаемого оттенка.
- Откройте фото, в котором вы заметили этот недостаток, и увеличьте его с помощью панели Navigator (Навигатор).
- Теперь присмотритесь повнимательнее. Наверняка кроме красного цвета вы найдете хотя бы кусочек родного пигмента глаза. Если так, хорошо: вам не придется подбирать цвет вручную.
- Воспользуйтесь инструментом Eyedropper (Пипетка) и щелкните левой кнопкой мыши по фрагменту с естественным цветом глаза. Обратите внимание на то, что цвет кисти изменился на выбранный в нижней части панели инструментов. Теперь он является текущим.
- На палитре инструментов выберите кисточку Color Replacement Tool (Инструмент "Замена цвета") и аккуратно закрасьте красноту (рис. 5, b).
Совет. Чтобы быстро менять диаметр кисти, пользуйтесь «горячими» клавишами: [ — для увеличения диаметра, ] — для уменьшения.
Если естественный цвет глаз полностью утрачен из-за фотовспышки, выберите «глазной окрас» самостоятельно с помощью панели Color Picker (Палитра цветов), см. рис. 6. Вызвать ее можно щелчком на цветовой плашке на палитре инструментов.
Рис. 6. Color Picker (Палитра цветов) |
Верхний из двух цвет будет цветом кисти, нижний — цветом фона.
Вам под силу перепробовать контактные линзы всех цветов.
Вся правда о тоновой коррекции
Переходим к следующему этапу коррекции фотографий. К еще одной группе распространенных недостатков относятся излишняя затемненность или нехватка яркости, неправильный баланс света и тени. Наверняка вы не раз ловили себя на мысли, что фотография покрыта серой пленкой, приглушающий естественные яркие цвета. Средства для устранения подобного рода проблем можно условно разделить на два типа:
- Тоновая коррекция - исправляет неравномерное распределение тона в изображении, которое вызвано погрешностями освещения.
- Цветовая коррекция - устраняет нарушения в цвете.
Photoshop предлагает нам достаточно мощные средства, позволяющие отредактировать неверное распределение тона и цвета, получить максимально высокое качество при имеющемся оригинале. Эта обширная группа опций, осуществляющая как тоновую, так и цветовую коррекцию, расположена в пункте меню Image • Adjustments (Изображение • Коррекция).
Рекомендую сначала отредактировать тон и лишь затем переходить к исправлению цвета фотографии, поскольку в процессе тоновой коррекции часть информации теряется. Но это неизбежно и не должно вызывать у вас беспокойства, ведь главное — результат.
Инструментами для редактирования тона являются следующие: Levels (Уровни), Curves (Кривые), Brightness/ Contrast (Яркость/Контрастность), Shadow/Highlight (Тень/ Свет) и Exposure (Экспозиция).
Если же при тоновой коррекции главное для вас — сокращение времени, затрачиваемого на данную процедуру, то воспользуйтесь автоматической настройкой тона. Выберите пункт Image • Adjustments • Auto Levels (Изображение • Коррекция • Автоматическая тоновая коррекция) или нажмите комбинацию клавиш
Узнайте правду о фотографии по гистограмме. Работаем с командой Levels (Уровни)
Чтобы произвести тоновую коррекцию самостоятельно, нажмите
Рис. 7. Диалоговое окно команды Levels (Уровни) |
По гистограмме можно судить о тонусе и здоровье фотографии. Даже бросив на нее беглый взгляд, вы скажете, какой резерв имеется для исправлений тона и что нужно делать: затемнять, осветлять или увеличить контрастность.
В гистограмме отражено распределение значений яркости пикселов фотографии. Каждый пиксел, из которых складывается изображение, имеет яркость со значением от 0 (черный цвет, нет света) до 255 (белый цвет, максимальная освещенность). В зависимости от того, какое значение имеет пиксел, его условно относят к одной из трех групп:
- Свет (Highlight) - наиболее светлые части изображения (значения яркости примерно от 255 до 200).
- Средние тона (Midtones) - самый широкий диапазон (от 200 до 50).
- Тени (Shadows) - самые темные части изображения (значения яркости от 0 до 50).
Чем шире тоновый диапазон, тем насыщеннее и контрастнее цвета. Поэтому очень хорошо, если в изображении присутствуют все возможные значения яркости.
Теперь давайте проанализируем гистограмму изображения, представленного на рис. 7, и произведем необходимые настройки, руководствуясь следующими правилами.
- Когда бóльшая часть гистограммы от центра шкалы сдвинута влево, то изображение нужно осветлять, и, наоборот, когда тяготеет вправо - затемнять. На нашей фотографии тоновые хребты выше в правой части графика гистограммы, где располагается шкала света. Поэтому, когда мы передвинем средний ползунок немного вправо, то увидим, что в поле Input Level (Входные значения) среднее значение изменилось с 1 на 0,94.
- Есть ли резерв для коррекции, можно судить по тому, как расположены тоновые "хребты". Если они начинаются не точно от краев, то вы можете передвинуть шкалы теней и света к началу "гор" и тем самым увеличить контрастность. Из рис. 7 можно понять, что такая возможность у нас есть, - подтягиваем левый и правый движки ближе друг к другу.
- Гистограмма в виде сплошного "плато" свидетельствует о недостаточной контрастности изображения. У нас ситуация обратная: горы распределены слишком неравномерно.
- Редкие "выбросы" каких-то одиночных значений яркости также нежелательны - они говорят о большом числе близких по яркости пикселов, что дает в изображении однотонные области. В такой ситуации полезным будет определение белой и черной точки изображения.
Рассмотрим, как это можно сделать с помощью пипеток , расположенных в правой части диалогового окна Levels (Уровни).
- Начнем работу с определения белой точки - самой яркой точки изображения. Для этого выберите белую пипетку (крайняя правая кнопка из трех в правой части диалогового окна) и щелкните на самой яркой области изображения. Результат отобразится на экране и в окне гистограммы.
- Чаще всего определения белой точки оказывается достаточно, поскольку установить черную точку довольно трудно - происходит слишком резкое затемнение изображения. Но если вы хотите получить контрастное фото, щелкните на самой темной части фотографии.
- Следует иметь в виду, что при установке точки средних тонов будут изменяться и цветовые настройки фотографии. О цветовой коррекции мы поговорим в следующем номере журнала. Если в какой-то момент вы поняли, что неплохо было бы вернуться к исходному изображению, не закрывая диалогового окна Levels (Уровни), то нажмите клавишу
. При этом кнопка Cancel (Отмена) изменится на Reset (Восстановить). После щелчка на ней установки окна вернутся к исходным.
Результат тоновой коррекции представлен на рис. 8. Вы можете наблюдать, как изменились гистограмма и само изображение.
Рис. 8. Коррекция фотографии с помощью команды Levels (Уровни) |
Совет. Если вам трудно разобраться во всем сразу, воспользуйтесь автоматической тоновой коррекцией, нажав кнопку Auto (Авто). При необходимости можно произвести дополнительную настройку вручную.
* * *
На этом уроке мы начали знакомиться с основными навыками работы с самым популярным редактором растровой графики Adobe Photoshop CS2. Вы научились таким приемам коррекции фотографий, как выравнивание, удаление эффекта «красных глаз», тоновая настройка, которые позволят вам улучшить любимые фото. В следующем номере мы закончим изучение способов тоновой настройки изображений и познакомимся с другими экспресс-методами коррекции фотографий.
ОБ АВТОРЕ
Ксения Свиридова — менеджер и дизайнер Координационного центра программы ECDL на Украине (Европейский стандарт компьютерной грамотности), e-mail: ksenijas@yandex.ru.
Продолжение следует.