может, к сожалению, а может, к счастью, для того чтобы хорошо фотографировать, нужно учиться. К тому же технический уровень современных полупрофессиональных цифровых камер довольно высок, так что в руках опытных мастеров они способны творить чудеса. Впрочем, и начинающим стоит обратить внимание на полупрофессиональные модели, поскольку у них получается меньше бракованных снимков, чем у любительских. Понятно, что профи и здесь найдут огрехи, но ведь они всегда стремятся к идеалу. А мы продолжим извечную тему борьбы за качество, вернувшись к полупрофессиональным 8-мегапиксельным аппаратам.
Panasonic LUMIX DMC-FZ30
Японский гигант решил покорить сердца поклонников своей продукции, выпустив флагманскую модель линейки LUMIX. Аппарат изготовляется в светлом и черном корпусе из прочного пластика. По размерам он приближается к знаменитому DSC F828 компании Sony, так что перед покупкой стоит хорошенько подумать — может быть, вам все же нужен именно компактный?
На этой камере, как и на профессиональных, оптическое увеличение управляется поворотным кольцом. Объектив имеет приемлемую светосилу, геометрические искажения проявляются незначительно. А вот крышку, защищающую объектив в неактивном состоянии, легко потерять. Впрочем, ее можно просто закрепить шнурком.
Немаловажно и то, что модель имеет оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S. Для расчета коррекции гироскопический датчик передает сигнал высокоточной схеме управления, встроенной в процессор обработки изображения Venus Engine II. На основе полученных данных линейный двигатель смещает линзу O.I.S. так, чтобы входной свет направлялся точно к ПЗС-матрице, и это во многих случаях помогает предотвратить размазывание изображения.
На корпус выведены лишь самые необходимые элементы управления — помимо кнопок предусмотрены два ребристых поворотных колесика, выполняющих в зависимости от режима различные функции. Меню довольно простое. Камера оснащена отличным ЖК-дисплеем и не менее качественным электронным видоискателем.
Активация встроенной вспышки происходит только вручную, что сначала несколько непривычно. Есть и разъем синхронизации с внешней вспышкой. У встроенного ПЗС-сенсора размер меньше, нежели у остальных представленных камер, — 1/1,8 дюйма против 2/3.
В качестве карт памяти используется формат SD, ставший в любительских камерах стандартом де-факто.
При съемках в помещении с искусственным освещением фотоаппарат часто «мажет», явно забывая о наличии системы MEGA O.I.S. К тому же он сильно «шумит», причем даже при минимальных настройках чувствительности ISO, и регулярно ошибается с определением баланса белого в самых простых ситуациях. А вот режим макросъемки в DMC-FZ30 реализован неплохо. Довольно быстро работает электроника модели, так что по скорости она не уступает конкурентам, а порой даже обгоняет их.
Nikon Coolpix E8800
Несмотря на то что Nikon Coolpix E8800 построена на базе устаревшей модели Coolpix 8700, в ней появилось кольцо быстрого выбора режимов съемки, благодаря чему значительно упростился процесс эксплуатации. Да и система навигации по пунктам меню стала очень удобной и интуитивно понятной большинству любителей.
Основная изюминка фотокамеры Nikon Coolpix E8800 — 10-кратный объектив Zoom Nikkor ED с функцией активной системы стабилизации изображения VR (Vibration Reduction). Как следствие, изображения, сделанные с помощью фотоаппарата E8800 в дневное время суток, получились четкими даже при съемке с дрожащих рук.
Главное — не фотографировать в сумерках или в помещении, ведь старые проблемы с качеством при слабом освещении на автоматических режимах благополучно перекочевали из модели Coolpix 8700 в Coolpix E8800. «Автомат» камеры неправильно экспонирует кадры со сложным освещением в комнатах, выставляя ошибочные экспопары и не прорабатывая задние планы. А если работать в полуавтоматическом режиме «Съемка в помещении», то микропроцессор ставит большую выдержку и фотоизображения зачастую получаются размытыми.
Увы, при слабом освещении аппарат Nikon выдает почти столько же брака, как и дешевые камеры. Ситуация кардинально исправляется лишь при покупке внешней фотовспышки Nikon. Но это уже дополнительные затраты, и к ним стоит подходить обдуманно.
Olympus C-8080 WideZoom
Эта модель давно присутствует на российском рынке и уже успела многим полюбиться. Что же, есть за что. Одно из важных ее достоинств — прочный корпус из магниевого сплава. Таким хоть орехи коли, хоть от врагов отбивайся. Но тем не менее, на наш взгляд, цифровая камера — это инструмент, передающий красоту момента, и его лучше использовать именно по назначению. Стоит отметить «ухватистость» аппарата — при съемке его можно держать даже одной рукой благодаря прорезиненной рукоятке, облагороженной специальными выступами. Правда, он имеет довольно большие размеры и немалую массу. К сожалению, среди рассмотренных моделей эта имеет наименьшее оптическое увеличение — всего лишь пятикратное. Фотографам, привыкшим к механическому «зуммированию», вряд ли придется по вкусу встроенный мотор. Объектив имеет некоторый люфт, и потому сначала даже возникает ощущение, что при неосторожном движении он того и гляди вывалится. А вот его оптические свойства довольно высоки — геометрические искажения и хроматические аберрации проявляются весьма незначительно.
Встроенный ЖК-дисплей нельзя поворачивать — допускается только отклонять. Зато он имеет качественное антибликовое покрытие, что придется как нельзя кстати в солнечную погоду. Впрочем, не следует забывать и о наличии электронного видоискателя. Для подключения внешней вспышки предусмотрен «горячий башмак». Камера поддерживает установку карт памяти xD-Picture Card и CompactFlash, что, несомненно, удобно, поскольку первые из-за своей неширокой распространенности все же несколько дороже вторых.
Меню камеры осваивается довольно просто. Автоматический режим съемки отсутствует, что может не понравиться начинающим фотолюбителям, но его полностью заменяет программный, который при установках по умолчанию выполняет ту же функцию: «навел и снимай».
В целом качество съемки заслуживает уважения. Стоит отметить хорошую проработку мелких деталей, практически не уступающую Canon Pro1, а также быструю работу встроенной электроники. Недостатки же проявляются только при слабом освещении — у этой камеры система подсветки фокуса несколько хуже, чем у Sony DSC F828, лидера в этой области.
Редакция выражает благодарность российским представительствам компаний Panasonic (www.panasonic.ru), Nikon (www.nikon.ru), а также компании «Алион» (www.alion.ru) за предоставленное для тестирования оборудование.
Как мы тестировали
Главный критерий отбора — эргономичность устройств, ведь для активного фототворчества аппарат должен удобно лежать в руках, а его органы управления быть легко досягаемыми.
Кроме того, с помощью полноэкранного секундомера escStudio TimeCenter (http://www.escStudio.narod.ru) измерялось время отклика фотоаппарата на различные действия пользователя и изучалась «скорострельность» исследуемых моделей. Чтобы исключить погрешность, каждый тест повторялся по три раза и средний результат выводился в таблицу.
При проведении теста на соответствие размеров изображения в видоискателе и на фотографии мы брали «сантиметровую» бумагу размерами 250х180 см с нарисованной прицельной рамкой 200х150 см (соотношение 4:3). Чтобы повысить точность измерений и избежать эффекта трясущихся рук, все модели устанавливались строго напротив центра мишени на штатив.
Для проверки того, на какое количество кадров может хватить батареи питания, на каждой из камер выставлялись максимальное разрешение получаемого снимка (в лучшем качестве формата JPEG) и режим принудительного включения вспышки, а в качестве видоискателя использовался встроенный ЖК-экран. Затем выполнялась последовательная съемка объектов в слабо освещенном помещении до полного разряда элементов питания.
Неожиданная проблема ЦЗК
Как известно, организаторы различных музейных экспозиций и выставок не любят посетителей с фототехникой и стараются под любым предлогом запретить фото- и видеосъемку. Причем делается это с разными целями, главная из которых — не допустить качественной каталогизации выставленных произведений без лицензионных отчислений.
Иногда такое стремление «держать и не пущать» доходит до абсурда, и сотрудники подобных мероприятий не позволяют работать на своей территории именно с профессиональными фотоаппаратами, причем руководствуются они тем, что аппарат имеет съемный объектив и зеркальную систему.
Например, на площадку Московского авиационного космического салона (МАКС) вход с профессиональными камерами был запрещен, а рамки ограничений данного правила обсуждались на входе с рядовыми сотрудниками милиции. Вот и получается, что посещать даже культурные мероприятия лучше с серьезными цифровыми «псевдозеркалками», чем с любительскими ЦЗК начального уровня.