В этой статье речь пойдет о звуковых платах, причем не об «игровых» и малобюджетных, а об изделиях студийного качества, которые широко используются в современных профессиональных и домашних студиях.
Сперва определимся, какие платы к какому классу относить. Естественно, интегрированные в системные платы изделия мы рассматривать не станем, поскольку это весьма слаборазвитая ниша, охватывающая продукты малобюджетного класса. Конечно, такие устройства позволяют при оснащении звуком ПК заметно сэкономить, но нас интересует качество. К малобюджетным платам можно отнести и те, что стоят не дороже 40 у.е., — такие, в частности, выпускает компания Genius.
Когда заходит речь об «игровых» звуковых платах, на память сразу же приходит продукция Creative Labs, к примеру Sound Blaster Live! 5.1. Собственно, все устройства, поддерживающие технологии объемного звука EАХ и DSP, можно смело называть «игровыми», поскольку такой звук нужен либо в играх (ЕАХ), либо при просмотре DVD (DSP). Однако изделие со встроенными технологиями EAX и DSP, стоящее заметно дороже других аналогичных, не следует воспринимать как нечто профессиональное. В работе со звуком требуется двухканальный стереорежим, а форматы 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 предназначены совсем для другого — для DVD. Так что при выборе покупки наличие EAX и DSP нас вообще не должно волновать. Правда, встречаются дорогие модели с этими технологиями, у которых довольно неплохая начинка. Но, как правило, подобные платы по качеству все же уступают студийным конкурентам из того же ценового диапазона.
Компания Creative изначально занимала лидирующее место в области «игрового» звука. Тем не менее недавно она создала новую плату со встроенным 64-Мбайт ОЗУ, что говорит о намерении фирмы поднять качество своей продукции выше «игрового» уровня. С натяжкой такой можно признать плату Audigy 2.
Но вот до студийных изделия ни Creative, ни Maya, ни многих других производителей недотягивают — хотя бы по степени защиты от помех, наводимых системной и видеоплатой, вентилятором и тому подобными комплектующими.
Audiophile 2496
Было время, когда в мире профессионального звука лидирующее место занимали платы, поддерживающие работу с программным сэмплером GigaStudio, который не загружал используемые Giga-сэмплы в оперативную память, а записывал их на жесткий диск. Но эра таких изделий прошла уже к началу 2000 г. Тогда же производитель M-Audio (известный ранее как MidiMan) выпустил продукт Audiophile 2496.
Так нагрянула волна современных студийных плат. В чем их отличие от прочих? По названию Audiophile 2496 сразу видно: устройство призвано удовлетворить запросы любого аудиофила. Цифры 24 и 96 означают 24 бита и 96 кГц; это одна из самых удачных плат, поддерживающих работу в данном режиме.
Плата имеет PCI-разъем (следует заметить, что стандарт PCI в настоящее время вытесняется технологией FireWire). Достоинство ее помимо прочего в том, что она заметно дешевле конкурентов. Эта модель и сейчас остается весьма популярной и продается в любом музыкальном магазине.
В 2000 г. вышла программа Reason 1.0, немного позже компания Propellerheads, разработавшая эту виртуальную студию, официально рекомендовала продукцию M-Audio для работы со своим приложением. Потом долгое время в упаковке M-Audio можно было найти облегченную версию Reason Adapted. Но около полугода назад союз Reason и M-Audio распался в связи со слиянием M-Audio и M-Gear. Теперь взамен Reason Adapted к плате прилагается Ableton Live 4 Lite. Не будем рассматривать наличие в комплекте ПО как однозначный плюс, хотя всегда приятно иметь лицензионные программы, особенно если их тебе дарят.
Audiophile 2496 за годы своего существования получила немало наград от музыкальных журналов, в том числе от Computer Music.
Устройство поддерживает работу в режиме Full Duplex (одновременные запись и воспроизведение). Плата совместима с протоколами GSIF, DirectX, OMS, Sound manager, MME, ASIO 2 и Mac OS X Core Audio. Имеет два аналоговых входа-выхода, цифровой «вход-выход, позолоченные RCA-«джеки», вход-выход MIDI, программный 32-битовый DSP-процессор. Характеристика latency (латентность, задержка MIDI-сигнала) близка к нулю. Плата совместима с кристаллом Apple G5.
Неравномерность АЧХ составляет +/-0,4 дБ, динамическая мощность 104 дБ, частотный диапазон 22 Гц — 22 кГц. По сравнению с более дорогими аналогичными устройствами плата хорошо защищена от внешних помех. На мой взгляд, Audiophile 2496 предлагает лучшее соотношение цена/качество. Официальная цена изделия на сегодняшний день — 130 у.е. Эту модель можно смело рекомендовать аудиофилам, музыкантам, работающим в домашних условиях или в студии. Несмотря на свою относительно невысокую стоимость, плата не вызывает никаких нареканий, а наличие аналоговых входов-выходов (RCA-«джеки», разъемы «тюльпан») — это еще один плюс.
M-Audio Delta 44
Это PCI-плата профессионального уровня, оснащенная дополнительным внешним модулем с четырьмя аналоговыми входами-выходами. Собственно, отсюда и число 44 в названии. Существуют также модели 66 (в которую добавлены два цифровых входа-выхода) и 1010 (соответственно имеющая 10 входов-выходов). Плата M-Audio Delta 44 способна работать в режиме Full Duplex, имеет низкую степень латентности, поддерживает разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц. Неравномерность АЧХ составляет +4/-10 дБ.
Данный вариант оптимален для записи музыки благодаря наличию четырех входов-выходов, к которым можно подключить, к примеру, микрофон, гитару. Стоимость Delta 44 составляет 195 у.е., что весьма недорого для устройства, четыре аудиоканала которого вполне заменяют аудиосплиттер (смеситель сигнала).
M-Audio Audiophile 192
Рассмотренные выше модели до недавнего времени были практически самыми покупаемыми, но технологии развиваются. Перейдем к устройствам нового поколения — студийным платам, работающим в режиме 24 бита/192 кГц.
Среди них — M-Audio Audiophile 192, вторая из серии Audiophile в нашем обзоре. Для многих сейчас поддержка устройством частоты 192 вместо 96 кГц — уже стимул к покупке, пусть даже она обойдется дороже. Правда, человеческое ухо не услышит разницы между такими частотами, так что гнаться за килогерцами вовсе не обязательно. Однако бесспорно: чем их больше, тем лучше. И если раньше студийным считался стандарт 16 бит/44 кГц, то сейчас этого явно маловато, требуется как минимум 24 бита/192 кГц.
Между тем большинство компьютерных музыкантов до сих пор как ни в чем не бывало работают в режиме 16 бит/44 кГц. Это связано с ограниченными возможностями применяемого ПО и оборудования. К тому же многие вообще мало заботятся о качестве, так как в итоге конвертируют результат в сжатые форматы с низкими скоростью потока и частотой дискретизации. Но все же лучше по возможности оставлять рабочие и финальные файлы несжатыми, поскольку при записи и издании носителя потеря качества будет ощущаться.
В чем отличия данной платы от ее предшественницы, Audiophile 2496? Появился цифровой вход-выход, а также два аналоговых сбалансированных входа-выхода. Кроме того, плата имеет 64-разрядные драйверы, разъем PCI 2.2, более высокую частоту дискретизации — 192 кГц (также поддерживаются частоты 44,1; 48; 88,2; 96 и 176,4 кГц). Неравномерность АЧХ +/-0,1 дБ, динамическая мощность 109 дБ, импеданс сбалансированного входа 20 Ом, сбалансированного выхода — 300 Ом. Поддерживаются технологии GSIF2, WDM, ASIO и Core Audio. В комплект поставки входит ПО Ableton Live 4. Цена устройства 200 у.е.
В принципе M-Audio Audiophile 192 можно уверенно рекомендовать любому музыканту. Но если для вас 70 у.е. — слишком большая сумма, то вполне подойдет и Audiophile 2496 с частотой 96 кГц.
ESI Juli@
Juli@ |
К моменту выпуска Audiophile 192 не очень известная на рынке звуковых плат компания ESI (Ego Systems, Inc.) сделала первый шаг в мир профессионального звука, произведя аудиоплату ESI Juli@, относящуюся к средней ценовой категории.
Плата обратила на себя внимание сразу после анонса, причем не только поддержкой частоты 192 кГц и наличем аналоговых входов и выходов. Главное, что ESI Juli@ предлагала принципиально новое решение: производители изначально позиционировали ее как плату-трансформер. Пользователь в зависимости от своих нужд может задействовать либо бытовые разъемы-«тюльпаны» (RCA), либо профессиональные сбалансированные «джеки».
Устройство состоит из PCI-разъема, переворачиваемой основной части, крепежных болтов и самого крепежа. Если плату выставить RCA-разъемами наружу, то у нас будут два аналоговых входа-выхода, один вход-выход MIDI, а также два цифровых входа-выхода. Развернув ESI Juli@, мы получим те же MIDI и цифровые входы-выходы, а вместо аналоговых RCA — профессиональные балансные 1/4-дюймовые разъемы TRS.
Выпуск такой платы в первую очередь продиктован заботой о пользователях, не определившихся окончательно, с какими акустическими системами они будут работать. Так, владельцам простенькой АС желательно, чтобы на плате имелись RCA-разъемы. А тем, кто применяет студийные мониторы, необходимы 1/4-дюймовые TRS-разъемы.
Основной DSP-процессор — это VIA Envy 24 ht-s (24 бита/192 кГц). На плате также размещен цифровой трансивер АКМ АК4114 (восемь входов, два выхода). ЦАП АКМ АК4358 хотя и не топ-модель, но вполне достойное изделие для данной ценовой категории.
Двубитовый АЦП АКМ 4358 имеет чуть лучшие характеристики: динамический диапазон 114 дБ, сигнал (шум/искажения) 103 дБ, неравномерность АЧХ 0,005 дБ.
Вообще, в ценовой категории до 200 у.е. Juli@ демонстрирует весьма хорошее качество ЦАП/АЦП, превосходящее, к примеру, показатели M-Audio Audiophile 2496. По данным характеристикам устройство сопоставимо скорее с Audiophile 192. А по результатам некоторых измерений Juli@ даже лучше более дорогой модели ESI Waveterminal 192X.
Juli@ комплектуется новыми драйверами E-WDM (Enhanced Audio MIDI Driver), разработанными ESI и расширяющими концепцию архитектуры WDM корпорации Microsoft. С самого начала драйверы E-WDM разрабатывались для профессиональных приложений. С их помощью поддерживается программный сэмплер GigaStudio, причем латентность составляет всего 1,5 мс. Для сравнения: при работе платы в режиме ASIO 2.0 задержка составляет всего 3 мс, что тоже очень хороший показатель (к примеру, SoundBlaster Live в режиме ASIO дает задержку от 36 до 96 мс).
Сравнивая ESI Juli@ с находящимися в том же ценовом диапазоне Lynx Two и Audigy 2 ZS, просто невозможно не сказать о склонности последних (которые я все-таки отнес бы к «игровым») искажать высокие частоты. А ESI Juli@ при установленном значении частоты дискретизации в 96 кГц воспроизводит весь спектр без заметных отклонений. В режиме 24 бита график АЧХ у ESI Juli@ идеально ровный.
Выводы
Звуковая плата ESI Juli@ — белого цвета, имеет красивый дизайн, оснащена профессиональными и бытовыми разъемами, MIDI- и цифровым интерфейсами. Отличается качественным звучанием, превосходными драйверами и разумной ценой. Особых недостатков я не заметил, разве только слабовата защита от помех, создаваемых видеоплатой, вентилятором, сетевым адаптером и блоком питания (справедливости ради следует заметить, что это свойственно практически всем платам дешевле 200 у.е.).
В плане защищенности от помех M-Audio Audiophile 2496 и 192 показывают себя несколько лучше. Audiophile 192 стоит примерно на 10 у.е. дороже, чем Juli@, однако последняя предоставляет богатый выбор аналоговых разъемов.
Так что окончательный выбор за вами!
С автором можно связаться по e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.
Что нужно знать и как выбирать
Не секрет, что для записи качественного материала в первую очередь нужны хорошие источники звука, которые можно обеспечить, либо подключив к ПК аналоговый синтезатор, либо просто с помощью соответствующего ПО. В процессе написания музыки важно опираться на собственный слух, поэтому следует внимательно выбирать акустические мониторы и наушники. Но не стоит забывать и о промежуточном звене — звуковой плате, ведь она выдает звук и влияет на его итоговое качество.
Перед покупкой следует обязательно продумать, какая именно плата вам нужна: сколько она должна содержать входов-выходов с учетом рода вашей деятельности, какую частоту дискретизации обеспечивать. Также нужно ответить на вопрос, как часто вы будете вести через нее запись (здесь имеет значение указанный в техпаспорте уровень шумов при записи). Немаловажно наличие входов-выходов MIDI. И не забудьте определиться со стандартом платы — PCI или FireWire.
Выбирайте устройство, только окончательно разобравшись со своими потребностями, оценивая его исходя из паспортных данных.
Это интересно
Black Box |
Отступив от основной темы статьи, позволю себе рассказать об устройстве Black Box компании M-Audio, поскольку оно наверняка будет интересно компьютерным музыкантам. Тем более что продукт поистине уникален.
Он представляет собой внешний аудиоинтерфейс для записи звука, к которому можно подключить микрофон либо другие источники сигнала, в том числе электрогитару. Это весьма полезная для гитаристов «коробка», ведь она сочетает в себе аудиоплату, гитарный и микрофонный предусилитель, драм-машину с 99 предустановками (можно добавлять свои), 43 эффекта для обработки сигнала и 12 схем, модулирующих известные электрогитары.
Устройство очень удобно в эксплуатации: подключаешь к ПК, подсоединяешь гитару, устанавливаешь ударные партии, выбираешь нужные схемы обработки сигнала эффектами — и, как говорится, вперед и с песнями!
Вход USB и цифровой выход S/PDIF обладают характеристиками 24 бита/44,1 кГц. В принципе для большинства музыкантов этого вполне достаточно.
Для настройки обычных и электрогитар существуют специальные цифровые тюнеры. А вот Black Box уже содержит в себе встроенный тюнер. Работа с интерфейсом весьма проста благодаря ЖК-дисплею. Имеется разъем для педалей эффектов sustain, volume, reverb и проч. Плата поддерживает технологии WDM, ASIO и Core Audio (Mac OS X). Динамическая мощность на выходе составляет 100 дБ, импеданс — 300 Ом, искажения АЧХ — 0,3 дБ при частотах 22 Гц — 22 кГц; уровень сигнала на инструментальном входе — 30 дБ, микрофонном — 40 дБ.
Модулируемые схемы гитар: Fender Bassman, Deluxe, Twin, Vox AC3, Marshall JTM 45, Plexi, JCM2000, Hiwatt DR-103, Soldano SLO 100, Mesa Boogie Maverick, Dual Refictier, Bogner Uberschall. В числе 43 гитарных эффектов — tremolo, flanger, chorus, random filters, tremolo sequences, filter sequences, wah-wah, auto-wah, talk box, арпеджиаторы и MIDI-эффекты.
Изделием Black Box пользуются такие исполнители, как Джон Майер, группы Green Day, Red Hot Chilly Peppers, Pearl Jam, Beck, Morcheeba и многие другие. Цена составляет 330 у.е., что для профессионального гитарного устройства вполне оправданно: такое приобретение окупает себя с лихвой.