, и теперь, став почти народным героем, он потихоньку перекочевывает в игровую индустрию. Параллельные съемки если и не способствуют росту популярности актера, то уж точно приумножают его доход. Несмотря на то что фильм («Хроники Риддика») и игра вышли практически одновременно, их сюжеты не имеют ничего общего за исключением главного героя. Вообще-то события, разворачивающиеся в игре, происходили раньше тех, о которых рассказывается в первом фильме серии (в российском прокате — «Черная дыра»). Таким образом, игра стала своего рода «преквелом»¹ киносериала.

Ее полное название (см. ниже) недвусмысленно намекает на то, что наш герой должен совершить побег из Butcher Bay — самой ужасной тюрьмы во Вселенной, помещения которой под завязку напичканы смертоубийственной электроникой, реагирующей пулеметным огнем на малейшее проявление агрессивности. Причем враждебными здесь считаются не только активные действия наподобие драк или проникновения в запретные зоны, но и абсолютно пассивное появление в руках героя любого предмета, внешне напоминающего оружие, например отвертки. Помимо зверски настроенных охранников периметр охраняют боевые роботы, а также стража в бронированных костюмах. Кстати, один из таких костюмчиков вы сможете примерить.

При всем изобилии агрессии The Chronicles of Riddick нельзя назвать просто «стрелялкой» от первого лица, так как Butcher Bay все-таки тюрьма, и свободно расхаживать с оружием здесь никто не позволит, во всяком случае, в течение продолжительного времени. Я бы охарактеризовал творение Starbreeze Studios как смесь FPS и Adventure². Свидетельством определенной принадлежности игры к приключенческому жанру может служить возможность общаться с окружающими, которые не только подсказывают пути дальнейшего прохождения, но и изредка просят Риддика оказать им услугу (например, кого-нибудь убить, что-либо принести и проч.), за что обычно платят. Деньги можно потратить на оружие, боеприпасы, броню или сигареты, являющиеся своеобразным бонусом и открывающие в соответствующем меню игры доступ к «призовому» контенту (кадры из фильма или concept art к игре).

Замечу, что даже если вы убьете охранника, то лишь изредка сможете пользоваться его оружием, поскольку оно «умное» и слушается лишь хозяина, идентифицируя его по ДНК. Точнее, оружие подчиняется любому человеку, чья цепочка ДНК числится в главном компьютере тюрьмы. Естественно, получив доступ к этому устройству, можно «залить» в него свою ДНК и... Однако добраться до мейнфрейма не так легко, и потому придется и хитрить, и вступать в рукопашный бой. В большинстве случаев удается избежать открытой схватки с охранниками. Лучше подкрасться к противнику сзади и свернуть ему шею. Чтобы «осторожно подобраться», в арсенале игрока имеется стелс-режим, будучи в котором Риддик способен контролировать вероятность обнаружения охраной. Физически это выглядит так: если опасность далеко, то все объекты на экране имеют синеватый оттенок, словно они видны через синее стекло, но когда кто-то приближается, то краски начинают проявляться и вы слышите стук сердца жертвы. По мере продвижения по сюжету помимо столь замечательных рефлексов Риддик получает также возможность видеть в темноте. Кроме того, наш герой обладает способностью к регенерации. Правда, здесь есть некоторые ограничения. Уровень здоровья персонажа поделен на равные доли (в начале игры их четыре), и лишь частично поврежденная часть регенерирует, т.е. если вы потеряли 1,5 единицы здоровья, то восстановится 0,5, а остальное можно будет поправить посредством специальной медицинской станции NanoMed.

Одна из самых интересных графических особенностей The Chronicles of Riddick — реализация технологии нормального текстурирования (Normal Mapping). Ее основным преимуществом перед рельефным текстурированием (Bump Mapping), используемым большинством современных графических «движков» (DOOM 3, Half-Life 2), считается лучшая реалистичность отображаемых объектов без увеличения их геометрической сложности. Действительно, все они в игре имеют неповторимый фотографический лоск. Еще немного, и нам уже трудно будет отличить живого человека от компьютерной модели. Дизайн уровней нельзя назвать выдающимся, однако авторам вполне удалось цветовое решение. Остается только удивляться, что можно сделать из обычной серо-коричневой гаммы, если грамотно использовать свет и тени. Антураж занимательно дополняют непристойные надписи и рисунки, которыми испещрены внутренние стены тюрьмы.

Аудиооформление кажется необычным, видимо, вследствие некоторой резкости звучания, хотя оно вполне реалистично. Особенно впечатляют те моменты, когда пули ударяют в стену сзади вас — так и хочется пригнуться. Музыкальная дорожка, естественно, контекстно зависима и все музыкальные темы имеют футуристический оттенок.

И все же, несмотря на отсутствие многопользовательской игры, проект получился впечатляющим, чего никто не ждал от Starbreeze Studios. Надеемся и в дальнейшем получать подобные сюрпризы. И вообще то, что в жанре FPS наметилась тенденция к уходу от зубодробительности, вызывает лишь положительные эмоции.


¹Prequel (англ., кин.) — «предыстория героев» — кино- или телефильм (в нашем случае — игра) с участием известных героев в новом сюжете, когда действие разворачивается до событий, уже знакомых зрителям (Lingvo).

²FPS (First Person Shooter) (англ., игр.) — «стрелялка» от первого лица; adventure (англ.) — приключения.


The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Системные требования: Pentium 4-1800 (рекомендуется Pentium 4-2600), 256-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 512-Мбайт), совместимая с OpenGL 1.5 видеоплата с 64 Мбайт памяти, 16Х-дисковод CD-ROM, 3,7 Гбайт свободного дискового пространства (рекомендуется 4,4 Гбайт), DirectX 9.0. Программа работает в среде Windows 2000 (SP4)/XP (SP1).
Разработка: Starbreeze Studios
Локализация (только русская документация) и издание: "Софт Клаб"