Анна Власова («Лаборатория Касперского») |
В первой декаде декабря состоялась третья национальная конференция «Проблема спама и ее решение». Она была организована и прошла при участии компаний «Лаборатория Касперского», Mail.Ru, «Яндекс» и других, создающих антиспам-продукты и технологии или выступающих в качестве их потребителей. Конференция была адресована широкому кругу заинтересованных лиц, от руководителей ИТ-служб фирм до журналистов деловых и специализированных изданий.
Среди множества рассмотренных на конференции вопросов можно выделить следующие:
- как эволюционировал спам в 2005 г. и какое влияние он оказал на развитие Рунета;
- способы борьбы со спамом в неоднородных системных средах;
- архитектура продуктов и технологий «Лаборатории Касперского», «Яндекса», Trend Micro, Sophos;
- аутсорсинговые модели борьбы со спамом;
- многоуровневое использование технологий фильтрации;
- выявление «зомби-ПК», рассылающих спам изнутри собственной сети.
Участникам конференции было предложено работать в двух секциях — основной и так называемой бизнес-секции, где рассматривался практический опыт борьбы со спамом.
На первой секции в разделе «Спам как общественное явление» в докладе Анны Власовой, аналитика «Лаборатории Касперского», в качестве основных тенденций, касающихся спама, были отмечены следующие: стабилизация его объема и тематик; техническое и тематическое обособление, целевая направленность на две геозоны (Рунет и внешний Интернет); криминализация и, наконец, использование спама как инструмента в информационных войнах и политических играх. Такие выводы базируются на объеме спама в 150—200 тыс. сообщений, получаемых ежедневно в «Лаборатории Касперского». В 2005 г. спам составлял 70—85% общего объема почтового трафика, причем такого уровня он достиг еще в 2004 г.
Подводя итоги года, А. Власова дает следующие характеристики спама в Рунете. Стабилизация объема и тематик спама привела к количественному насыщению рынка почтовой электронной рекламой и к устойчивому состоянию списка товарных категорий, предлагаемых спаммерами.
Техническое и тематическое обособление спама определило расхождение списка товарных спаммерских тематик в Рунете и Интернете (внешней его части). Кроме того, спам для этих зон все больше разнится по технике формирования и оформления сообщения внутри отдельно взятой рассылки, что, вообще говоря, определяется и своеобразием используемого антиспаммерского ПО.
Применение спама в качестве альтернативного информационного источника равносильно обращению к нему как к средству информационной войны, а использование его в целях политической рекламы, для формирования общественного мнения и демонстрации политических убеждений создает условия для ведения информационных войн и политических игр.
Представитель компании Mail.Ru В. Габриелян рассказал о фильтрации спама при оказании почтовых услуг и об открытии «второго фронта» борьбы со спамом в программе для обмена мгновенными сообщениями Mail.Ru Agent.
Давая прогнозы на 2006 г., В. Габриелян полагает, что среди прочего возрастет спаммерская активность. Это будет связано не только с увеличением объема трафика, но и с большей изощренностью спаммерских решений. Он также предупредил об опасности того, что спам станет более адресным.
Эволюции технологий спаммерских рассылок посвятил свое выступление А. Калинин из «Лаборатории Касперского». Использование статистических методов для выявления «зомби-ПК» и архитектуру «Спамобороны» рассмотрел в своих выступлениях П. Завьялов, руководитель службы «Яндекс.Почта» компании «Яндекс».
В связи с продажей бизнеса по антиспаму компанией «Ашманов и Партнеры» на конференции был представлен доклад К. Зоркого от «Лаборатории Касперского», в котором говорилось о том, как вписываются технологии «Спамтест» в продукты «Лаборатории», а также о перспективах использования новых разработок этого проекта.
Об антиспамовых продуктах зарубежных производителей, представленных на российском ИТ-рынке, рассказали М. Кондрашин из Trend Micro — о подходах его компании и С. Антимонов из «ДиалогНауки» — о технологиях фирмы Sophos.
На бизнес-секции конференции весьма интересным был доклад А. Тутубалина из компании «Ашманов и Партнеры» о тестировании антиспамовых средств, в котором он представил содержательную модель проведения работ по выбору аппаратно-программных средств и необходимого набора данных, гарантирующую результат, заслуживающий доверия.
Об опыте аутсорсинга защиты корпоративных почтовых систем было рассказано представителем компании Data Fort.
А. Бондаренко, директор службы безопасности компании «АйТи», в своем выступлении остановился на работах по практическому внедрению у себя проектного решения на основе технологии «Спамоборона».
Также о внедрении рассказали С. Молчанов из РБК и М. Романов из фирмы «Техносерв А/С». Первый осветил проблемы практической защиты от спама разнородных сервисов своей компании, а второй сообщил об антиспамовых работах в его фирме.
Выступление С. Македонского из «Коминфо-Консалтинг» касалось проблемы оценки ущерба от спама и возврата инвестиций в создание защиты от спама.