Все мы знаем, насколько важен в жизни свет. Зажмурьтесь на минуту. Что-нибудь увидели? Нет? Тогда открывайте побыстрее глаза, чтобы избавиться от гнетущей тьмы и вновь вернуться в ослепительный мир света. Для овладения этой важной стихией возьмем себе в помощники фильтр Light! («Свет!») фирмы Digital Film Tools. Он моделирует освещение, которое можно получить при реальных съемках видео- или фотокамерой. С помощью этого фильтра несложно изолировать специфические части рисунка, а затем применить к ним эффекты света и тени. Light! эмулирует блики и напускает туман вокруг выбранных фрагментов изображения.
Итак, вперед! Научимся создавать волшебные картины света и тени.

Главное окно фильтра разбито на две основные части (рис. 1): слева — секция просмотра, справа — редактирования. Содержимое первой зависит от выбранного режима просмотра, а состав параметров во второй определяется режимом, установленным в секции «Режимы редактирования».

Рис. 1

Принципы работы фильтра

Прежде всего свету предстоит преодолеть препятствие в виде объекта (рис. 2), находящегося в слое Shape («Объект»). Затем лучи проходят через слой Matte («Освещаемый канал»), где устанавливается, какие части картинки будут освещены. И наконец, свет воздействует на исходное изображение, в результате чего получается рисунок с чудесным эффектом освещения Output («Результат»).

Рис. 2

Вам уже не терпится что-нибудь сотворить? Прекрасно! Но сначала надо внимательно изучить режимы просмотра, предлагаемые фильтром Light!

Настройка параметров просмотра

Это может показаться странным, но работу с фильтром мы начнем с щелчка на кнопке Reset («Сброс») в нижней части главного окна (см. рис. 1). Это приведет к переходу всех параметров фильтра в исходное состояние (устанавливается по умолчанию). Щелкните в секции «Режимы просмотра», и откроется список, из которого выбирается нужный режим (табл. 1).

Если вам все понятно — отлично, если нет — не огорчайтесь. Скоро мы научимся осмысленно выбирать режим просмотра. Пока же выясним, какие еще удобства предлагает эта секция.

Взгляните повнимательнее на окно просмотра, и вы обнаружите под ним ряд полезных кнопок. Две из них, с пиктограммами «+» и «-», увеличивают и уменьшают изображение в окне просмотра. Щелчок на кнопке Fit («Подогнать») приводит в соответствие масштаб рисунка к размерам окна просмотра. Кнопка «1:1» устанавливает 100%-ный масштаб картинки. Если же она не помещается в окне просмотра, то можно перетащить рисунок, чтобы увидеть скрытые части.

Теперь перейдем к практическим действиям.

Секция редактирования в режиме Matte

После щелчка на кнопке Reset автоматически устанавливается режим просмотра Output («Результат»). Переключитесь в режим Matte. В окне предварительного просмотра появится черно-белый образ исходного рисунка (рис. 3).

Рис. 3

Белым обозначаются те части, к которым будет применен эффект освещения. Чтобы изменить их расположение, надо вызвать редактор Matte («Редактор освещаемой области»). Установите в секции «Режимы редактирования» флажок Matte, и в секции редактирования автоматически отобразятся параметры редактора Matte (рис. 4).

Теперь надо выбрать канал рисунка в секции «Селектор канала», и применить к нему эффект освещения. В табл. 2 перечислены предоставляемые фильтром каналы исходного рисунка.

По умолчанию фильтр воздействует на канал Luminance («Яркость»). Поскольку данный режим применяется наиболее часто, то мы его и оставим. Выбором канала наши действия не заканчиваются. Здесь есть еще ряд прекрасных параметров, которые просто невозможно обойти стороной. Прежде всего это Position («Расположение»), позволяющий сместить белые области в другие части рисунка (рис. 4). Так, если области созданы на основе канала яркости Luminance, то установка ползунка в положение, соответствующее наибольшему значению параметра Position, переместит белые области в наиболее яркие части рисунка (см. рис. 3, Position=50). Перемещение ползунка влево приведет к смещению белых областей на темные участки картинки (рис. 3, Position=10).

Рис. 4

Фильтр дает возможность изменять параметр не только перемещением ползунка, но и непосредственной установкой численного значения. Достаточно щелкнуть в соответствующей секции, ввести туда новое число и нажать мышью в любой другой точке главного окна фильтра. Результат действия эффекта отображается в окне просмотра.

Ползунок Range («Диапазон») расширяет или сужает диапазон захватываемых значений, что приводит к увеличению (рис. 3, Range=90) или уменьшению (рис. 3, Range=40) белых областей. Воспользовавшись параметром Blur («Размытие»), можно размыть границы белых участков, что делает освещение картины более равномерным.

Итак, мы создали маску (Matte), через которую свет от источника освещения будет попадать на рисунок. Теперь займемся самим источником света.

Свет и тень

На рис. 5 показан редактор Light («Редактор источника света»).

Рис. 5

Сначала подберем цвет освещения с помощью соответствующего индикатора. Нажмите на нем мышью и, не отпуская кнопку, укажите цвет во всплывающей спектральной полосе.

Помимо цвета в редакторе Light находится один из самых важных параметров — Blend («Селектор режима смешивания»), который может принимать одно из двух значений:

  • Add — пикселы источника добавляются к пикселам изображения;
  • Screen — осветление изображения, но с меньшей яркостью, чем в режиме Add. Данный режим полезен при создании тумана или таинственного сияния. Так что поиграйте параметрами редактора Matte, чтобы получить замечательный туман и мистику в свое распоряжение (рис. 6).
Рис. 6

Слева - Исходный рисунок

Справо - "Мистическое" освещение

В предыдущей версии фильтра был еще один параметр для затенения рисунка — Subtract («Вычитание»). В новой редакции ему на смену пришел специальный режим Shadow («Затенение»). Доступ к нему открывает одноименный флажок в секции «Режим редактирования». Потом в редакторе все исчезает и остается только ползунок Brightness («Яркость»), регулирующий величину затенения и повышающий контрастность картинки. Действует он по принципу «чем правее, тем темнее, насыщеннее и контрастнее» (рис. 7).

Рис. 7

Параметр Brightness в редакторе Light влияет на интенсивность свечения источника. При смещении ползунка вправо повышается яркость изображения. Параметры Horizontal Blur («Горизонтальное размытие») и Vertical Blur («Вертикальное размытие») рассеивают свет в горизонтальном и вертикальном направлениях, благодаря чему удается создавать источник как направленного, так и рассеянного света.

Если же задействовать флажок Gang Blur («Комплексное размытие»), то ползунок Horizontal Blur будет одновременно регулировать горизонтальное и вертикальное размытие. Еще один замечательный параметр — Displacement («Сдвиг»), изменяющий расположение источника света, что особенно заметно при прохождении лучей через какой-либо объект. Он станет понятнее тогда, когда мы заглянем в редактор Shape.

Секция редактирования в режиме Shape

Редактор Shape («Редактор освещаемого объекта») — изюминка фильтра (рис. 8).

Здесь можно выбрать объект (витраж, дерево, облака и т.п.) и смоделировать прохождение света сквозь него. Щелкните на кнопке Select («Выбор») и попадете в «Библиотеку объектов» (рис. 9).

Рис. 8

На рис. 9 показана лишь ее небольшая часть. Для выбора объекта достаточно щелкнуть на нем. А что делать, если этого набора не хватает для реализации вашей богатой фантазии? Нет ничего проще. Библиотека объектов представляет собой по сути обычный навигатор файлов, и потому позволительно применять в качестве объекта любой черно-белый рисунок формата JPEG или PNG (рис. 9, внизу).

Рис. 9

После выбора шаблона возвращаемся в главное окно фильтра. Нажмите в секции «Режимы просмотра» кнопку Shape («Объект»). В окне автоматически появляется выбранный нами объект (рис. 10, вверху). Обратите внимание на ограничивающий фигуру прямоугольник с «липучками» по его углам.

Рис. 10

«Схватите» одну из них и переместите в любом направлении. Затем проделайте то же самое и с другой. Такие манипуляции позволяют трансформировать объект произвольным образом, что предоставляет широкие возможности для создания нужного эффекта освещения (рис. 10, внизу). Учтите, что «липучку» легко вернуть в исходное расположение, если прибегнуть к одной недокументированной хитрости — щелкнуть на ней, одновременно удерживая клавишу .

Очень полезен параметр Position («Расположение»). С его помощью можно сдвинуть объект в ту или иную сторону. В новой версии фильтра по совершенно непонятной для меня причине исчез ползунок Position. Теперь для перемещения объекта нужно вводить численные значения, что крайне неудобно. Остается надеяться, что в следующей редакции фильтра компания Alien Skin Software восстановит чрезвычайно удобный ползунок Position.

А теперь немного практики.

Обработка кадра из фильма

Преобразим кадр из фильма «My Fair Lady» («Моя прекрасная леди»), представленный на рис. 11, а.

После вызова фильтра установите режим просмотра Matte. Манипулируя параметрами редактора Matte, отрегулируйте белые области так, чтобы максимально выделить изображение Одри Хепберн (рис. 11, д).

Рис. 11

а — исходный кадр; б — результат освещения; в — окно просмотра в режиме Shape; г — поворот объекта; д — окно просмотра в режиме Matte при отключенном режиме Shape

Переведите «Окно просмотра» и «Секцию редактирования» в режим Shape. Для этого активизируйте соответствующие флажки в секциях «Режим просмотра» и «Режим редактирования» (см. рис. 1). Теперь можно указать объект, к примеру окно (рис. 11, в).

Возвратите «Окно редактирования» в режим Matte, а затем поверните объект в редакторе Shape (рис. 11, г).

Настало время перевести «Окно просмотра» в режим Output и посмотреть на результат (рис. 11, б). Обратите внимание, как преобразился кадр благодаря замечательной игре света!

Режимы смешивания в редакторе Shape

Важную роль в создаваемой картине освещения играют режимы смешивания. Для доступа к их списку щелкните в секции «Режим смешивания» (см. рис. 8). Откроется следующий перечень:

  • Shape Only — «Только объект»;
  • Add — «Сложить»;
  • Subtract — «Вычесть»;
  • Multiply — «Умножить»;
  • Screen — «Экранный»;
  • Difference — «Разница»;
  • Darken — «Затемнение»;
  • Lighten — «Осветление».

Думаю, что большинству читателей эти режимы хорошо знакомы. Тем не менее в редакторе Shape они имеют некоторые особенности. Режимы Shape Only и Difference оказывают воздействие на всю картинку независимо от выбранного канала освещения. Режимы Add, Lighten и Screen накладывают светлый рисунок объекта на темные области изображения. Режим Subtract создает темное изображение объекта — так, в частности, имитируется падающая от дерева тень. Интересные результаты дают режимы Multiply и Darken, продуцирующие освещаемые области только в местах совпадений белых частей объекта из редактора Shape и светлых областей канала из редактора Matte. Есть еще режим Shape Only («Только объект»). В нем с рисунком смешивается лишь свет, проходящий сквозь объект, иными словами, блокируется канал Matte и действует исключительно канал Shape. В этом случае в окне просмотра в режиме просмотра Matte будет показан только объект, а не смешанная картина, как это было на рис. 11, г.

Немного навыкa, и вы будете щелкать эти режимы как семечки, что позволит творить настоящие чудеса. На рис. 12 наглядно представлено, что фильтр способен не только преобразить фотографию, но и намного улучшить ее качество.

Рис. 12
ОБ АВТОРЕ

Владимир Гевенян — автор книги «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты» (изд-во «БХВ-Петербург», 2004). С ним можно связаться по e-mail: gevenv@mail.ru.


Таблица 1. Режимы отображения в окне просмотра
РежимСодержимое окна просмотра
Output («Результат»)Рисунок, обработанный фильтром освещения
Original («Исходный»)Исходное изображение (до обработки)
Shape («Объект»)Объект, через который проходит свет, прежде чем попасть на рисунок. Им может быть дерево, витраж и проч.
Matte («Область»)Маска, создающаяся фильтром на базе того или иного канала рисунка и определяющая, какие области изображения будут освещены

Таблица 2. Список каналов в «Селекторе канала»
РежимОписание
BlueСиний канал
YellowЖелтый канал
LuminanceЯркость
HueОттенок (цвет)
SaturationНасыщенность (чистота цвета)