В условиях стремительного развития глобального ИТ-аутсорсинга знание статистики в области подготовки национальных ИТ-кадров является одним из приоритетных факторов, определяющих выбор западным заказчиком страны—поставщика ИТ-услуг. К 2005 г., согласно прогнозам аналитического агентства Gartner Dataquest, оборот ИТ-аутсорсинга в одной лишь Северной Америке достигнет 159,6 млрд. долл.; а число офшорных ИТ-специалистов вырастет, по данным Forrester Research, до миллиона с сегодняшних 360 тыс. Индия, где государство вкладывает большие средства в подготовку ИТ-кадров, остается неизменным лидером в области экспорта ИТ-услуг и ПО. Однако рынок аутсорсинга настолько велик, что шансы России получить изрядную долю пирога пока еще велики. Но если мы действительно нацелены на завоевание мирового программистского рынка, то должны продемонстрировать западному заказчику, стоящему перед проблемой выбора страны—поставщика ИТ-услуг, на что способна Россия как партнер по аутсорсинговым проектам и каков ее кадровый потенциал.
Важность статистики в области подготовки ИТ-специалистов объясняется и внутренними потребностями рынка. Российский рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) наращивает темпы, однако его емкость надо оценивать трезво. По данным аналитической компании International Data Corporation (IDC) за 2002 г., Россия занимает 48-е место в мире по доле ВВП, которая тратится на ИКТ (3,3%), и 31-е место по абсолютным затратам на ИКТ (9,9 млрд. долл.). Таким образом, возможности заработать на внутреннем рынке пока еще весьма незначительны, в то время как даже относительно небольшая часть мирового рынка дает практически неограниченные возможности.
Краткий анализ причин необходимости статистической оценки кадрового потенциала России в сфере информационных технологий не оставляет сомнений в важности получения этой информации. Парадокс в том, что у нас до сих пор отсутствует государственная статистика в данной области. Для сравнения стоит упомянуть, что на интернет-сайте индийской Ассоциации компаний—разработчиков программного обеспечения NASSCOM можно найти подробную официальную статистику по состоянию рынка труда в ИТ-отрасли, включая данные о количестве ИТ-специалистов, ежегодно выпускаемых вузами страны. У нас же эту статистику невозможно получить ни в Министерстве образования, ни в Министерстве информационных технологий и связи, ни в Госкомстате. Независимые эксперты предпринимают попытки произвести соответствующие подсчеты, однако их оценки существенно варьируются.
Все эти причины и побудили нас провести самостоятельное исследование. Понимая, что оценка ИТ-ресурсов страны — задача чрезвычайно сложная, особенно в отсутствие официальной статистики, мы сосредоточили внимание на изучении и анализе лишь одного, но крайне важного сегмента национальных ИТ-кадров, который представлен выпускниками высших учебных заведений страны, имеющих необходимую квалификацию для работы в сфере информационных технологий. Данная категория определяет интеллектуальный потенциал российской ИТ-отрасли, и количественная оценка этого потенциала необходима как для внутренних потребностей ИТ-рынка страны, так и для достойного позиционирования России на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга.
Не претендуя на абсолютную точность результатов, мы попытались определить количественный состав этой категории в максимальном приближении, предварительно отобрав из номенклатуры Министерства образования группы специальностей, соответствующие данной категории. Последняя задача оказалась весьма сложной, поскольку перечень специальностей российской высшей школы не соответствует реальным профессиям, существующим сегодня в ИТ-индустрии. Кроме того, опыт показывает, что в ИТ-отрасли работает много специалистов научно-технического профиля, для которых такие дисциплины, как «Информационные технологии» или «Программирование» не являлись профилирующими. Однако содержание и объемы этих учебных курсов таковы, что выпускники получают квалификацию, позволяющую им успешно трудиться в сфере ИТ. К примеру, в нашем Центре программного обеспечения «Аурига» 47% программистов имеют, согласно диплому, специальности «Математика» или «Прикладная математика»; 20 — квалификацию «физик»; 17 — получили различные технические специальности и 10% являются дипломированными специалистами непосредственно в области разработки программного обеспечения. Для выявления смежных с ИТ специальностей нами были изучены и проанализированы учебные планы и программы ряда вузов Москвы и других регионов, что позволило определить уровень подготовки студентов непрофильных для ИТ специальностей по направлениям «Информационные технологии» и «Программирование». К сожалению, доступ к учебным планам и программам по данным дисциплинам оказался весьма ограниченным, поэтому наш анализ имел выборочный характер.
Основным источником статистического материала исследования стали отчеты: «Сводные данные о распределении студентов высших учебных заведений на начало 2002/03 учебного года» и «Сводные данные о распределении студентов высших учебных заведений на начало 2003/04 учебного года», подготовленные Главным межрегиональным центром обработки и распределения статистической информации при Госкомстате России. Нами был проанализирован раздел «Выпуск специалистов из высших учебных заведений Российской Федерации по специальностям» и проведен сопоставительный анализ по двум учебным годам с целью выявления динамики в сфере подготовки ИТ-специалистов.
В результате этого исследования мы получили следующие данные. Число выпускников, имеющих профильные для ИТ специальности, составит к концу 2004 г. 68 126 человек, что на 6,9% больше, чем в 2003 г. Эта категория включает следующие специальности: «Информатика и вычислительная техника» (код группы специальностей 220000); «Электронная техника, радиотехника и связь» (код 200000); «Автоматика и управление» (код 210000); «Приборостроение» (код 190000); «Информатика» (в разделе «Образование» код 030100); а также группу специальностей физико-математического цикла (коды групп специальностей 010100—010800).
Кроме того, среди выпускников российских вузов, имеющих различные инженерные специальности, 76 435 человек имеют квалификацию, позволяющую им работать в области информационных технологий, поскольку все они получили подготовку по таким дисциплинам, как «Информатика», «Информационные технологии», «Программирование», «Компьютерное моделирование», «Интернет-технологии» и проч. в объемах от 340 до 1770 ч в зависимости от специальности. В эту категорию могут быть включены и выпускники ряда неинженерных специальностей, таких как «Экономика и управление на предприятии» (код 060800), «Математические методы и исследование операций в экономике» (код 061800) и некоторые другие. По нашим данным, эта группа выпускников составляет 81 270 человек.
К таким выводам мы пришли, проанализировав учебные планы и программы ряда вузов Москвы и других регионов России. К примеру, студенты Вологодского политехнического института в рамках специальности «Технология машиностроения» изучают комплекс ИТ-дисциплин, включая «Информатику», «Системное программное обеспечение», «Аппаратные и программные средства систем управления», «Информационное обеспечение автоматизированного производства», в объеме 1402 ч. Изученная нами выборка учебных планов и программ позволяет утверждать, что студенты многих смежных с ИТ технических, а также ряда экономических специальностей получают достаточную квалификацию для работы в ИТ-индустрии. Количество выпускников по данным специальностям было включено в общее число специалистов, имеющих необходимую подготовку и навыки для работы в сфере информационных технологий. Следует также отметить, что объемы указанных курсов часто намного превышают стандартный трехмесячный курс «Информационные технологии», который изучают студенты в Индии и который позволяет им работать программистами.
Таким образом, годовой прирост потенциала российской ИТ-индустрии, представленный выпускниками вузов, составит к концу 2003/04 учебного года 225 831 человек, что на 11% больше по сравнению с предыдущим учебным годом. Последнее свидетельствует о положительной динамике роста в сфере подготовки ИТ-специалистов в России.
Представленные таблицы позволяют сопоставить статистические данные о подготовке ИТ-специалистов в Индии, признанной мировым лидером на рынке ИТ-аутсорсинга, и в России.
Из приведенных в таблицах данных следует, что Россия обладает более высоким кадровым потенциалом в области информационных технологий, чем Индия, лидирующая на рынке экспорта ИТ-услуг и программного обеспечения. Это еще один весомый аргумент в пользу того, что Россия обладает важнейшим конкурентным преимуществом и имеет реальные перспективы стать одним из центров глобального ИТ-аутсорсинга.
* * *
В заключение отметим, что при всей значимости статистической оценки ИТ-ресурсов оценка качества этих ресурсов является не менее актуальной. Мы сознательно не затрагивали данную проблему, поскольку она требует отдельного глубокого изучения и охватывает широкий круг вопросов, выходящий за рамки нашего исследования.
Об авторе
А. Г. Сухарев — президент компании Auriga, докт. физ.-мат. наук, профессор.