Акустическая гитара существует уже довольно давно, а вот электрогитара моложе ее на несколько веков. Сейчас электрогитара популярна не меньше, а то и больше, чем акустическая, в первую очередь благодаря своему специфическому звуку. К тому же эффекты добавляют ему своеобразия. Самые характерные среди них, делающие звук электрогитары неповторимым, — Distortion и Overdrive. Создаются эти эффекты путем внесения в сигнал музыкального инструмента дополнительных гармоник.
С тех пор как такой звук в ходе непрерывных экспериментов был впервые получен, он обогащался, улучшался и приобретал новые формы. В конце концов подобные поиски привели к созданию специальных модулей, которые начали производить различные фирмы. А с появлением компьютера их стали изготавливать в виде программ, о чем сейчас и будет рассказано.
Вряд ли вы отправите на свалку истории свой «железный» боевой Zoom, однако и программные модули уже не назовешь лишь забавной игрушкой. Поэтому не будем ломать копья, стремясь ответить на вопрос, что лучше, а перейдем к существующим программам. Сначала я полагал, что их несложно будет пересчитать по пальцам, но когда приступил к делу, то увидел, что список приложений увеличивается, и я понял, что мой труд может длиться вечно. Так что на абсолютную полноту картины моя статья не претендует.
Начнем с небольших и относительно простых программ. Одни из них написаны энтузиастами-любителями, а другие представляют собой фирменные продукты (в том плане, что сделаны какой-либо компанией, а не в смысле качества звука ).
mda Bandisto, mda Overdrive, BJ Overdrive и JS Disto
Разработчик двух первых программ — Пол Келетт, автор BJ Overdrive — Бо Джоансен, создатель JS Disto — доктор Шмитт. Все программы имеют интерфейс, напоминающий приложение WaveLab. Из четырех подключаемых модулей, несмотря на минимальные возможности (всего два параметра управления!), наибольшее впечатление на меня произвел JS Disto. Получаемый звук показался мне более выразительным, чем у остальных программ, так что не всегда «мало» значит «плохо»! Впрочем, все продукты прослушивались без участия иных модулей, а вкупе с другими ситуация может в корне измениться.
Программы можно бесплатно загрузить с сайтов: www.abel.co.uk/~maxim,
www.image.dk/~bojo,
www.mygale.org/01/jeje1999
www.mygale.org/~cubase.
Buz и OctBuz
Эти подключаемые модули не слишком различаются между собой, что, впрочем, понятно — они сделаны одним и тем же автором и весьма несложны. Загрузить можно отсюда: http://perso.wanadoo.fr/deepsound/docs/plugins2/ buzzroom/OctBUZ_v121.zip,
http://perso.wanadoo.fr/deepsound/docs/plugins2/ buzzroom/BUZ_v111.zip.
Cyanide2
Эта программа совместима с различными аппаратными платформами — Mac OS, PC, Midi-automation и распространяется по лицензии donation-ware (т.е. «заплатите, если сможете»). Есть довольно несложная фильтрация входного и выходного звука, а диапазон частот можно регулировать визуально, передвигая огибающую фильтра на графике. Для загрузки доступна здесь: www.smartelectronix.com/~bram.
Blood overdrive
Бесхитростный, но весьма приятный подключаемый модуль. Имеются фильтры на входе и выходе, предусмотрены «цвет» дисторсии и предусилитель. Переписать программу можно по адресу: http://imaps.free.fr/ docs/plugins/BloodOverDrive.zip.
E-Phonic LOFI, PalancarWare Ozone, Big Tick Nasty Shaper и CMT_Bitcrusher
Группа не самых лучших программ, но почему бы вам с ними не поэкспериментировать, ведь многое зависит от самого музыканта?
E-Phonic LOFI — увы, этот подключаемый модуль пока несовершенен, так что получить приемлемый сигнал затруднительно. Адрес сайта — www.e-phonic.com.
PalancarWare Ozone — выдает «синтезаторный» звук, для гитары не очень подходит. Загрузить можно здесь: http://palancarware.palancar.net.
Big Tick Nasty Shaper — звучанием напоминает предыдущий, но несколько получше. Архив доступен по адресу: http://imaps.free.fr/docs/plugins/bigtick/ Nastyshaper.zip.
CMT_Bitcrusher — заставить работать этот модуль у меня, увы, не получилось. Может быть, вы окажетесь удачливее? Если хотите попытаться, то загляните сюда.
CamelPhat2 и CamelPhat Free
Первый модуль гораздо мощнее второго, но второй бесплатный, однако, к сожалению, он не лишен недостатков. CamelPhat2 выдает довольно мягкий Overdrive, и его стоит попробовать. Правда, демоверсия обладает весьма значительными ограничениями — поддерживает только монофонический звук, каждые 30 с он прерывается, а через 10 мин подключаемый модуль останавливает свою работу. Адрес разработчика: www.camelaudio.com.
BoostMoog
Неплохой программный модуль, по звучанию действительно напоминает своего «железного» собрата Moog. Инструментов управления немного, но и вполне достаточно. Доступен для загрузки здесь.
Noise Dream 0.9, Voxengo и fdmixer07
Изучив эти подключаемые модули, я пришел к выводу, что их нельзя назвать удачными. Остается надеяться, что в будущем разработчики улучшат свои продукты.
Noise Dream 0.9 — ни на что серьезное пока не годится. Хотя в нем есть эффект Distortion, сам модуль предназначен для получения «космических» звуков и мало поможет при обработке звука гитары. Архив находится здесь.
Подключаемый модуль Voxengo очень прост. Качество обеспечиваемого сигнала мне не понравилось. Доступен для загрузки по адресу: http://imaps.free.fr/docs/plugins/voxengo/ VoxengoTubeAmpVST17.zip.
В fdmixer07 предусмотрено много видов Distortion-эффектов. Но, увы, толку от этого пока ноль, поскольку применить их не удается. Переписать модуль можно отсюда.
SteinbergWarp
А этот Distortion-модуль на голову выше всех, прошу его любить и жаловать. Обеспечивает весьма реалистичный звук, и управлять им довольно просто. Правда, и стоит недешево — 299 долл. Находится SteinbergWarp здесь.
QuadraFuzz
Компания Steinberg за искажениями в карман не полезет. Ее подключаемый модуль QuadraFuzz не особенно сложен, но вполне достоин внимания. Предусмотрено небольшое количество preset-файлов, где записаны программные настройки, которые легко загрузить в любой момент. На основе существующих preset-файлов (определенная их часть вполне подойдет для обработки гитарного звука) позволительно создавать собственные. Отыскать модуль QuadraFuzz можно, в частности, здесь.
RubyTube
Это качественный, простой, свободно распространяемый (т.е. бесплатный) подключаемый модуль, с которым рекомендую познакомиться. Выдает «мягкий» звук. Разработчик — Ганс Стедтер. Доступен по адресу: www.silverspike.com.
SimulAnalog Guitar Suite
Данный программный продукт представляет собой набор из семи Distortion-модулей на любой вкус: Boss DS-1, Boss SD-1, JCM900, PS-1, Rednef Twin, Tube Screamer, Univibe. Музыканты наверняка заметят, что некоторые из них носят названия реальных устройств. Наибольшее впечатление на меня произвели JCM900 и Tube Screamer. Примечательно, что из этих подключаемых модулей можно построить цепочку и таким способом получить очень впечатляющее звучание. Распространяется набор совершенно бесплатно. Доступен по адресу: www.simulanalog.org/guitarsuite.htm.
Nolv?s TripleDist
Выше мы говорили только о VST-модулях, а что же DirectX-технология? Здесь, можно сказать, лишь один в поле воин (разумеется, только в этой низшей, ценовой категории) — тройной Distortion-модуль Нольва Nolv?s TripleDist. Он назван тройным, потому что позволяет применять эффект Distortion к звуку трех частотных диапазонов — нижнего, среднего и верхнего. Поэкспериментируйте с движками Frequency и Q/Width, чтобы найти «свой» звук. Оптимальный диапазон частот лежит в пределах примерно 500—3000 Гц. Звук очень даже неплох. Распространяется продукт свободно. Загрузить его можно отсюда. На сайте есть и другие модули, созданные этим же автором, так что туда стоит зайти.
Canam Overdrive
Еще один DirectX-модуль, но отнюдь не воин — стар, да и звук не очень хороший. Будет ли фирма-производитель его улучшать, неизвестно, поскольку ее сайт вот уже несколько лет недоступен. Однако при желании программу можно отыскать в Интернете, введя ее название в строку поисковой системы.
Модули, входящие в программы обработки звука
Об этих модулях упомянем лишь вскользь, поскольку подавляющая их часть не наивысшего качества. Практически каждая уважающая себя компания, специализирующаяся на создании приложений для обработки звука, включила в свои продукты Distortion-эффект. Это сделали Sonic Foundry (создатель Sound Forge), Twelve Tone System (Cakewalk, Sonar), Sintrillium (Cool Edit Pro; впрочем, сейчас программу перекупили и называется она по-другому), Steinberg (WaveLab) Sek?d Corporation (Samplitude) и др.
Из изученных разработок мне больше всего понравился DirectX-модуль Twelve Tone System — он довольно хорош. Вполне можно воспользоваться встроенными preset-файлами, ничего больше не трогая. Мне особенно пришлись по вкусу British Crunch и Fuzz1.
Таким образом, когда вы покупаете какую-либо из перечисленных выше программ (или получаете ее другим способом ), в вашем распоряжении оказывается и соответствующий эффект.
Экзотика
В эту категорию я, недолго думая, включил GraphEdit производства Microsoft. В принципе функция данной программы — проверять на работоспособность аудио- и видеомодули. Но ее можно использовать и для записи звука, применив к нему эффекты. О тех, которые работают, например, и в WaveLab, говорить не будем, а вот эффект Distortion, входящий в состав DirectX, стоит попробовать — его качество хорошее. Сама программа бесплатна, и ее несложно найти в Интернете.
Второй участник «экзотической» группы — Distortion-эффект, входящий в состав ПО звуковой платы, в частности, линейки Sound Blaster, — попал сюда потому, что его больше некуда было отнести. Считаю качество такого эффекта, увы, неприемлемым. Хотя некоторым он нравится — подозреваю, тем, кто не слышал чего-нибудь другого.
А теперь перейдем к программам средней весовой категории.
Guitar FX Box
Данный продукт (как и два описанных ниже) представляет собой самостоятельную программу, а не модуль DirectX или VST. Он обрабатывает в режиме реального времени сигнал, приходящий с линейного входа или с микрофона, с очень низкой (в зависимости от компонентов системы) задержкой. Впрочем, можно обработать и уже готовый wav-файл.
Автор Guitar FX Box — Саша Гойкович. Приложение обеспечивает высококачественный звук, но чтобы его добиться, нужно повозиться с настройками. Состоит Guitar FX Box из модулей Distortion/Overdrive, Equalizer, Echo, Pitch, Reverb, Chorus, Вау-Вау, Tremolo, Compressor и Phaser. Таким образом, программа подойдет для комплексной обработки гитарного звука. Частота оцифровки — до 48 кГц, разрядность — до 16 бит.
Весьма нелишней мне кажется возможность применения в Guitar FX Box шумового шлюза (noise gate — в окне I/O EQ), превосходно справляющегося со своими обязанностями.
Итак, за небольшие деньги (20 долл.) пользователь приобретает хороший гитарный процессор, с помощью которого вполне возможно получить не просто банальный жесткий Distortion, но и мягкий Overdrive. Загрузить программу можно отсюда: www.guitar-fxbox.com. Демоверсия функционирует только месяц. Кроме того, она не обрабатывает файлы, продолжительность композиции ограничена 20 с, а время работы всей программы — 4 мин. При старте всякий раз появляется экран с предложением зарегистрироваться.
Guitar FX
Автор программы — петербуржец Дмитрий Симаненков. Думаю, его имя известно многим, ведь Дмитрий написал немало статей, посвященных компьютерному звуку. На момент подготовки статьи существует версия приложения 3.04. Ее значимое отличие от 3.02 — наличие шумового шлюза. Кроме того, добавлено несколько типов эффекта Distortion. Учтите, что некоторые новые preset-файлы не работают в редакции 3.02.
Качество Guitar FX 3.04 достойно похвалы, а стоит программа для жителей России всего 10 долл. Загрузить ее можно отсюда: www.guitarfx.net. Причем демоверсия отличается от платной лишь тем, что при запуске приложение подключается к Интернету, а дальше с ней можно работать как обычно, правда, примерно около месяца.
GNUitar
Эта программа отличается от остальных в обзоре, поскольку изначально она была ориентирована на Linux и только потом уже вышла в Windows-версии. Ее автор, Макс Руденский, отмечает, что версия для Windows нестабильна и функционирует значительно медленнее, чем Linux-аналог. Кстати, опять же по словам разработчика, в Linux можно использовать гораздо более слабую машину со старой звуковой платой на шине ISA. И при этом производительность GNUitar будет существенно выше, чем на гораздо более мощном ПК c Windows и PCI-платой. Быть может, для кого-то данный факт послужит поводом для того, чтобы освоить еще одну ОС.
Выглядит программа оригинально — при ее запуске стартуют два окна: обычное, как у любого Windows-приложения, и DOS-сессия. Во втором GNUitar выводит всяческие сообщения типа buffer overrun («буфер перегружен») и т.п. В первом же можно произвести загрузку отдельных модулей, в число которых входят Autowah, Reverb, Chorus, шумовой шлюз, Sustain, Phaser, Echo, Delay, Vibrato, Tremolo и два Distortion-модуля.
Программа довольно молода — на данный момент выпущена версия 0.3.1, и этим вполне объясняются ее недоработки и нестабильность. Совершенно невозможно заставить нормально функционировать шумовой шлюз, из-за чего уровень шума катастрофически высок, наблюдаются проблемы с латентностью при работе под управлением Windows (впрочем, автор указывает, что это проблема самой Windows) и периодическая перегрузка буфера.
Однако же звук очень хорош, возможно, разработчик найдет-таки время и выпустит более стабильные версии. Windows-вариант GNUitar стоит 10 долл., редакция для Linux бесплатна. Демоверсия работает в течение примерно 5 мин, а затем самопроизвольно выгружается.
Впрочем, автор идет дальше — он предлагает воспользоваться исходными текстами, для чего даже написал инструкции. Так что, ау, отзовитесь, программисты, продукт очень перспективен! Если бы не превышающий все мыслимые пределы шум, то я бы выбрал именно GNUitar для своих творческих экспериментов.
Найти дистрибутив можно с помощью поисковой машины, например Google.
А теперь перейдем к «тяжеловесам».
ReValver
Производитель — компания Alien Connections. Продукт представляет собой мощный DirectX-модуль с уймой preset-файлов для работы с музыкой различных жанровых направлений (рок, поп и проч.).
Увы, звук, на мой взгляд, глуховат, сдавлен и смазан. И хотя в файле read me написано, будто «после использования этого модуля ваш старый усилитель может показаться вам не очень...», вряд ли такое когда-нибудь случится. Впрочем, у программы несколько вариантов «в одном флаконе». И о версии, обрабатывающей звук в реальном времени, сама же компания сообщает: «ReValver — это свободно распространяемая утилита, и предпочтительное ее использование — в качестве игрушки, а не замены настоящему усилителю».
Сама программа ReValver также имеет модульную структуру. Предусмотрено включать или отключать отдельные модули, расставлять их в различном порядке, что влияет на получаемый на выходе звук. При этом ReValver достаточно умна и не позволяет пользователю создать неработающие комбинации модулей. Конечно же, можно сохранить понравившуюся комбинацию в виде preset-файла или применять готовые фирменные предустановки. Из них довольно неплохими мне показались solo6, special1, dizzy, drunk.
Программа доступна для загрузки на сайте разработчика www.alienconnections.com.
Стоимость ReValver в США — 99 долл., жители Европейского cоюза должны заплатить 123 долл. Ограничения незарегистрированной версии — каждые 45 с работы вклинивается посторонний звук.
Amplitube
Создатель программы — компания IK Multimedia. Подобно предыдущему продукту, она состоит из модулей, которые можно включать и выключать. При этом допускается изменять в широких пределах их настройки и, конечно, сохранять в виде preset-файлов.
Программа стоит 399 долл., представляет собой подключаемый VST-модуль, причем существуют редакции как для Macintosh (для приложения Pro Tools), так и для PC (Cubase, Logic Audio. Ограничения в бесплатной демоверсии — к основному сигналу периодически подмешивается дополнительный шум.
Еще один недостаток — Amplitube не поддерживает отдельные звуковые платы. Какое-то время я думал, что моя Sound Blaster Live! также попадает в эту категорию, потому что при использовании Amplitube совместно с WaveLab модуль не функционировал должным образом — вместе с обработанным сигналом явственно слышался и необработанный. Однако заглянув в файл руководства, я выяснил, что среди программ, с которыми совместим Amplitube, продукт WaveLab не значится, хотя производители и пишут о совместимости с VST-приложениями. И оказалось, что с Cubase и Samplitude все выходит идеально: как и должно было быть, из динамиков несется только обработанный сигнал. Так что подобные «мелочи» иногда могут быть решающими.
Вместе с программой поставляется около 200 preset-файлов, заслуживающих всяческих похвал. Их названия порой говорят сами за себя — Aero, Brian1, Pink Wall, George 60?s... При желании можно переписать с сайта www.amplitube.com еще немалое их количество.
Izotope Trash
По качеству программа Izotope Trash, на мой взгляд, сопоставима с Amplitube, зато цена ее в 2 раза ниже — 199 долл. Многие продукты, упомянутые в данном обзоре, обладают ярко выраженной индивидуальностью, но эта — нечто уникальное, ничего подобного я еще не видел. Особенность Izotope Trash — нестандартный интерфейс, что, впрочем, не является недостатком.
Приступить к работе чрезвычайно просто: нужно лишь щелкнуть виртуальным тумблером Presets и пройтись по списку preset-файлов. Их, кстати, немало — 62. Ну а потом можно поэкспериментировать. Примечательно, что в Trash есть несколько типов Distortion-эффекта, не имеющих аналогов, что вдвойне интересно для экспериментов. По сути своей Trash — DirectX-модуль, поэтому самостоятельно работать он не способен, а функционирует только под управлением приложений Sound Forge, Cubase, Sonar, Samplitude и т.д. Таким образом, применять эффекты можно лишь к уже существующему файлу (хотя это можно обойти, см. ниже).
Если вам для решения проблемы не хватает справочной системы (она реализована в виде PDF-документа и входит в установочный комплект), то с сайта производителя можно переписать zip-архивы с дополнительными файлами помощи, освещающими особенности работы с гитарой, клавишными и барабанами в Trash. Написаны эти тексты живым английским языком и весьма полезны для тех, кто хочет узнать побольше не только о самой программе, но и о создании качественного звука вообще. Кстати, в zip-архивах помимо собственно справочных материалов присутствует немалое количество дополнительных preset-файлов.
В общем, модуль Trash весьма мне понравился. Всем рекомендую. Адрес производителя программы: www.izotope.com.
GT Player
Продукт Direct Sound встречается в различных модификациях. Для начала рекомендую вариант за 59 евро. Загружать бесплатную редакцию Express бесполезно, поскольку для ее работы требуется звуковая плата M-Audio. А вот демоверсия GT Player совместима и с Sound Blaster Live!
Программа в данной комплектации состоит из модулей, среди которых — Chorus, Reverb, шумовой шлюз, естественно, Distortion и Overdrive и проч. К сожалению, мне не удалось заставить GT Player нормально функционировать с уже готовыми файлами. Скорее всего, здесь просто нужна более профессиональная аудиоплата. Ну а в реальном времени программа отлично обрабатывает звук.
Кстати, она, собственно, и не предназначена для записи аудио — только для обработки. Но опять-таки, имея две звуковые платы «на борту», это проделать несложно. Кроме того, можно попробовать использовать такие программы, как Total Recorder или Audio Cable. Адрес сайта GT Player: www.dsound1.com.
* * *
Несколько слов о тех приложениях, которые не умеют обрабатывать звук в режиме реального времени, — Trash, Amplitube и им подобные.
Порою так хочется поиграть на гитаре, сразу подбирая параметры усиления и слыша результат. Что ж, это вполне возможно. Но придется прибегнуть к помощи специальных программ, поддерживающих режим Live Input (т.е. обработку звука в реальном времени). В их числе WaveLab и Samplitude. Просто подключите Trash и Amplitube к WaveLab, активизируйте функцию Live Input и играйте на гитаре, подсоединенной к линейному или (хуже) микрофонному входу. Для VST-модулей потребуется VST-адаптер (программный, конечно).
Live Input можно использовать для того, чтобы подобрать нужный звук. Обрабатывать же все равно придется готовый wav-файл, хотя вести запись можно и в данном режиме. На мой взгляд, для такой цели больше подходит программа Samplitude, причем шестой версии — Producer (седьмая почему-то отказывается показывать preset-файлы Trash). В ней можно более гибко настроить систему — так, чтобы не чувствовалось задержки сигнала. WaveLab с этим справляется гораздо хуже.
* * *
Вот вкратце и все о программах, которые, конечно, не приходят на смену «железным» модулям, но в отдельных случаях почти на равных конкурируют с ними в большой и не очень музыке. Когда статья уже была готова к печати, я обнаружил новую программу Gitar Rig. Но о ней надеюсь рассказать в следующий раз.
Для себя мне удалось найти и выбрать несколько «идеальных искажений». Надеюсь, моя статья поможет в какой-то степени и вам отыскать свои.
С автором можно связаться по e-mail: moonday@yandex.ru.