— Как член правления, желаю, чтобы здесь были бильярд и музыкальный автомат!

Харуки Мураками. Охота на овец

Большинство компьютерных игр стоят денег. Некоторые из них дешевле, иные дороже. Есть подарочные варианты в больших коробках с талмудами качественно напечатанных инструкций. Кажется невероятным, что кто-то может создавать игры не ради денег, а лишь из любви к искусству. И уж совсем удивительно, что игры при этом получаются великолепные и работают сразу на нескольких операционных системах.

BilliardGL — игра стоит свеч!

В хорошей игрушке прекрасно все, от заставки до титров. Вы не поверите, но от имитатора американского бильярда под названием BilliardGL пришел в восторг мой двухлетний ребенок. Ему нравится смотреть на процесс загрузки, когда полупрозрачная пленка по движению часовой стрелки смывается с бильярдного шара; на мягкие, округлые анимированные меню, сделанные как будто из плотного белого дыма. Замерев, он наблюдает, как ползет вверх столбик силы удара. И наконец, кричит: «Гаськидал!», когда шарики разлетаются в разные стороны. «Да, раскидал, — отвечаю я. — Какой будем закатывать?» «К?ясный», — почти всегда отвечает малыш. И добавляет: «Уя!» Действительно, ура! Устами младенца...

Знаете, если уж ребенку так нравится процесс игры в BilliardGL, то взрослые любители этого вида спорта будут просто в восхищении от качества исполнения, цветовой гаммы и самого настроения этого замечательного имитатора. BilliardGL дает возможность ощутить себя за бильярдным столом, который визуально ничем не отличается от стола, предназначенного для игры в Pool, называемой у нас американским бильярдом или «американкой». Это современная легкая версия классического бильярда с маленькими шарами и широкими лузами. Играть в него довольно просто и приятно.

Откровенно говоря, я предпочитаю русский бильярд — более сложную разновидность этой благородной игры. В него рубились еще офицеры дореволюционной России — как вы догадываетесь, при свечах, так что даже за небольшой «мухлеж» можно было поплатиться жизнью, получив канделябром по голове. К сожалению, ни русского бильярда, ни возможности жульничать и уж тем более виртуального канделябра в этом имитаторе не предусмотрено. Даже физика процесса игры в «американку» в BilliardGL реализована пока не полностью. Нет, например, возможности бить в различные области самого шара, менять вертикальный угол удара и т.д. Из-за этих ограничений нельзя ни закрутить шар, ни пустить его по дуге, ни заставить подпрыгнуть. Тем не менее о качестве уже реализованной в BilliardGL математики говорит хотя бы то, что игра прекрасно себя чувствует на Celeron 433. Даже на таком процессоре Frame rate редко бывает ниже 29 кадров в секунду. Так что игра стоит свеч!

NeverBall — никогда не говори «никогда»!

Однажды по телевидению мне довелось увидеть сюжет о положительном влиянии некоторых компьютерных игр на профессиональные качества хирургов. Есть мнение, что к подобного рода играм запросто можно причислить NeverBall. Она требует четких и своевременных действий в режиме реального времени и при этом учит осторожности и предусмотрительности.

Все уровни игры представляют собой поверхности различной конфигурации, порой с движущимися элементами и телепортерами. На поверхности находится небольшой мяч. Игроку предстоит управлять отнюдь не самим движущимся объектом, как в большинстве игр. Изменяя угол наклона поверхности, можно заставить мячик катиться в произвольном направлении. Задача: собрать максимальное количество разноцветных монет и вовремя докатиться до цели (Goal). Сотня собранных монет обеспечивает сохранение на текущем уровне.

Сильно разгонять мячик в большинстве случаев не рекомендуется, ибо погасить инерцию можно, лишь наклонив поверхность в сторону, противоположную его движению. На начальных уровнях поверхность по краям ограничена невысоким бордюром, от которого мячик отскакивает, но по мере усложнения уровней вероятность упасть в пропасть с края поверхности будет возникать все чаще. Кроме того, начнут появляться фрагменты поверхности с различным углом наклона, лабиринты, ступеньки, движущиеся платформы, лифты и телепорталки, а фактор времени будет поджимать все сильнее.

В игре NeverBall предусмотрены три совершенно разных набора уровней. Это действительно три различные коллекции поверхностей, а не разные условия прохождения одних и тех же препятствий. Каждый из этих наборов содержит по 25 уровней все повышающейся сложности. Таким образом, в NeverBall 1.2.5 для Windows всего предусмотрено 75 уровней плюс 20 полей NeverPut Holes — для коллективной игры в некий гибрид гольфа и бильярда.

Режим Easy предназначен для игроков со статусом от новичка до профессионала. Здесь довольно простые уровни, коим стоит уделить внимание хотя бы для того, чтобы немного освоиться в NeverBall и научиться контролировать движение мяча в наиболее свободных условиях.

Набор Hard предназначен для тех, кто позиционирует себя между профессионалами и экспертами. Здесь частенько придется пробираться по узеньким дорожкам, контролировать прыгающий по ступенькам мяч и пользоваться услугами очень инертных движущихся платформ. Вы изрядно помучаетесь с выключателями, которые будут ненадолго открывать доступ к нужному участку, и сможете научиться собирать максимальное количество монет за минимальное время.

И наконец, последний набор невероятных по сложности уровней, разработанных неким индийцем по кличке Mehdi. Он как нельзя лучше подойдет тем, кто уже считает себя экспертом в NeverBall и твердой поступью приближается к гордому званию безумца. Времени чаще всего у вас будет в обрез. Чтобы пройти уровни Mehdi, вам придется:

  • гнать вовсю между движущимися камнями с нарисованными на них устрашающими физиономиями (про себя я назвал их «налоговыми полицейскими»);
  • держать равновесие на трясущейся поверхности («отечественное законодательство»);
  • пробираться в лабиринтах, стены которых то и дело становятся просто невидимыми.

Кроме того, иногда придется прыгать с трамплинов, делать мертвую петлю в скрученных кольцом дорожках, освоить небольшой трек, который больше подошел бы для соревнований в «Формуле-1», вырываться из плена узких теснин и при этом собирать и собирать денежки. Не зря сказано: от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Другими словами, никогда не говори «никогда».

FlightGear — первым делом, первым делом самолеты!

В отличие от большинства коммерческих аналогов, авиасимулятор FlightGear работает на самом широком спектре аппаратно-программных платформ. Наиболее известны версии для Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, Solaris и IRIX. В разработке участвуют волонтеры буквально со всех континентов, которые стремятся сделать этот имитатор максимально открытым и расширяемым. Как Linux.

FlightGear оказался самой ресурсоемкой игрой в этом обзоре. Версия Flight Gear для Windows, доступная для загрузки из Сети, «весит» приблизительно 84 Мбайт. Есть различные карты местности и соответственно несколько доступных аэродромов вблизи Сан-Франциско. Но если вы пожелаете воспользоваться любым другим аэропортом нашей планеты, придется потрудиться. На официальном сайте FlightGear имеются карты (scenery) любой части земного шара и даже всей его поверхности! Можно заказать набор из 11 компакт-дисков. В этом случае вам будет доступно около 20 тыс. аэропортов: летать не перелетать!

Загрузив FlightGear для Windows, я уже через пять минут пытался пролететь под мостом «Золотые ворота» в окрестностях Сан-Франциско. Несмотря на то что фокус так и не удался, потраченного обеденного времени было не жалко. Имитатор подкупает уже тем, что в отличие от большинства своих собратьев он оказался демилитаризованным. Гражданские вылеты на небольшом аппарате «Сессна» оставляют приятное впечатление. Графика во время полета, может, и не самая детальная, но вполне аккуратная и на современном компьютере обсчитывается без заметных торможений.

Можно в этой игре также подключать любые дополнительные модели самолетов. В ангарах базовой версии их уже четыре десятка: от гражданских пассажирских самолетов до военных истребителей и космических аппаратов типа «Шаттл» или даже НЛО. Кроме внешнего вида в файлах моделей описываются также физические параметры и аэродинамические свойства. Почувствуйте себя маленьким зеленым человечком!

FlightGear используют не только для приятного времяпрепровождения, но и в образовательных целях. На официальном сайте утверждается, что симулятор используется при подготовке пилотов. Это вполне логично, так как он позволяет не только летать, но и планировать перелет, рассчитывать количество топлива, производить предполетные проверки, вызывать по радио тягач и т.д.

TuxRacer — лети, пингвин, лети!

Эта игра долгое время находилась на верхних строчках рейтингов игрушек для Linux. На самом деле ее популярность в основном была обусловлена тем, что главный герой — отнюдь не робкий пингвин с замашками экстремала. Судя по игре, его любимое занятие — катиться на гладком пузе по снежно-ледовому склону и жадно глотать разбросанную по треку воблу.

Армия одного пингвина преодолевает крутые повороты, подпрыгивает на трамплинах, и все это в рамках некоего чемпионата под названием Canadian Cup. Замечательно! Однако бесплатная версия TuxRacer этим самым Canadian Cup и ограничивается. Кроме того, в свободно распространяемой версии напрочь отсутствует музыкальное сопровождение. «Белое безмолвие» должно нравиться пингвинам, но автор, по Дарвину, произошел от другого представителя фауны.

Тем не менее игра забавна, в самый раз для бакланов, которые любят MTV и мультфильмы про Симпсонов. Если поставить «One Man Army» из саундтрека к фильму «Spawn», то доступные взору филейные части летящего пингвина будут прекрасно гармонировать с немногочисленными словами из упомянутой песни.

Маловато, говорю! Маловато будет!

Хотите еще качественных и бесплатных игр, которые будут одинаково хороши и на PC, и на Mac, и в Windows, и в Linux? На сайте http://gnuwin.epfl.ch/apps/en/index.html есть не вошедшие в обзор экземпляры.

Я дарю тебе его просто так — безвозмездно...

Надеюсь, что в светлом компьютерном будущем никому не придется думать о том, на основе какого процессора и в какой операционной системе работает его компьютер. Разработчики открытых компьютерных игр уже доказали, что использовать возможности мультимедиа в одной и той же программе на совершенно разных компьютерах вполне реально. На сегодняшний день существуют качественные переносимые игры, с мощной математикой, вдохновенной графикой, звуком и при этом свободно распространяемые в Интернете.

Господа геймеры, ваш час настал! Теперь можно совершенно бесплатно играть в любимые игры на всем, что имеет современный процессор, устройства ввода и монитор. Только важно помнить о том, что главное в танке. Играйте, да не заигрывайтесь!

BilliardGL

Оценка: ****1/2*

Открытый и бесплатный имитатор «американки».

Системные требования: Windows или Linux, OpenGL-совместимая видеокарта.

Размер дистрибутива: не превышает 1 Mбайт.

Сайт: http://www.BilliardGL.de/

NeverBall

Оценка: *****

Открытая и бесплатная 3D-игра для целого ряда операционных систем.

Системные требования: процессор Celeron 1000 МГц или Mac G4, ОС Windows, Linux, Mac OS X, OpenGL-совместимая видеокарта, 64-Mбайт ОЗУ.

Размер дистрибутива для Windows: 9,2 Mбайт.

Сайт: http://icculus.org/neverball/

FlightGear

Оценка: ****1/2*

Открытый и бесплатный авиационный имитатор.

Системные требования: процессор Celeron 1000 МГц или Mac G4, ОС Windows, Linux, Mac OS X, или любой UNIX, OpenGL-совместимая видеокарта, 128-Mбайт ОЗУ.

Размер дистрибутива для Windows: 84 Mбайт.

Сайт: http://www.FlightGear.org/

TuxRacer

Оценка: ***

Открытая и бесплатная гонка для Linux и Windows.

Системные требования: процессор Celeron 333 МГц или Mac G4, ОС Windows, Linux, Mac OS 9 или Mac OS X, OpenGL-совместимая видеокарта, 32-Mбайт ОЗУ.

Размер дистрибутива для Windows: 7,8 Mбайт

Сайт: http://tuxracer.sourceforge.net/