Электронная отчетность по каналам связи
Налоговая инспекция, последний день сдачи отчетности. Из кабинета инспектора выходит счастливый бухгалтер. К нему тут же подбегает другой:
— Ну как?
— Сдал!
— Дай списать!
По опыту знаю, что среднестатистический бухгалтер ежемесячно тратит три-четыре дня на сдачу (не на подготовку!) стандартной отчетности. Нетрудно подсчитать, что каждый год он полтора месяца обивает пороги налоговых органов с кипами документов, причем без учета ежеквартальных и годовых отчетов! А что вы скажете, если вам позволят сдавать налоговую отчетность через Интернет, буквально не отрывая пятой точки от рабочего кресла? Согласитесь, идея выглядит весьма привлекательно. Во-первых, заметно экономятся время и нервы, затрачиваемые на очереди и общение с не менее замотанными и усталыми налоговыми сотрудниками (да простят меня последние!). Во-вторых, применение электронных средств коммуникации на несколько порядков повышает скорость обмена информацией, и, как следствие, бухгалтерия всегда в курсе самых последних обновлений всех форм текущей отчетности. В-третьих, за счет средств выходного контроля сокращается число ошибок. В общем, манна небесная... но при условии, что работа организована с умом, ведь безбумажный документооборот несет не только свои бонусы, но и целый ряд весьма деликатных вопросов, таких как сохранение конфиденциальности передаваемых данных и соблюдение временн?ых рамок (так называемого регламента). Поскольку идея сдачи отчетности юридическими лицами через Интернет еще в прошлом году была успешно воплощена, имеет смысл поговорить о плюсах и минусах.
Очевидно, что использование привычных для Интернета схем обмена информацией неприемлемо: ведь при получении отчета по e-mail невозможно с уверенностью утверждать, чей именно это файл, и нельзя гарантировать, что он не был кем-то прочитан или модифицирован в процессе передачи. Даже такая банальная вещь, как определение времени/даты сдачи отчетности, может вызвать затруднения (читай: расхождения). Для устранения всех этих «нельзя» и «не гарантировано» и была разработана специальная схема, с одной стороны, защищающая документы от несанкционированного доступа и модификации, а с другой — четко разграничивающая права и обязанности сторон.
Общая схема
В созданной цепочке участвуют налогоплательщик, налоговая инспекция и специализированный оператор связи, обеспечивающий техническую сторону дела.
Налогоплательщик
Чтобы сдавать отчеты через Интернет, налогоплательщику необходимо установить и настроить программный комплекс «Спринтер», состоящий из модуля выгрузки и проверки бухгалтерской и налоговой отчетности (как правило, это «1С: Налогоплательщик»), модуля «Выходной контроль», обеспечивающего проверку файлов отчетности на соответствие формату, разработанному МНС России, и клиентской программы электронной почты «Дипост», обеспечивающей прием/передачу файлов между рабочим местом налогоплательщика и сервером электронной почты.
В качестве дополнительного ПО понадобятся программы «Референт» и «Запросы». Завершает сей список криптомодуль, работающий абсолютно прозрачно для пользователя. Естественно, должен быть канал доступа в Интернет. (Более подробно основные требования и ссылки на нормативную базу см. в полном варианте статьи на диске во врезке «Ресурсы, деньги и законы».)
Участники электронного обмена отчетностью по каналам связи |
Специализированный оператор связи
Этот посредник между налогоплательщиком и МНС обеспечивает прохождение почтового трафика и протоколирование обмена. На стороне оператора устанавливается программно-аппаратный комплекс «Оператор».
Налоговая инспекция
Оснащается рабочим местом «Инспектор».
Очевидно, что перед разработчиками стояла задача обеспечить аутентификацию налогоплательщика и сервера системы при установлении соединения, проверку авторства, подлинности и неизменности документов отчетности, защиту передаваемых данных от несанкционированного доступа. Все эти вопросы отнюдь не являются уникальными и решаются в рамках уже хорошо зарекомендовавшей себя инфраструктуры открытых ключей PKI.
Понятно, что для формирования и передачи данных от бухгалтера в налоговую инспекцию потребуется соответствующее ПО.
Отмечу, что данная схема работы отнюдь не безупречна, любое изменение контрольных соотношений и форм отчетности требует обновления ПО. Впрочем, уже реализованы и другие варианты. Так, в Екатеринбурге усилиями СКБ «Контур» технология реализована на базе тонких веб-клиентов. Основой архитектуры является сервер бизнес-логики, включающий веб-сервер, где размещены все программное обеспечение, все формы и контрольные соотношения. На этом же сервере установлено и клиентское ПО для доступа в корпоративную сеть передачи данных налоговых органов региона.
Что будет дальше
Надо сказать, что объем проведенной работы поражает. Сейчас практически во всех субъектах федерации местные налоговые инспекции применяют данную систему. Конечно, не обошлось без изъянов. Даже в Москве фиксировались случаи сбоя в коммуникационной сети налоговиков, когда система была ограниченно работоспособна, — отчеты доходили до специализированного оператора, но не попадали в МНС. Однако в плане надежности система вполне масштабируема — абонент вправе выбрать любого интернет-провайдера, а скоро, возможно, возникнет конкуренция на рынке специализированных операторов связи.
Подготовка отчета в модуле «1С:Налогоплательщик» |
Впрочем, не все так просто, как хотелось бы. Во-первых, несмотря на распространенность 1С, это далеко не единственный бухгалтерский пакет в стране. Вероятно, модули выгрузки из других систем присутствуют на рынке (мы, по крайней мере, слышали о такой возможности в БОСС), но они не так легко и прозрачно интегрируются. Во-вторых, нам незнакомы судебные прецеденты «разбора полетов» между налогоплательщиком и налоговой инспекцией, где бы фигурировала ЭОКС. Строго говоря, хотя вся система полностью сертифицирована и лицензирована, как поведет себя самый гуманный в мире суд при рассмотрении виртуальных документов, — это еще вопрос. В-третьих, смущает определенный монополизм поставщиков основного комплекта ПО — компаний «Таском» и «Фактор». В идеале пользователю должна быть предоставлена свобода выбора ПО, лишь бы оно было сертифицировано. Например, те же TheBat! и Outlook Express поддерживают все современные криптопротоколы и вполне годятся, пусть и с некоторыми доработками, на роль почтовых клиентов ЭОКС. То же касается и почтового сервера. Хотя здесь ситуация сложнее — вследствие строгости отчетности пресловутые уведомления должны генерироваться в обязательном порядке, но тот же Exchange не дружит сам с собой — между серверами версий 5.5 и 2000 уведомления могут и не генерироваться. Впрочем, здесь рискнем высказать мысль: конкуренция — это не всегда хорошо. Обеспечить совместимость и надежность в рамках одного комплекта ПО гораздо проще, нежели тогда, когда на разных уровнях (клиентском, серверном, промежуточном) находится ПО разных производителей и даже разных версий. Не доросла софтверная индустрия до обеспечения пресловутых пяти девяток надежности, что для финансовой сферы абсолютно обязательно.
Выходной контроль файлов отчетности |
В целом же впечатление от системы осталось весьма положительное, хотя не столько от нее, сколько от почина. Планируется перейти на «безбумажное общение» пенсионных и медицинских страховых фондов (определенный опыт уже есть — в Свердловской области весной 2003 г. был реализован пилотный проект по сдаче индивидуальных сведений в Пенсионный фонд через Интернет).
Конечно, еще далеко до того времени, когда бухгалтер сможет сдавать всю отчетность по электронной почте в автоматическом режиме, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
К авторам можно обратиться по e-mail адресам:
Драница Андрей Юрьевич, axeon@inbox.ru
Мартемьянова Елизавета Сосипатровна, esmar@mstu.edu.ru
Полный вариант статьи см. на диске.