Мультимедиа-проекторы постепенно превращаются из атрибутов роскоши в предметы повседневного обихода многих пользователей. Они применяются на выставках, конференциях, семинарах и учебных курсах, а также дома. Поэтому обделять вниманием в журнале эти изделия было бы ошибкой. Стремясь шагать в ногу со временем, предлагаем обзор 12 моделей проекторов, которые, в числе прочих, доступны на российском рынке. По итогам тестирования аппаратов составлен рейтинг. Надеемся, что подобные публикации станут регулярными и окажутся полезными для читателей «Мира ПК». Одна из популярных и активно развивающихся областей применения проекторов — системы домашнего кинотеатра, где по размерам выводимого изображения с ними не способны конкурировать ни телевизоры, ни плазменные и ЖК-панели. И в нашем сегодняшнем материале мы попытались оценить устройства с точки зрения их пригодности для этой сферы.
Очевидно, что, прежде чем давать оценку проекторам для домашнего кинотеатра, необходимо уточнить, каким требованиям они должны удовлетворять.
Первостепенный показатель — контрастность, определяющая глубину передачи оттенков изображения, различимость деталей в самых темных и самых светлых участках кадра. С этой точки зрения предпочтительнее устройства, базирующиеся на микрозеркальной (DLP) технологии, обеспечивающей более высокое значение данного параметра. Впрочем, как показало наше тестирование, высокая контрастность — далеко не единственный фактор, влияющий на качество получаемой картинки.
Не менее важно наличие функции цифровой коррекции трапецеидальных искажений, устраняющей нарушения прямоугольности кадра, которые возникают при неправильном расположении проектора относительно горизонтальной или вертикальной оси экрана. Ведь квартирные условия зачастую ограничивают выбор места для установки проектора.
А вот поддерживать большую мощность светового потока проекторам для домашнего кинотеатра необязательно. Чем она выше, тем в более освещенном помещении можно использовать устройство. Но поскольку кино, как правило, смотрят в темноте, на яркости допустимо сэкономить. Правда, при этом следует помнить, что чем сильнее световой поток, тем большего размера изображение можно будет с комфортом смотреть.
Не столь принципиальны для аппаратов данной категории и габариты, а также масса, поскольку в домашних кинотеатрах проекторы обычно размещаются стационарно.
Несколько слов о технологиях изготовления устройств. На сегодняшний день наиболее распространены жидкокристаллические (LCD, Liquid Crystal Display) и микрозеркальные (DLP, Digital Light Processing) проекторы. Для первых характерны мощный световой поток, цветовая насыщенность картинки и широкие возможности по подключению внешних устройств. Для вторых, как уже отмечалось, — высокая контрастность, а также компактность. Как у тех, так и у других есть и недостатки. Скажем, микрозеркальные проекторы, превосходящие жидкокристаллические по контрастности, некоторые специалисты считают вредными для зрения. Таким образом, сделать однозначный вывод, какие аппараты (ЖК или DLP) лучше подходят для домашнего кинотеатра, затруднительно. Поэтому мы включили в обзор проекторы обоих типов.
Все аппараты по цене мы условно разбили на четыре группы, поскольку сравнение между собой изделий стоимостью 1500 и 6000 долл. нам представляется некорректным.
Проекторы дешевле 1800 долл.
ViewSonic PJ510
Этот аппарат, выполненный в элегантном черном корпусе, произвел на нас очень хорошее впечатление с точки зрения соотношения цены и потребительских качеств. Продуманно организованное русифицированное меню позволяет даже неопытному пользователю с легкостью настраивать устройство и управлять им (в комплекте имеется и русскоязычное руководство по эксплуатации). Поскольку ViewSonic PJ510 позиционируется как проектор для домашнего кинотеатра, чрезвычайно важным его достоинством следует признать крайне низкий уровень шума — он оказался одним из самых тихих.
Качество проецируемого изображения — как по цветопередаче, так и по контрастности — весьма достойное. Если не считать Canon LV S3, изделие ViewSonic можно назвать лучшим среди первой четверки проекторов.
Toshiba ET1
Дизайн этого аппарата нам представляется главной отличительной его чертой. Круглый корпус и совсем не маленькие размеры привлекают внимание: остальные модели данного класса существенно более компактны и даже ориентированы на использование в разъездах, комплектуются переносными сумочками. Так что по габаритам и массе аппарат Toshiba ET1 можно назвать стационарным.
Это, пожалуй, наиболее противоречивая модель в обзоре. При явной ориентации на видео, о чем свидетельствуют габариты устройства, наличие SCART-разъема, низкий уровень шума благодаря большому корпусу и необычное для подобных проекторов неизменное фокусное расстояние объектива (Toshiba ET1 дает большую картинку даже при незначительном удалении от экрана, что может иногда оказаться весьма кстати), качество изображения оставляет все же желать лучшего — из-за невысоких значений яркости и контрастности. Вместе с тем иных претензий к картинке — по цветопередаче, динамике, общему субъективному впечатлению — практически нет, хотя и выразительной ее не назовешь. Кроме того, управление, на наш взгляд, неудобное.
В целом определиться с отношением к данной модели оказалось довольно трудно, однако называть ее удачной для домашнего кинотеатра мы бы не стали.
Canon LV S3
Непритязательный, хотя и симпатичный по дизайну универсальный ЖК-проектор Canon показался нам наиболее удачным в рассматриваемом классе (да и сравнение с более дорогими моделями он вполне выдерживает). Главное достоинство — сбалансированность решения и очень приятное изображение, отличающееся качественной цветопередачей и ясностью, свойственной аппаратам с хорошей оптикой. При внимательном просмотре заметен лишь недостаток контрастности, свойственный всем ЖК-моделям нижнего ценового сегмента.
Аппарат ориентирован на две сферы применения и комплектуется соответственно парой пультов ДУ — для презентаций (с пульта при подключении проектора к ПК можно управлять курсором мыши) и для просмотра видео. LV S3 не производит лишнего шума, удобен в управлении и настройках. При весьма умеренной цене это устройство можно уверенно порекомендовать пользователям, которые не гонятся за «видеофильским» качеством изображения, а просто хотят с удовольствием и комфортом смотреть кино на большом экране.
RoverLight Vision DS800
Аппарат, представленный под отечественной торговой маркой RoverLight, по сути является некоей неизвестной нам зарубежной моделью, поставляющейся на наш рынок в OEM-варианте. Самый дешевый в обзоре из DLP-моделей (и единственный представитель данного типа проекторов в рассматриваемом ценовом классе), он показался нам откровенно неудачным выбором для применения в домашнем кинотеатре. Если для скромного масштаба бизнес-презентаций неточная цветопередача и неприятное дребезжание вентиляторов охлаждения — вполне терпимая расплата за низкую (для DLP-проекторов — очень низкую) цену, то при просмотре фильмов это становится неприемлемым. Стремление к удешевлению заставило производителя отказаться даже от оснащения аппарата звуковым трактом и динамиком.
Из достоинств устройства следует отметить высокую контрастность картинки, выявленную при измерении, чего, однако, недостаточно для того, чтобы изображение выглядело естественно и приятно. Меню также, по нашему мнению, не слишком удобно, хотя оно русифицировано и содержит стандартный комплект базовых настроек, включая гамма-коррекцию. Итог — низкобюджетное презентационное решение, для просмотра видео не подходящее в принципе.
Проекторы ценой до 2400 долл.
Mitsubishi HC 3U
Корпус проектора Mitsubishi изготовлен в классическом стиле: прямоугольная со слегка закругленными краями форма, серебристо-серый цвет. Меню русифицированное и довольно удобное, поэтому проблем с ручными настройками возникнуть не должно. А заняться ими наверняка придется, поскольку при установках по умолчанию изображение получается чрезмерно контрастным и ярким, что раздражающе действует на глаза. Однако, переключив устройство в театральный режим, мы добились весьма качественной картинки с мягкими, естественными цветовыми переходами.
Еще одно замечание — довольно высокий уровень шума, создаваемого вентилятором, охлаждающим лампу аппарата. Если на выставке или презентации это непринципиально, то в условиях домашнего кинотеатра данный фактор становится значимым: монотонное гудение, особенно хорошо заметное в тихих сценах, грозит разрушить иллюзию реальности происходящих на экране событий.
Sanyo PLV Z2
Данный проектор успел завоевать большую популярность на рынке, поэтому нам было особенно интересно испытать его. Изделие Sanyo привлекает симпатичным внешним видом. Передняя стенка, на которой располагается объектив, целиком закрывается защитной крышкой (если ее захлопнуть во время работы аппарата, он автоматически выключится). В интуитивно понятном меню предусмотрен русский язык.
Особого упоминания заслуживает объектив PLV Z2, раствор диафрагмы которого можно регулировать вручную, что позволяет выполнять тонкую настройку картинки. Устройство обеспечивает хорошее по контрастности, цветопередаче и яркости изображение. Правда, на некоторых кадрах оттенки выглядели несколько ненатурально, но зато по качеству показа других PLV Z2 превосходил даже более дорогой Acer PD721.
Будем надеяться, что недавно выпущенная модель Sanyo PVL Z3 унаследует лучшие особенности своей предшественницы и порадует новыми достоинствами.
Panasonic PT AE500E
Это устройство, выполненное в строгом «квадратном» дизайне, произвело на нас самое приятное впечатление естественностью изображения. Как и другие модели рассматриваемого ценового класса, оно ориентировано на домашнее видео и прекрасно для него подходит. Качество картинки обеспечивается в основном за счет хорошей цветопередачи, динамики и высокой контрастности, правда, в ущерб яркости, что для домашнего использования не так уж существенно.
Как и в случае с Mitsubishi, для получения оптимального в тестовых условиях изображения нам пришлось немного подправить настройки, что не составило труда при удобном и русифицированном меню. Единственная претензия — этот аппарат сравнительно шумен. По формальным характеристикам три рассмотренных в обзоре проектора среднего класса вполне сопоставимы, однако, оценивая общее впечатление от просмотра тестовых фильмов, мы сошлись во мнении, что Panasonic дает наиболее живое и естественное изображение.
InFocus LP540
Дизайн этого изделия не отличается особыми изысками. Впрочем, округлые формы и светлый корпус весьма привлекательны. Проектор имеет меню на нескольких языках, в том числе на русском.
Особо нас порадовало, что даже при длительной работе и сильном нагреве лампы шум вентилятора устройства сохраняется на приемлемом уровне и не отвлекает внимания от фильма.
Не обошлось и без большой ложки дегтя. Цветопередача у InFocus LP540 оказалась не очень хорошей: несмотря на все усилия по настройке, картинка сохраняла неестественно желтоватый оттенок (хотя контрастность и яркость не вызвали у нас особых нареканий). К сожалению, подобным недостатком страдали многие DLP-проекторы обзора.
Проекторы дороже 2400 долл.
LG RD-JT52
Это устройство, благодаря использованию DLP-технологии, легкое и компактное. Элегантный корпус имеет строгую серебристо-серо-черную расцветку.
Доступных для регулирования параметров мало, в меню не поддерживается русский язык. Впрочем, оно довольно удобное, а в комплект поставки входит русскоязычное руководство пользователя, поэтому управлять проектором несложно. Качество проецируемого изображения в целом нам понравилось, правда, в некоторых случаях ему недоставало контрастности — в частности, для показа черных деталей на черном фоне. К тому же иногда наблюдалось легкое дрожание картинки, особенно заметное при стоп-кадре.
Acer PD721
DLP-проектор Acer показался нам ориентированным скорее на презентации, нежели на просмотр видео. Об этом свидетельствуют и набор разъемов, и ряд специфических акцентов в особенностях изображения. Обладая высокой яркостью и контрастностью, этот аппарат не самым лучшим образом (в рассматриваемом классе) показал себя с точки зрения цветопередачи, видеоряд не оставлял впечатления естественности и полного погружения в просмотр. Следует, правда, подчеркнуть, что при сравнении с проекторами предыдущего класса эти недостатки были вовсе не столь заметны, напротив, высокая контрастность делала изображение весьма достойным. Кроме того, шум этого проектора, совсем негромкий, оказался довольно неприятным по тембру.
Все указанные особенности обусловлены явной ориентацией устройства на задачи презентаций, где указанные недостатки несущественны, а высокая яркость, напротив, крайне важна. Для просмотра же видео этот проектор, на наш взгляд, не столь оптимален, особенно учитывая его цену.
Sony Cineza VPL-HS20
Это единственный в рассматриваемом классе ЖК-проектор. Он отличается весьма своеобразным дизайном и изобилием дополнительных возможностей. Среди последних нужно отметить полностью цифровое управление (включая управление объективом — фокусным расстоянием и резкостью), возможность демонстрации изображений с карточек Memory Stick, новейший мультимедийный интерфейс HDMI (обеспечивает цифровую передачу видеоряда и многоканального звука) и проч.
При таком изобилии производители, что приятно, не забыли ни об удобстве управления (продуманное меню содержит множество настроек), ни о комфорте зрителей (это очень тихий аппарат), ни, главное, о качестве изображения, которое показалось нам наиболее приятным по сравнению с предыдущими моделями в этом классе.
В итоге получился современный многофункциональный и весьма качественный аппарат, замечательно подходящий для домашнего кинотеатра и обеспечивающий множество дополнительных функций.
NEC HT1100
Данное изделие сильно отличается от остальных проекторов нашего обзора, поскольку стоит в несколько раз дороже. Строго говоря, сравнивать его с другими участниками тестирования не вполне корректно, поэтому при оценке мы учитывали не просто качество продукта, а его соотношение с ценой.
Проектор довольно массивный и тяжелый, но, поскольку в условиях домашнего кинотеатра оборудование переносится с места на место редко, это нельзя назвать недостатком.
Аппарат отличается гибкими настройками, имеет удобное меню. Как и у Sanyo PLV Z2, у NEC HT1100 предусмотрена ручная регулировка раствора диафрагмы объектива.
То, что это устройство принадлежит к совсем другому классу, заметно сразу: такого качества прорисовки деталей изображения — черного на черном и белого на белом — не обеспечивал ни один из конкурентов. Великолепная контрастность и отличная цветопередача позволяют получить истинное удовольствие от просмотра фильмов.
Среди индивидуальных особенностей NEC HT1100 — большое количество разъемов, в том числе PCMCIA для обмена данными с компьютером.
ОБ АВТОРАХ
Вера Васильева — редактор раздела «Мультимедиа», e-mail: vasilieva@pcworld.ru;
Владимир Мохов — e-mail: vlm@actuar.math.msu.su.
Как мы тестировали
Тестирование проекторов включало в себя субъективную оценку качества изображения и измерение в Лаборатории средств отображения информации основных параметров — яркости светового потока и контрастности в соответствии со стандартами ANSI. При оценке картинки на стенде, позволяющем установить одновременно четыре устройства, мы сравнивали вначале изделия одной ценовой категории, а затем — лучшие в каждой из групп для подсчета итогового рейтинга аппарата. В качестве источника изображения использовался DVD-плеер, сигнал которого через специальный разветвитель разводился на четыре проектора по интерфейсу S-Video.
При выставлении суммарного рейтинга, максимальное значение которого составляет 100 баллов, мы исходили из требований, предъявляемых к проекторам для домашнего кинотеатра, и учитывали следующие параметры:
- качество изображения (четкость, цветопередача, динамика, равномерность и чистота сигнала) — от общей оценки 50%;
- комфортность эксплуатации (удобство и набор настроек, документация, уровень шума) — 30%;
- технические характеристики (максимальная мощность светового потока, контрастность) — 20%.