У большинства из нас название «Коммандос» ассоциируется прежде всего со специальными военными подразделениями некоторых стран, в частности США, однако да будет вам известно, что так именовались и ополченческие отряды буров, которые сражались во время англо-бурской войны 1899—1902 гг. Позднее в различных государствах был использован опыт боевых действий этих армейских подразделений. Они впервые применили такие достижения военной техники XIX в., как бездымный порох, пулеметы, разрывные пули «дум-дум» и другие средства уничтожения себе подобных. Не менее известны и тактические находки того времени: строй, рассредоточивающийся в ходе атаки, защитный цвет «хаки» для солдатского обмундирования, полевой телеграф, колючая проволока и т.п. Практика концлагерей для гражданского населения также берет начало с той войны.
Впрочем, достаточно истории, перейдем непосредственно к игре. В ее названии есть цифра 3, что свидетельствует о немалом возрасте этой игры. Не буду проводить здесь сравнительный анализ всех трех частей и лишь замечу только, что игра стала еще красивее, а «геймплей» слегка усложнился и стал чуть-чуть разнообразнее.
Структурно Commandos 3 представляет собой несколько довольно продолжительных миссий, разбитых на три кампании (возможно, в Commandos 4 будет уже четыре кампании). В игре «орудуют» всего шесть специалистов, каждый из которых владеет набором уникальных навыков наряду с общими для всех умениями. Естественно, для прохождения той или иной миссии выделяется ограниченное число участников, вплоть до одного, пусть даже «зеленого берета». Но в Commandos так было всегда, и как бы ни старались разработчики пустить нас по строго запланированному сценарию, мы все равно пойдем своим путем, возможно, даже в противоположную сторону. В общем-то это одно из ценнейших качеств данного проекта, позволяющее подходить к игре творчески.
К сожалению, война не прощает поспешных, непродуманных действий, что в Commandos 3 усугубляется и не совсем интуитивным управлением. Настройки клавиш действий здесь отсутствуют как класс. Вероятно, авторы считают свои руки самыми «прямыми» во Вселенной, но что делать тем, кого мать-природа не одарила так щедро? Короче говоря, оружие здесь выбирается только «перебором», что лишает возможности в нужный момент воспользоваться нужным средством, а поскольку местные бойцы не способны передвигаться, так сказать, с шашкой наголо, то сие обстоятельство заметно осложняет продвижение в игре и вызывает исключительно отрицательные эмоции.
Немало меня расстроило и меню программы. Например, чтобы восстановить сохраненную игру, приходится пролистать несколько страничек с записями начала каждой из пройденных миссий. Ведь можно было сделать хотя бы несколько пунктов последовательно записываемых «быстрых сохранений», тем более что такая технология уже с успехом опробована в нескольких современных проектах. Незатейливость графических настроек просто поражает — предлагается на выбор либо высокое, либо низкое качество, т.е. вы либо играете, либо нет. Ни о какой смене экранного разрешения даже и речи не идет — только 800Ё600 точек. Впрочем, последнее легко объяснимо. Поскольку визуально трехмерные действующие лица ползают по заранее отрисованным (заметьте, талантливо!) фоновым пространствам, то и согласовывать смену разрешения в программе становится проблематичным. Однако механизм масштабирования здесь работает превосходно, не ухудшая качества картинки.
Очень приятное впечатление оставляет и звуковое сопровождение. А когда я послушал переговоры бойцов специального отряда на родном английском, то сделал для себя вывод: компания «Новый Диск» приняла правильное решение относительно локализации игры — дикторский текст звучит так удачно, что вряд ли его удалось бы столь же хорошо дублировать. Пожалуй, здесь вполне хватает отменного перевода субтитров.
Впрочем, несмотря на все указанные недостатки, Commandos сохранила самое главное — дух игры, свойственный продуктам этой серии. Уверен, что настоящие ее поклонники посвятят ей немало часов, и отсутствие толкового руководства к игре не станет им помехой.
Commandos 3: Пункт назначения — Берлин!
Системные требования: Pentium III-1, 256-Мбайт ОЗУ, 2 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод CD-ROM, DirectX 9.0, совместимая с DirectX 9.0 видеоплата с 64 Мбайт памяти, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/SE/ 2000/XP.
Разработка: Pyro Studios SL
Локализация и издание: "Новый Диск"