Цифровая фотография в последнее время завоевывает все большее признание пользователей, а слышали о ней практически все. Однако получить более-менее полное представление о том, что же это такое и стоит ли овчинка выделки, можно, лишь попробовав поработать с цифровым фотоаппаратом. В этой статье — личные впечатления, которые помогут читателям определить свое отношение к цифровой фотографии в целом, сориентироваться в типичных характеристиках любительских цифровых фотокамер и программном обеспечении для работы с отснятым материалом.
Впервые держу в руках цифровой фотоаппарат — Kyocera Finecam SL300R. Камера любительская, но достаточно «продвинутая», судя по рекламному оформлению коробки и цене (около 430 долл.). Знакомимся.
Аппаратик совсем маленький и тонкий (15 мм), что уже не удивляет — в последнее время миниатюрность электронных устройств воспринимается как должное. Это весьма удобно: фотоаппарат легко умещается в кармане. Устроен он очень забавно — плоская коробочка, которая «ломается» пополам (рис. 1) и «превращается» в фотоаппарат, причем снимать можно при любом угле поворота (в том числе направив объектив на себя).
Рис. 1. Finecam SL300R |
Основные характеристики: объектив с переменным фокусным расстоянием (трехкратное оптическое увеличение), сильная вспышка, 3,8-мм полноцветный ЖК-дисплей (оптический видоискатель отсутствует, но благодаря хорошему качеству экрана это не мешает). Изображение фиксируется с помощью ПЗС-матрицы с 3,14 млн. эффективных пикселов (для любительской камеры больше просто ни к чему) и имеет физический размер 5,27х3,96 мм (это важно, поскольку определяет качество снимка, а «цифромыльницы» часто комплектуются меньшими матрицами). Записываются изображения на карту памяти SecureDigital. В комплекте поставляется носитель емкостью 16 Мбайт, но этого заведомо мало: при максимальном качестве и разрешении (2048х1536 пикселов) один снимок занимает мегабайт с лишним.
Еще одно узкое место наряду с картами памяти — аккумулятор. В SL300R он фирменный, нестандартный, заряжается только в самой камере. Хватает его, правда, сравнительно надолго, можно отснять около 50 кадров, но все равно больше чем на день от розетки не отойдешь.
Интерфейс подключения к ПК — USB, устройство распознается системой как стандартный съемный диск.
Теперь о возможностях съемки. Режимов у фотоаппарата пять: помимо основного — фотосъемки, есть еще режимы последовательной съемки (со скоростью 3,5 кадр./с), видеосъемки, просмотра отснятого материала и установок.
Обычная фотосъемка может вестись автоматически или по одной из сюжетных программ (спорт, портрет, ночная съемка, ночной портрет, макро, пейзаж) и предоставляет достаточно гибкие возможности. Сюжеты, правда, на мой взгляд, себя не оправдывают — «автомат» зачастую работает более эффективно.
Основное меню появляется на экране снизу, в виде строки пиктограмм. Первый пункт — таймер автоспуска, который необходим при фотографировании с большими выдержками, когда затвор камеры открыт сравнительно долго: нажимая кнопку спуска при съемке с рук, особенно на столь маленьком аппарате, вы неизбежно чуть-чуть его дергаете, из-за чего снимок получается смазанным. Автоспуск позволяет этого избежать: вы сначала нажимаете на спуск (и дергаете камеру), и лишь затем затвор реально открывается.
Второй и третий пункты основного меню дают возможность выбрать разрешение кадра и степень его сжатия (фотоаппарат использует для записи файлов формат JPEG и обеспечивает две степени сжатия — Normal и Fine). Камера поддерживает разрешения 2048х1536, 1600х1200, 1280х960 и 640х480 пикселов. Я, признаться, все время снимал на максимуме, однако с маленькими карточками памяти снижение разрешения позволит сделать больше кадров.
Следующий пункт меню — экспокоррекция — один из наиболее часто используемых при съемке. Он дает возможность увеличивать или уменьшать выдержку (время экспозиции снимка) относительно автоматически устанавливаемого значения, что позволяет изменять яркость кадра. Диапазон коррекции — от -2,02EV до +2,0EV, с шагом 0,3EV.
Эта функция оказалась крайне важной для качественной съемки: при хорошем освещении, когда вспышка автоматически отключалась, фотографии иногда получались слишком темными (увеличение выдержки даже на 0,3EV исправляло ситуацию). В условиях искусственного освещения затруднения могли возникать при съемке на сравнительно близком расстоянии (в пределах 1—1,3 м) объектов, хорошо отражающих свет: очень сильная для компактного аппарата вспышка «забивала» снимок. Эта проблема решалась либо уменьшением выдержки (объект получался темнее), либо принудительным выключением вспышки с одновременным достаточно сильным увеличением выдержки, компенсирующим недостаток освещенности. Отметим, что при большой выдержке, чтобы изображение не смазывалось, в некоторых случаях требовалась съемка с упора и применение автоспуска.
Следующий пункт меню позволяет настраивать баланс белого для корректного отображения цветов, однако опыт съемок с помощью SL300R показал, что использование фабричных установок в большинстве случае неоправданно: автоматическая настройка работает лучше, а ручная возможна только при съемке без вспышки, поскольку при задании эталона белого вспышка не срабатывает. Вместе с тем автоматическая регулировка баланса белого была, на мой не слишком притязательный вкус, практически идеальной, цвета получались вполне естественными и насыщенными.
На этом базовые (по мнению производителя) настройки заканчиваются; последний пункт основного меню позволяет перейти к меню расширенных настроек, среди которых стоит отметить возможность вручную устанавливать диафрагму (F2.8 или F7.5) и светочувствительность (ISO 100, 200, 400, 800), изменять зону автофокуса (широкая/узкая) и светозамера (по всей области снимка, по его центральной части, по центральной точке), устанавливать длинные выдержки (2, 4 и 8 с), включать режим непрерывной фокусировки (это важно для съемки движущихся объектов), активизировать или блокировать функцию цифрового увеличения при съемке и др. Набор настроек достаточно полный и позволяет делать не только «моментальные» снимки в автоматическом режиме, но и довольно нестандартные для «мыльниц» (рис. 2).
Рис. 2. Изображение, полученное с помощью SL300R |
Режим просмотра отснятых кадров дает возможность не только разглядеть их во всех подробностях (например, изменяя масштаб просмотра) и увидеть использованные фотоаппаратом настройки (это нужно для ручного вмешательства в автоматический режим при неудачном снимке), но и добавить к фотографиям звуковые комментарии с помощью встроенного микрофона.
Крайне интересным показался мне и режим видеосъемки со звуком, позволяющий записывать ролики, длина которых ограничивается только свободным местом на карте памяти (это редкость для цифровых аппаратов аналогичного класса, обычно ограничения накладывает также объем встроенной памяти). На 256-Мбайт носителе можно сохранить больше 5 мин видео со звуком в формате 320х240 пикселов, 30 кадр./с.
Общее впечатление от камеры можно резюмировать примерно так: это качественный фотоаппарат класса «мыльниц с зумом», дополненный (в отличие от аналогичных пленочных) богатыми возможностями настройки режима съемки. О специфике цифрового фото по сравнению с пленочным мы еще поговорим, сначала — о дальнейшей судьбе отснятого материала.
Приобретая цифровой фотоаппарат, его владелец прежде всего сталкивается с проблемами хранения, обработки и демонстрации полученных фотографий. Действительно, количество снимков быстро переваливает сначала за сотню (у меня, например, уже через два месяца набралось более 100 фотографий, которые не хочется стирать независимо от их «художественного» качества и «исторической» ценности), затем за две, а потом и за пять.
Такое количество отчаянно нуждается в упорядоченном хранении, добавлении комментариев, возможности быстрого поиска и легкого просмотра. Краткий экскурс по сайтам ПО и чтение описаний программ привело меня к очевидному выводу о том, что от добра добра не ищут, а большинство, если не все стоящие передо мной задачи работы со снимками решаются одной-единственной довольно популярной программой, давно установленной у меня на компьютере. Речь идет о продукте компании ACD Systems ACDSee PowerPack 6.0 (обзор предыдущей версии см. по адресу: www.osp.ru/pcworld/2003/03/068.htm).
ACDSee — это менеджер мультимедиа-файлов, работающий в двух режимах: файлового браузера (с функцией предварительного просмотра изображений, а также звуковых и видеофайлов и возможностью гибко управлять их хранением) и собственно просмотрщика, позволяющего выводить изображение на полный экран и организовывать автоматический показ рисунков в папке (слайд-шоу). В состав пакета PowerPack входят также очень удобный графический редактор базового уровня, ориентированный на работу с фотографиями, и менеджер печати. Оба приложения тесно интегрированы в базовый модуль ACDSee. Следует отметить, правда, что перевод этой программы из разряда «смотрелок» графики (версии 1—4) в разряд полнофункциональных менеджеров мультимедиа не прошел бесследно, повысив ее системные требования и увеличив ощутимое время загрузки (на моем 800-МГц Pentium III с 256-Мбайт памятью открытие файла при незапущенном приложении занимает около 5 с, хотя если ACDSee уже запущена, файлы открываются практически мгновенно).
Итак, хранение. Один способ упорядочивания фотографий обеспечивается фотоаппаратом, записывающим в специальную часть файла изображения достаточно полную информацию о нем (стандарт EXIF): модель камеры, все ее настройки на момент съемки, включая конкретизацию автоматически выбранных параметров, дату съемки и проч.
ACDSee позволяет не только отображать всю информацию EXIF, но и редактировать ее, добавляя, например, описания и ключевые слова (они будут храниться непосредственно в файле и могут быть отображены любой программой просмотра, поддерживающей стандарт EXIF). Разумеется, это позволяет организовать сортировку и поиск изображений, так что проблема сводится к тому, чтобы не лениться сразу описывать снимки.
Звуковые комментарии, добавленные на фотоаппарате и представляющие собой отдельные файлы с такими же, как и у изображений, именами, тоже распознаются ACDSee и проигрываются простым щелчком мыши на значке файла снимка.
Но ACDSee предоставляет и другие средства организации. Для этого используется собственная база данных, в которой можно записывать заголовки и описания файлов, присваивать им рейтинг (от одного до пяти, вспомним замечание про разную «художественную» и «историческую» ценность фотографий) или относить изображения к той или иной категории. Про категории разговор особый, поскольку это, на мой взгляд, самый удобный способ упорядочивания фотографий. Управление категориями осуществляется с помощью отдельной панели ACDSee (рис. 3), причем проставление флажка справа от названия категории присваивает ее файлу (разумеется, можно назначать одновременно несколько категорий), а слева — обеспечивает быструю фильтрацию, при которой отображаются только файлы указанной категории.
Встроенные категории удалить нельзя, зато добавлять свои можно без ограничений. Особый статус имеет категория Write Disk, присваивание которой указывает программе, что данный файл можно включать в коллекцию, записываемую на CD (в программу встроена возможность записи на диски — основной способ распространения цифровых фотографий). Информация о том, к какой категории принадлежит файл, хранится в базе данных.
Использование базы данных удобно, однако при этом вся информация о файлах записывается отдельно от них, в результате чего вы оказываетесь жестко привязаны к конкретной программе. А при переустановке системы или переносе фотографий на другой компьютер требуется не только инсталлировать ACDSee для того, чтобы видеть и использовать эту информацию, но также специально сохранить базу данных помимо самих файлов (для этого в программе существуют специальные процедуры). В этом смысле EXIF предпочтительней в плане независимости и универсальности.
В целом применение трех способов упорядочивания файлов при их просмотре, предлагаемых ACDSee, — по файловой структуре, по категориям и по дате — с учетом легкого перехода от одного представления к другому позволяет работать с коллекцией весьма эффективно. Использование же полного поиска по базе данных и EXIF дополняет эти возможности.
Рис. 4. Редактирование фотографии в ACDSee: а — исходный вариант, б — изображение после регулировки яркости, контрастности и цвета, в — результат наложения фильтра |
Режим просмотра файлов также очень удобен — обеспечены корректное масштабирование (по размеру окна приложения), возможность быстро повернуть изображение (это крайне актуально, поскольку «неправильно» повернутых снимков всегда бывает много) и сохранить изменения в файле, удалить открытый в окне файл (при первом просмотре сразу отбраковываются ненужные снимки), работать в полноэкранном режиме. Здесь же легко можно обратиться и к редактированию фотографий — через режим редактирования. Среди наиболее востребованных следует отметить функции кадрирования снимка (обрезкой ненужных частей), компенсации огрехов экспонирования (регулировкой яркости и контрастности изображения), выравнивания цвета, устранения, насколько это вообще возможно, эффекта «красных глаз», наложения нескольких художественных фильтров (рис. 4).
* * *
Итак, каковы же преимущества цифровой фотографии перед пленочной для любительской съемки? Насколько оправданно ее применение? Прежде всего хочется сделать оговорку относительно стоимости. Действительно, цифровая фотокамера дороже пленочной (хотя и тут есть свои нюансы, поскольку трудно выделить сопоставимые классы аппаратов: схожие по качеству оптики с рассмотренным SL300R и стоящие в 2—3 раза дешевле «мыльницы» не позволяют параметры съемки настаивать вручную, тогда как более «продвинутые» в этом отношении пленочные аппараты оснащены и более совершенными объективами, а потому обходятся в те же 350—400 долл.). Добавим к стоимости цифровой камеры и цену хоть сколько-нибудь вместительной карты памяти. Однако есть два момента, существенно сглаживающих картину: во-первых, не надо тратиться на пленку и, во-вторых, можно печатать лишь те кадры, которые этого действительно заслуживают. Так, из уже упомянутой мною сотни с небольшим фотографий за первые два месяца работы с цифровой камерой отпечатать на бумаге понадобилось лишь девять (!), причем четыре из них — для изображенных на снимках людей, не имеющих компьютер. Остальная часть снимков демонстрируется и раздается в электронной форме.
Основным же преимуществом цифрового фото, полностью оправдывающим (по крайней мере в моих глазах) переход на него, является возможность увидеть результат сразу после съемки и, не экономя кадры, что-то изменить, снять по-другому, в большем соответствии с замыслом.
Работая с пленочным аппаратом, довольно часто приходится жалеть о том, что кадр не удался — то кто-то моргнул, то ты не заметил лишний предмет прямо на переднем плане, то немного не в том ракурсе снял — можно было бы лучше. Но уже ничего не исправишь. Цифровая съемка позволяет в большинстве подобных случаев скорректировать результат, переснять, причем дело не столько в возможности «подкрутить» технические настройки, хотя и это немаловажно, сколько по сути в большей свободе творчества. Добавим сюда и функции, которых в принципе нет у пленочных фотоаппаратов, в первую очередь — видеосъемку. Жанр коротких (1—5 мин) видеозарисовок действительно показался мне необыкновенно привлекательным для домашнего применения, главная задача которого — съемка «на память».
В общем, цифровое фото пришлось мне очень по вкусу, а пленочный аппарат перекочевал на дальнюю полку...
С автором можно связаться по e-mail: vlm@actuar.math.msu.su.