Надеемся, вы не пропустите эту статью, посчитав, что рассказ пойдет о холодильных или автомобильных камерах. Нет, описываемые здесь принадлежности для быта неразрывно связаны с ПК, но назвать их иначе было бы ошибкой.

Перед тестированием я готовился судорожно искать малейшие различия в качестве фотографий, полученных на участвующих в обзоре устройствах и на профессиональных моделях, но делать это не пришлось. То ли прогресс не столь стремителен, как нам сообщали в новостях, то ли производители не торопятся подрывать успех продаж своих профессиональных моделей — вывод однозначен: 400-долл. цифровые аппараты пока годятся только для бытового применения.

Из сходных черт рассмотренных устройств можно отметить развитые средства управления (приоритет выдержки и диафрагмы есть у всех), а также наличие функций звукозаписи и съемки видеороликов. В комплект поставки наряду с самим аппаратом обычно входят литий-полимерный аккумулятор (или никель-металлгидридный типа АА) и зарядное устройство к нему, USB-кабель (ура, одинаковы у четырех камер из пяти), компакт-диск с программным обеспечением, шнурок для переноса аппарата, а также карта памяти (если нет встроенной). Отмечу, что современные источники питания заряжаются достаточно быстро, за 2—3 ч, поэтому не требуется покупать по два-три комплекта аккумуляторов (хотя все, конечно, зависит от аппетитов фотографа).

Canon PowerShot A80

Canon PowerShot A80 — сама многофункциональность

Этот представитель «бытовой техники» имеет широкие возможности, но великоват — он второй по размеру из рассмотренных здесь. Тем не менее даже А80 легко найдет место в кармане куртки. Фотографировать им удобнее все-таки двумя руками, но можно справиться и одной. Батарейный блок на четыре батарейки (или аккумулятора) размера АА образует на правой части аппарата выступ, удобный для захвата. Металлический корпус придает солидности внешнему виду и удароустойчивости содержимому, а вращающийся монитор — черты профессиональной камеры, жаль, его размер маловат.

Удобное управление аппаратом обеспечивают кольцо с выступом для изменения фокусного расстояния, поворотное кольцо для выбора режима съемки, джойстик и четыре кнопки для управления функциями. Из режимов работы отметим ручной, в котором пользователь может полностью взять на себя управление «полетом», включая установку выдержки, диафрагмы и фокусировки. Также порадовал режим съемки панорамы — на экране отображается предыдущий кадр, что упрощает совмещение картинки в ПК (к сожалению, сам аппарат их не «склеивает»). Возможности съемки расширяют насадки на объектив.

Отметим, что А80 автоматически распознается Windows XP, что позволяет копировать снимки в ПК, переименовывать их и управлять съемкой с компьютера нажатием одной клавиши.

Качество фотографий претензий почти не вызывало, на снимках были заметны некоторые дефекты из-за сжатия в jpeg, но зато цветопередача была точной. Приятно поразили хорошие фокусировка и цветопередача при съемке в темноте. Если бы не габариты, эта универсальная камера стала бы «Выбором редакции», а так она получает награду «Лучшая покупка».

Casio QV-R51

Casio QV-R51: наводи и щелкай

Если выстроить все камеры «по росту», то эта окажется третьей, но в целом ее размеры невелики — она помещается даже в карман рубашки. Ею можно снимать одной рукой: фокусное расстояние изменяется кольцом, параметры функций — пятипозиционным джойстиком. К сожалению, сценарии (запрограммированные параметры съемки для определенных условий) также приходится устанавливать в меню, в функции BestShot, в результате их смена занимает некоторое время. Шикарный двухдюймовый экран и русифицированное меню делают навигацию по функциям приятной прогулкой. Даже начинающему пользователю доставит удовольствие покопаться в функциях.

Пользователь может самостоятельно выбрать чувствительность матрицы, установить баланс белого и даже использовать диаграмму. На ней отображается распределение точек различной яркости картинки, так что удается сразу понять, не утеряны ли цвета в тенях или на светлых участках. Ручная фокусировка оказалась не очень удобной — непонятно, на какое расстояние настроен аппарат, да и на экране даже при увеличении какого-либо участка не всегда бывает ясно, точна ли фокусировка на объекте. Из недостатков отмечу отсутствие функций приоритета диафрагмы и выдержки, а также звукозаписи, которые имеются у конкурентов. Зато у этого фотоаппарата самое большое разрешение среди рассмотренных моделей.

Камера QV-R51 обеспечивает отличное качество фотографий в макрорежиме, что традиционно для изделий компании Casio. Кадры, снятые в темноте, получились хорошими, хотя и шумноватыми (в этом сценарии используется максимальная чувствительность — ISO 400). Портретные фотографии, рассматривавшиеся с пристрастием, грешили искажениями, заметными вдоль линий на картинке, — видимо, процессор камеры не очень аккуратно сжимает изображение в jpeg-файл. Кроме этого, в сложных сценах ошибался автофокус. При печати фотографий размером 10х15 см дефекты, скорее всего, не бросятся в глаза, а при выводе на лист формата А4 их наверняка увидит даже любитель. На отдельных фотографиях присутствует эффект красных глаз, хотя соответствующий режим коррекции и был активирован. Камера включается стремительно, но периоды между кадрами, снятыми со вспышкой, у нее были продолжительнее, чем у конкурирующих моделей.

В общем, эта камера подойдет тем фотолюбителям, которые предпочитают автоматику, высоко ценят русифицированное меню и не собираются печатать фотографии большого формата или снисходительно относятся к их качеству.

Minolta Dimage G400

Minolta G400 — сама миниатюрность

Эта камера самая миниатюрная в обзоре, она чуть шире, чем CoolPix 4200, но ?уже и ниже. Ее включение производится сдвигом крышки, из-под которой выползает объектив, а под ним весело подмигивает синий огонек. Со стороны это выглядит очень забавно, но фотограф с большими пальцами должен действовать осторожно, чтобы не оставить отпечатки пальцев на линзе. Металлический корпус придает аппарату элегантности и защищает «начинку». Органов управления довольно много — джойстик и пять кнопок, однако организация меню не позволяет быстро сделать нужную настройку, хотя оно и хорошо структурировано.

Что касается функциональности, то G400 здесь не на высоте: ручной фокус на несколько фиксированных расстояний, настройка баланса белого, экспокоррекция — небогатый набор. Тут стоило бы вспомнить, что у G400 есть более совершенная сестренка из той же ценовой категории — Dimage Z1, однако следующей мы рассмотрим камеру компании Nikon, превосходящую Dimage G400 по функциональности, но практически с эквивалентными ценой и размерами. Согласно современной моде у камеры фирмы Minolta есть несколько сценариев, а также возможности записи аудиокомментариев к кадрам и съемки видеоряда. Ее отличительной особенностью является совместимость сразу с двумя форматами флэш-карт — SD и Memory Stick. Интересно, не для тех ли, кто мигрирует с камер Sony, предназначили маркетологи Minolta второй разъем?

Качество макросъемки и изображение близких (на расстоянии менее 3 м) объектов при низкой освещенности получается хорошее, а вот более далекие тонут в шумах или темноте. Я рискнул вместо своей камеры один раз взять на вечернее мероприятие G400, и в результате все фотографии пришлось потом обрабатывать в графическом редакторе — они были слишком темные. На портрете заметны дефекты изображения и цветовой шум. Пожалуй, эта камера — самая слабая в обзоре.

Nikon CoolPix 4200

Nikon CoolPix 4200 невелик по размерам, но делает хорошие фотографии

Данную камеру нам вручили в последний момент, когда конкурирующие аппараты были уже упакованы и загружены в машину. Субъективно она чуть крупнее, чем G400, но более интересна для покупателя по другим параметрам.

Опять мы видим металлический корпус — хорошая мода у производителей. В правой части камеры выступ, чтобы ее было удобнее обхватывать правой рукой (левшам не повезло). Переключение режимов производится поворотным кольцом, управление опциями — джойстиком с центральным нажатием и тремя кнопками, управление трансфокатором — еще двумя кнопками (кольцо было бы удобнее, но его физически некуда воткнуть).

В набор функций входят стандартные для таких камер настройка чувствительности, экспокоррекции, резкости изображения, а также более профессиональные. Так, интересное сочетание функций непрерывной фокусировки и фокусирования по произвольной точке экрана дает фотографу большую гибкость при составлении композиции. Единственный перебор в функциональности — разъем USB, объединенный с аудиовидеовыходом.

Эта камера единственная в обзоре требует фирменного USB-шнура, и потому если он испортится, то трудно будет достать новый.

Высокое качество снимков при пониженном освещении объясняется применением подсветки красным диодом (не все более старшие модели компании Nikon им оснащены). Качество макросъемки и панорамных снимков также очень хорошее, а вот с портретными снимками возникли отдельные осложнения. Как ни странно, иногда наш экземпляр неправильно фокусировался или несколько ошибался с цветопередачей. В остальном можно попенять только на незначительный шум на снимках, но в целом качество изображений такое же, как обеспечивает Canon А80.

Panasonic Lumix DMC-FZ2

Panasonic Lumix DMC-FZ2 — аппарат для фотоохотников

Этот фотоаппарат — самый большой из исследованных — обязан своими габаритами в первую очередь объективу, благодаря которому (и еще металлическому корпусу) модель FZ2 кажется на первый взгляд профессиональной, хотя таковой не является. На вместительном корпусе расположились все органы управления: и кольцо для зумирования кадра, и поворотное кольцо для переключения сценариев (есть программные, о них ниже), и джойстик, и четыре кнопки для операций с меню. Видоискатель также электронный, и хотя он не поспевает за реальной картинкой, работать с ним очень удобно: он крупный и оснащен колесиком диоптрической коррекции.

Первая из функций, которую следует отметить, — рассеянная вспышка. При съемке портретов или бликующих предметов удобно «бить» вспышкой не в лоб, а в стены или потолок, тогда обратно на объект свет придет уже рассеянным. Как правило, в недорогих моделях вспышка закреплена, а в FZ2 допускается наклонить ее, чтобы свет вспышки отражался от потолка. Среди настраиваемых функций — приоритеты диафрагмы и выдержки (в соответствующих режимах). Но самая интересная возможность — оптический стабилизатор. Утверждается, что в цифровой камере одна из линз оптической системы при каждом движении аппарата перемещается так, чтобы луч света продолжал падать на матрицу. Задействование этого режима действительно позволило уменьшить артефакты изображения, связанные с дрожанием рук.

Устройство FZ2 — самое высокотехнологичное в обзоре вследствие наличия стабилизатора (это все-таки довольно трудный для изготовления элемент), но детализация матрицы у него низковата. Сейчас появилась FZ10 с 4-мегапиксельной матрицей, и можно надеяться, что в нем передовые технологии в оптике будут сочетаться с нововведениями в электронной части. Пока же наряду с низкой детализацией стоит отметить наличие некоторых шумов на изображении. Впрочем, для охотников он подойдет лучше всех из рассмотренных моделей.

* * *

Рассмотренные выше камеры отнесены к бытовым, но обеспечиваемого ими качества с лихвой хватит для просмотра снимков на больших дисплеях и печати на носителях формата А6, А5, а при ответственном подходе к съемке даже на носителе формата А4.

Оборудование предоставлено российскими представительствами Canon (www.canon.ru), Casio (www.casio.ru), Nikon (www.nikon.ru), Panasonic (www.panasonic.ru) и компанией «Мерлион» (www.merlion.ru).


На что обращено внимание

Коли уж рассмотренные цифровые камеры назвали бытовыми, то подробная врезка, посвященная условиям тестирования, уступила место краткому перечню того, на что обращалось здесь внимание, а на что — нет.

Были выбраны камеры ведущих производителей стоимостью около 400 долл. При наличии в линейке нескольких моделей предпочтение отдавалось более функциональным. Исключение составила Minolta Dimage G400, вместо которой можно было бы взять Z1. Также не удалось рассмотреть камеру C 5000 компании Olympus — я не нашел ее в Москве.

Качество картинки оценивалось при портретной, пейзажной и макросъемке, а также при фотографировании в условиях низкой освещенности.

Литий-полимерные батареи сделали свое черное дело — тестирование времени автономной работы превратилось в своеобразный мартышкин труд — не то чтобы он бесполезный, но очень долгий и монотонный, в самый раз заводить для него обученную обезьяну. Поэтому мы оставляли камеры в покое, если они делали более 200 снимков с включенным экраном (две трети из них — со вспышкой). Справились все, кроме Casio QV-R51, видимо, сыграло свою роль то, что в ней всего два аккумулятора.