раз обсуждаемые вопросы вышли за рамки проблем фильтрации спама и главным образом касались организационных и правовых мер, защищающих получателей почтовых отправлений в Интернете. По традиции представители Microsoft настаивали на привлечении к суду за спам, а выступившая от Yahoo Лаура Экис предлагала проводить сертификацию подлинности адреса отправителя электронной почты, что созвучно некоторым из предложений Евгения Касперского. Но необходимые для этого организационные усилия весьма значительны и касаются основ Интернета, прежде всего его анархической сути: каждому в Сети «разрешено все, что не запрещено». На конференции было приведено достаточно аналитической информации о слабой эффективности средств фильтрации спама и перспективах их использования, и она вполне соответствовала той, о которой в России было известно от экспертов из компаний «Ашманов и Партнеры» и «Лаборатория Касперского». Мои наблюдения за собственным почтовым ящиком вызывают уныние: в январе ежедневно после фильтрации приходилось удалять от 70 до 100 нежелательных писем.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе главный идеолог корпорации Microsoft предложил стратегическую концепцию борьбы со спамом, благодаря которой мир избавится от этой напасти уже к 2006 г. Принцип ее прост: если не работает закон, ему следует помочь рублем. Пусть будет оплачиваться каждое спаммерское сообщение, отправленное по электронной почте. Для чего Билл Гейтс предлагает использовать «цифровые» марки, помечая ими те собщения, которые адресат посчитал нежелательными, т. е. спамом. Он также сказал, что в ближайшее время на подобное «обслуживание» будут переведены пользователи Hotmail, почтового сервиса Microsoft. Как обычно, Билл Гейтс оставил без внимания «не его» проблему: как же переключить на эти самые ИТ-экстази более полумиллиарда пользователей электронной почты во всем мире.
Думается, что частное мнение даже столь высокой ИТ-персоны, как глава Microsoft, опровергается без особого труда, потому что оно не затрагивает в необходимой степени основных системных проблем Интернета. Прежде всего, его чрезмерной открытости, провоцирующей у пользователей стремление к действиям, направленным в первую очередь на достижение собственных целей. Но хорошо известно, что цели без ограничений, касающихся всех пользователей, приводят в сложных системах к конфликтам и соответственно снижению эффективности их функционирования.