Повысить эффективность управления бюджетом, внедрив системы информационно-маркетинговых центров, — такой ответ дали в результате двухлетней совместной работы над проектом по созданию этих центров специалисты компании Cognitive Technologies и научные работники Института системного анализа (ИСА) РАН.
Каким же образом получится эта экономия? Здесь можно выделить три фактора.
Во-первых, не секрет, что основная часть бюджетных потерь происходит из-за финансовых злоупотреблений чиновников, которые проводят закупки у «своих» компаний по ценам, значительно превышающим среднерыночные. Потери, по данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, составляют до 30% от реальной стоимости товара. Информационно-маркетинговые центры позволят сделать прозрачным процесс закупок и поставить заслон подобным злоупотреблениям.
Во-вторых, такие маркетинговые центры дадут возможность существенно снизить потери средств из-за децентрализации госзаказа, объединив однотипные заказы от нескольких госстуктур в единый тендер. Это позволит обеспечить более низкие закупочные цены за счет массовости закупок.
В-третьих, воспользовавшись электронными коммерческими площадками на базе центров, мелкие и средние производители смогут заявить о своей продукции потенциальным покупателям у себя в области и выйти в другие регионы. Это даст импульс их развитию и будет стимулировать расширение ассортимента и повышение качества продукции, что, в свою очередь, будет способствовать росту конкуренции и снижению закупочных цен.
Специалистами Cognitive Technologies и учеными ИСА РАН разработана первая очередь таких центров, которая включает следующие подсистемы: контур услуг электронной торговли; проведение электронных торгов на понижение и на повышение; организация электронных конкурсов. В настоящее время осуществляются проекты построения информационно-маркетинговых центров во Владимирской, Ярославской областях и Ханты-Мансийском автономном округе.
Внедрение информационно-маркетинговых центров в масштабах страны в рамках ФЦП «Электронная Россия» позволит экономить до 15% от годового объема госзакупок. Последний составляет 740 млрд. руб. — вот и получается более 100 млрд. руб. экономии.
М. Г.