Двадцать лет назад компания Apple Computer представила первую модель Macintosh, положившую начало революции в мире ПК. Она использовала лучшие разработки того времени, такие как графический интерфейс, созданный в исследовательском центре Xerox PARC, и мышь, придуманную Дугласом Энгельбартом, которые полностью изменили способ взаимодействия людей с компьютерами. Эта машина оказала колоссальное влияние на развитие ИТ-индустрии.
Сегодня, два десятилетия спустя, Apple и ее глава Стив Джобс по-прежнему остаются в числе главных игроков на рынке информационных технологий. Так, портативный цифровой аудиоплеер iPod и программа-проигрыватель iTunes радикально изменили способы прослушивания и покупки музыкальных коллекций.
Два десятка лет минуло и со дня выхода в свет первого номера журнала Macworld — самое время оглянуться, вспомнить важнейшие события, связанные с Macintosh и затронувшие всех нас.
Джейсон Снелл, главный редактор журнала Macworld
Стив Джобс о Macintosh: сейчас...
— О чем вы думаете сегодня, в двадцатилетний юбилей первого Macintosh?
— Я считаю, что Macintosh предопределил развитие компьютерной индустрии в 80-х, а компания Microsoft скопировала его в 90-х, благодаря чему и добилась большого успеха. Мы снова вырвались вперед, разработав Mac OS X, и, полагаю, скоро увидим, как Microsoft выпустит клон и этой ОС.
— Можете ли вы провести какие-то параллели между изобретением Macintosh в 1984 г. и тем, что Apple делает сегодня с iPod и iTunes?
— Я чувствую, что сейчас Apple находится на замечательной стадии своего развития. Мы можем похвастаться инновациями во многих областях: мощной системой Mac OS X, высокопроизводительными компьютерами Power Mac G5, портативными цифровыми устройствами, такими как проигрыватель iPod, музыкальным интернет-магазином iTunes Music Store, пакетом приложений iLife. Три года назад мы заявили о концепции «цифрового» стиля жизни, центром которой должен стать Macintosh, и теперь с гордостью говорим о ее успешной реализации.
— Все это так. Но Microsoft, Hewlett-Packard и другие...
— Да все просто подражают нам, а мы находимся далеко впереди. И Apple снова определяет направление развития целой индустрии.
— В последнее время Apple уделяет много внимания совершенствованию iTunes и iPod, а эти продукты, как известно, работают и под управлением Windows. Останутся ли Macintosh вашим приоритетом в будущем?
— Конечно.
— Следите ли вы за тем, в каких направлениях развивают свою продукцию ваши соперники? Скажем, компьютеры PC отвоевывают все больше функций у телевизоров.
— Разумеется, мы в курсе событий, но не считаем, что телевизор и персональный компьютер сольются в единое целое. Большинство людей смотрит ТВ, чтобы отдохнуть и развлечься, тогда как ПК — это прежде всего инструмент для работы и творчества.
— Доля Apple на рынке невелика, но компания остается в прибыли и выпускает столь значимые продукты. Нет ли в этом парадокса?
— Доля Apple на компьютерном рынке больше доли BMW, Mercedes или Porche на рынке автомобилей. Разве с этими фирмами что-нибудь не в порядке?
— Значит, ваши дела идут отлично?
— Да. Пользователям нравятся наши изделия, и мы их постоянно совершенствуем. Для Apple настали хорошие времена.
...и двадцать лет назад
Члены моей команды работают над компьютером Macintosh, свою же задачу я вижу в создании для них наилучших условий. К сожалению, я не могу отдавать этому делу достаточно времени, у меня есть и другие обязанности. Но каждую свободную минуту я нахожусь среди них, поскольку там мне интереснее, чем где бы то ни было в мире.
Это самые необыкновенные люди из всех, с кем мне когда-либо приходилось сотрудничать, исключительно яркие, талантливые личности. А главное — они имеют общие взгляды и хотят, чтобы наше детище увидело мир. Для них это важнее, чем личная жизнь.
Чувствуется, что Macintosh — это начало чего-то великого. И все стараются сделать его совершенным, выкладываясь по полной программе. Каждый ощущает персональную ответственность за продукт. Эта машина — будущее Apple Computer. Быть может, она окажется лучшим из всего сделанного нами за всю жизнь.
Из рассуждений Стива Джобса на страницах первого номера журнала Macworld, 1984 г.
Macintosh — это не компьютер
Несмотря на высокую производительность последних моделей машин Apple (на базе 1100 Power Mac G5 компания Virginia Tech построила мощнейший суперкомпьютер), Macintosh запомнятся не этим, а их ролью в развитии системы коммуникации.
С того момента, когда в 1984 г. Стив Джобс достал из своей сумки первый Macintosh, этот ПК был средством для обмена информацией. Создав программы MacWrite и MacPaint, компания Apple положила начало революции в области настольных издательских систем — рабочего инструмента современной прессы.
А в середине 90-х грянула следующая революция: появился и начал развиваться Интернет. И Macintosh сделали общение посредством Интернета доступным для обычных людей, применявших их для переписки по электронной почте, путешествий по World Wide Web и мгновенной пересылки сообщений.
Выпустив Mac OS X, Apple еще теснее интегрировала Macintosh с Интернетом. Появившиеся в составе этой ОС интуитивно понятные программы Mail, Safari и iChat завоевали всеобщее признание. Неменьшим успехом пользуются интернет-сервисы Apple — iTunes Music Store, .Mac.
Обращают на себя внимание коммуникационные технологии, развиваемые Apple, такие как AirPort, Bluetooth, Rendezvous, iSync, Address Book и iCal. Основанный на Bluetooth сотовый телефон и PowerBook обеспечивают подсоединение к Интернету, где бы вы ни находились; Rendezvous позволяет различным сетевым устройствам подключаться к iTunes и iPhoto. Интеграция iSync, Address Book и iCal открывает возможность приложениям, устройствам и людям с легкостью обмениваться информацией.
Что ждет нас в будущем? Apple — одна из немногих компаний, способных содействовать решению проблемы идентичности путем унификации многочисленных сетевых стандартов и устранения какофонии адресов электронной почты, номеров телефонов и т. п., царящей сегодня. И главная роль в этом деле по плечу Macintosh.
Адам С. Энгст, редактор Macworld и автор десяти книг технической тематики
День первый
24 января на ежегодной встрече акционеров Apple все места в Центре Флинта (а их там 2571) оказались занятыми и опоздавшие довольствовались «виртуальным» присутствием — специально для них организовали телемост. Первые четыре ряда были зарезервированы для команды разработчиков Apple, одетых в новомодные тенниски с символикой Macintosh. В десять часов появился Стив Джобс, облаченный в двубортный жилет и красный галстук. Он назвал свое имя и продекламировал строки из Боба Дилана «The Times They Are A-Changin?» («Времена-то меняются»). Ответный всплеск эмоций в зале напомнил, как двадцать лет назад зрители приветствовали Beatles, когда Эд Салливан представил легендарную группу.
Джобс рассказал об изумительных свойствах продукта, который он собирался продемонстрировать. А когда накал страстей достиг наивысшего напряжения, он достал из холщовой сумки компьютер, определяющий будущее не только его компании, но и всех людей. «Я хочу предоставить слово самому Macintosh», — сказал Джобс.
Раздался механический голос машины: «Привет, я Macintosh».
«Он рад, что наконец-то выбрался из сумки», — прокомментировал Джобс.
Стивен Леви, старший редактор газеты Newsweek, ведущий колонки в журнале Macworld и автор четырех книг, в том числе Insanely Great (Viking, 1994), отрывок из которой послужил основой для этой заметки
Евангелист
Перечень инноваций создателей Macintosh весьма длинный, но об одном достижении следует сказать особо: они утвердили евангелизм как мирскую бизнес-технологию. Под этим словом, в буквальном переводе с греческого означающим «принесение благих вестей», традиционно подразумевается проповедование идей евангелия. Apple же применила термин «евангелист» ко мне и к другим людям, ездившим по Америке и обращавшим в свою веру производителей программ, убеждая их разрабатывать версии для Macintosh. Евангелизм в трудные для компании времена объединил множество сторонников Macintosh с целью продажи, обслуживания и поддержки компьютеров Apple.
В 1995 г., когда компания находилась на грани краха, был создан электронный список рассылки EvangeList. Он не только систематизировал казавшийся бесконечным поток негативных отзывов деятелей ИТ-индустрии и прессы об Apple и Macintosh, но и включал анонсы новых продуктов, советы для евангелистов, истории успеха фирм и т. п. Список быстро набрал 44 тыс. подписчиков, преподал полезные уроки и в конечном счете способствовал выходу Apple из кризиса.
Вышесказанное еще раз показывает, насколько сильно компьютеры Macintosh изменили мир. Они используют не только аппаратные и программные новинки, но и революционные технологии продажи и маркетинга.
Гай Кавасаки, главный евангелист Apple
Рождение настольных издательских систем
По воспоминаниям Джонатана Сейболда, знакомство с Macintosh, продемонстрированным ему Стивом Джобсом, убедило его в том, что этот компьютер — будущее не только компьютерной, но и издательской индустрии.
Дистанция между информационными технологиями и графическим искусством неуклонно сокращалась.
Летом 1984 г. Джобс, сообщив Сейболду о подписании договора с Adobe и разработчиком шрифтов компанией Linotype, пригласил его в Купертино. Там состоялась встреча с основателем Adobe Джоном Варноком, на которой Сейболду показали возможности Macintosh и принтера LaserWriter. «Я повернулся к Стиву и воскликнул, что они совершили настоящий переворот в издательском деле. Судя по выражению лица Джона, он тоже так думал и был счастлив, ведь это открывало перед его компанией блестящие перспективы», — рассказывал Сейболд.
Официальный дебют принтера LaserWriter состоялся 23 января 1985 г. на ежегодной встрече акционеров Apple в Центре Флинта в Купертино, где присутствовало 27 членов команды Adobe. Принтер стоил 6995 долл., но эта огромная сумма была весьма скромной по сравнению со стоимостью лазерных принтеров IBM и Xerox, чья цена была в 3—10 раз выше. Кроме того, LaserWriter имел важное преимущество: он поддерживал язык Adobe PostScript. Аналитики моментально оценили качество вывода принтера, охарактеризовав его как «почти полиграфическое».
Объединенными усилиями Adobe Systems, Aldus Corporation и Apple Computer создали в 1985 г. настольную издательскую систему, коренным образом изменившую технологию печати. Компьютер Macintosh, принтер LaserWriter, программа Aldus PageMaker и язык Adobe PostScript освободили издателей от господства наборных и печатных систем.
Памела Пфайфнер, главный редактор сайта creativepro.com, ранее возглавлявшая издания MacUser и Publish. Отрывок из ее книги Inside the Publishing Revolution: The Adobe Story (Adobe Press/ Peachpit Press, 2003) послужил основой для этой заметки
Противостояние с PC
Ни для кого не секрет, что противостояние между PC и Macintosh продолжается. Но мне, наблюдавшему за баталиями вокруг данного вопроса в течение двух десятилетий, совершенно ясно: он относится к области эстетики, а не технологии.
Двадцать лет тому назад кто-то впервые высмеял IBM PC, заявив, будто эти компьютеры под стать своим пользователям-бухгалтерам — недалеким, серым и скучным личностям. Разумеется, я знаю, что далеко не все бухгалтеры таковы, но тогдашний мир PC был охарактеризован подобными словами довольно точно.
Macintosh весьма популярны у людей творческих профессий: артистов, писателей, дизайнеров и проч. — во многом благодаря простоте эксплуатации. Между тем любители копаться во всевозможных «железках» имеют полную свободу в свое удовольствие заниматься модернизацией Macintosh.
А вот их коллеги из стана PC просто вынуждены выполнять эту тяжкую работу независимо от собственного желания, чтобы доводить до ума свои машины. И попробуйте-ка на них что-нибудь сделать — непременно столкнетесь с сообщениями о небезопасном извлечении устройства или нарушении привилегий. С компьютером Apple ничего подобного никогда не случается. Впрочем, многим обладателям PC очень нравится модифицировать содержимое корпуса своих ПК.
Одним словом, выбор между PC и Macintosh — дело вкуса.
Джон Дворак, редактор PC Magazine и ведущий колонки в издании MacUser
Кинематографист
Компьютеры Macintosh теснейшим образом связаны с процессом кинопроизводства, играя в нем гораздо более значительную роль, чем PC. Они установлены в видеомонтажных, звукозаписывающих и музыкальных студиях, применяются писателями, рекламными агентами, телевизионщиками, дизайнерами веб-страниц и многими другими.
Вооруженная настольной машиной Apple и собственноручно разработанным ПО группа кинематографистов из г. Остин (шт. Техас) совершила настоящую революцию в мире анимации, сделав ее производство возможным для всякого, кто имеет Macintosh, цифровую камеру и богатое воображение.
Фильм независимого режиссера Ричарда Линклейтера Waking Life («Пробуждение жизни», 2001 г.), во-первых, продемонстрировал, что снятое любительской цифровой камерой кино по качеству может быть не хуже коммерческого, а во-вторых, доказал, что изготовление полнометражных анимационных фильмов по плечу и тому, кто не располагает большим капиталом.
Действие картины строится на разговорах с различными людьми. Ее необычность кроется в трюке: сняв нормальный игровой фильм с актерами, Линклейтер затем кадр за кадром преобразовал его с помощью Macintosh в цифровую анимацию. Получился мультфильм, каждый персонаж которого нарисован в своей технике.
Благодаря Macintosh создание высококачественной анимации перекочевало из разряда дорогостоящих и трудоемких занятий в легкодоступные — если, разумеется, вы обладаете фантазией и у вас есть что сказать миру.
Роджер Эберт, кинокритик Chicago Sun-Times
На переднем крае
Если Apple терпит фиаско, то только потому, что шагает далеко впереди своих конкурентов. В 1996 г. компания придумала игровой компьютер Pippin. Это была ошибка — как маркетинговая, так и творческая. Машина напоминала 60-долл. видеомагнитофон, однако стоила в 13 раз дороже. Лишь трезвое и своевременное решение об отказе от производства Pippin помогло Apple выйти из ситуации с минимальными потерями. Кстати, это был едва ли не единственный случай производства неудачного продукта с логотипом-яблочком на корпусе.
Вспомним о замечательном Newton. Это первый в истории КПК, изобретенный Apple, для которого компания сама разработала и ОС, понимавшую «жесты» пером, и разнообразные прикладные программы.
Что касается портативных Macintosh, то Apple исследовала запросы пользователей, нуждающихся не в аксессуарах для настольных ПК, а в полнофункциональных компьютерах — способных служить и дома, и в офисе, и в гостиничном номере, имеющих нормальную клавиатуру, удобный экран и полноценный процессор, а также вместительные дисковые накопители и емкие батареи. Именно такие ноутбуки компания выпускает сегодня.
Догадываетесь, к чему я клоню? Идеи Apple зачастую опережают свое время и задают направление развития индустрии. Такими инновациями, в частности, были Apple II и iMac. Прочие ИТ-компании можно сравнить с Beatles или Элвисом Пресли, возможно, продавшими больше альбомов, чем другие артисты. Но рок-н-ролл изобрели все же не они.
Энди Игнатко, ведущий колонок в изданиях Chicago Sun-Times, MacUser и Macworld
20 Years of the Mac. Macworld, февраль 2004 г., с. 62. В сокращении.
Сотрудники Macworld о Macintosh
«Графический интерфейс компьютера Mac Plus буквально потряс меня». Кэрол Джонсон, зав. отделом рекламы
«В 1990 г. в журнале Mix, моем тогдашнем месте службы, машины всех редакторов функционировали в среде DOS. Однажды меня попросили помочь дизайнеры, а у них были ПК Apple. Оказалось, что на таких компьютерах все делается с легкостью и изяществом. С тех пор я берусь за работу только убедившись, что для ее выполнения мне предоставят Macintosh». Терри Стоун, старший редактор
«Когда мы с женой впервые встретились, она изучала компьютерный курс в местном университете. Я заглянул из любопытства в их лабораторию, которая была целиком оборудована машинами Apple. Все время, проведенное там, я наполнял и очищал Корзину, очарованный звуком, издаваемым при этом компьютером. Именно тогда я впервые захотел приобрести Macintosh». Джим Делримп, редактор
«В колледже я одолжил у соседа по комнате PowerBook, благодаря чему получил возможность заниматься в кафе. И я понял, как замечательно всегда иметь при себе Macintosh, куда бы ты ни отправился». Джонатан Сэфф, первый помощник старшего редактора
«Работая на компьютерах Apple со второго класса школы, я не сразу в них влюбилась. Как и большинство подростков, я мечтала чем-то выделяться из массы сверстников. И вдруг меня озарило: Macintosh, вот что сделает меня особенной». Эми Хелин, старший дизайнер
«Увидев улыбающуюся рожицу, показываемую Macintosh при загрузке, я была покорена». Дженнифер Бергер, старший редактор
Шесть лучших приложений: выбор редакции Macworld
Stickies. «У меня ужасная память. Программа Stickies позволяет делать заметки всякий раз, когда я вспоминаю о каком-то важном деле. Они всегда остаются на виду, прямо на Рабочем столе, так что напоминания невозможно игнорировать».
Терри Стоун, старший редактор
GraphicConverter. «Могу поспорить с любым, кто утверждает, будто существует коммерческая или условно-бесплатная программа, лучшая по соотношению цена/качество, чем GraphicConverter».
Питер Коэн, старший редактор, Maccentral.com
MacPaint. «Никакой продукт в моих глазах не способен превзойти MacPaint. Эта программа позволяет рисовать мышью, делать узоры, создающие впечатление, будто друг напротив друга установлены зеркала. И я могу распечатывать свои творения на матричном принтере до тех пор, пока не иссякнет лента».
Дженнифер Бергер, старший редактор
Microsoft Excel. «Версия 1.0 этого продукта вышла под кодовым наименованием Mr. Spreadsheet, очень ему подходящим. Это лучшая в своем классе программа, причем не только для платформы Apple Macintosh. Приложение Excel — второе (первым был пакет PageMaker), поработав с которым я понял, что компьютер Macintosh способен прослужить мне долго».
Рик Лепаж, президент Macworld
Adobe Photoshop. «Мне всегда нравилась идея полностью цифрового процесса изготовления и обработки фотографий. Благодаря цифровой камере и фотопринтеру я никогда не жду, пока неизвестно какого качества снимки пришлют из лаборатории».
Джеки Дав, первый помощник старшего редактора
iMovie. «Чтобы сделать с помощью этого приложения фильм, совсем не обязательно иметь какой бы то ни было талант».
Келли Лундсфорд, первый помощник старшего редактора
Неудачи
Apple LaserWriter Select 310. «Этот принтер был медленным, шумным и дорогостоящим».
PowerMac G4 Cube. «Красивый, элегантный дизайн и неправильное позиционирование на рынке».
Pippin. «Игровая машина на базе Macintosh, не оправдавшая возлагаемых на нее надежд».
PowerBook 5300. «Выпуск этих ноутбуков был прекращен после нескольких случаев взрыва литий-ионных аккумуляторов».
Дизайн iMac. «Если к мандариновому корпусу еще можно было привыкнуть, то варианты «голубой далматин» и цветочная не лезли ни в какие ворота. Наверное, они привиделись художнику в ночном кошмаре. Выпуск таких моделей компьютеров — прискорбный факт в истории Apple, всегда славившейся элегантностью внешнего вида своих продуктов».