Человеческие сообщества основаны на дискурсе —
человеческом разговоре о человеческих проблемах. [1.]
Слово «блог» все еще неоднозначно понимается как специалистами-компьютерщиками, так и начинающими пользователями Интернета. Каждый, кто мало-мальски знаком с этим явлением, разъяснит, что это такое, однако дать ему четкое определение пока не удавалось. Кто-то, например А. Качанов [2], называет блогом (от англ. weblog) веб-страницу, содержащую личные заметки, дневник или новостную ленту со ссылками.
Но представим, что блог — несколько более широкое понятие, чем просто удачная альтернатива скучным заброшенным веб-страницам с большой фотографией ее автора в младенчестве и бессмысленным призывом писать ему не знаю что не знаю зачем. Примем, что блог — качественно новая коммуникативная модель, обладающая иной степенью диалогичности, порождающая особый текст и функционирующая в новом контексте.
После первого же знакомства с блогами становится ясно, что онлайновый дневник и форум неопределенной тематики с возможностью публикации ссылок на информацию в Сети — разные вещи. Онлайновый дневник в значительной степени напоминает традиционный. Некий пользователь делится с интернет-общественностью впечатлениями и размышлениями о собственной жизни. Каждое сообщение подобного дневника может быть прокомментировано любым пользователем, но в действительности это происходит крайне редко.
Часто такие рассуждения облачаются в форму внутреннего монолога, однако встречаются и очень короткие реплики, передающие эмоциональное и физическое состояние автора, например: «Work sucked today. Didn?t sell really anything worth while» или «Just to let everyone know I just got a new hat». Как правило, перед нами размышления, сомнения или просто жалобы на жизнь одного человека, который хотя и рассчитывает на то, что они будут прочитаны другими людьми, сравнительно редко получает от кого-либо отклик, за исключением своих друзей и знакомых.
Блоги иной разновидности напоминают хорошо знакомые форумы. Разница лишь в том, что форум, как правило, структурирован по темам. За соблюдением этого строго следит модератор, который ограничивает свободу творческого самовыражения пользователей, пишущих офтопик№. Пожалуй, именно такое ограничение, лишающее твердой почвы под ногами человека с развитыми навыками коммуникации в реальной жизни, снимается блогом, что и делает его особенно привлекательным.
Общение не сдерживается ничем, кроме норм сетевого этикета. Логика движения мысли по схеме «в огороде бузина, а в Киеве дядька» не только приемлема, но даже приветствуется. Здесь исходное сообщение нередко состоит из одного предложения и в зависимости от интереса пользователей сопровождается одним-двумя, а то и десятками комментариев. По сути комментарии и являют собой само содержание общения в рамках таких блогов.
Если же говорить о мотивации их авторов, то, безусловно, многими из них движет потребность самоутвердиться, желание примерить на себя различные виртуальные роли и сделать пробу пера.
Много говорилось о том, что основной ценностью новой формы социальной организации становится информация. Сейчас не существует более надежной, компактной и доступной формы хранения, передачи и представления информации, чем письменный текст. Устная речь может быть записана в виде звуковых файлов и передана по Сети, но пропускная способность каналов не слишком велика и одновременное восприятие информации не достигается. Поэтому большинство людей, общающихся в Интернете, по-прежнему продолжают пользоваться письменной речью. Конечно, есть более компактные способы символической записи данных, но тогда необходима их трансляция на естественный человеческий язык. Письменная речь в Интернете действительно победила, и блоги — еще одно тому подтверждение.
Человек пытается обозначить свое место в новом для него мире информации. Если посмотреть на это по-другому, то в действительности он пытается соединить свое виртуальное и реальное бытие воедино. Для чего? Это позволяет ему избежать патологии, когда его жизненные линии в двух реальностях начинают расходиться все дальше друг от друга. Пользователь заводит виртуальный дневник, содержанием которого становятся (или, по крайней мере, могут становиться) события и размышления о реальной жизни человека. Жизнь не теряется больше в бесконечности вариантов и не превращается в игру. События, мысли и чувства протоколируются, преобразуются в форму письменного текста и становятся частью коммуникационного пространства Сети. В связи с этим некий сдвиг претерпевает и ценностная структура человека, раньше ассоциировавшего себя с теми или иными социальными ролями. Текст, построенный с помощью языковых средств, — жизненное пространство в Интернете. На смену делам приходит даже не слово как таковое, а некое послание (message), иначе говоря, умение комбинировать интересные факты с эффективными языковыми средствами.
Многократно усложняется понятие контекста, причем это касается обеих категорий блогов. Интернет — ссылочная среда, когда не нужно вводить читателя в курс дела, а можно просто проставить ссылки на аргументацию или отсутствующую фоновую информацию.
Блог часто начинается со ссылки: кто-то обнаружил (и совсем не обязательно создал сам) интересную информацию и поделился ею с другими. Например, «Мне это понравилось. Вопрос: что именно мне понравилось?» или «Новый подвиг Зураба Церетели». Подчеркнутое слово отсылает читателя к той информации, которую ему предложили. В традиционном контексте абсолютно непонятны такие сообщения, как «С праздником, братья!» или «Супермен: таким он был и таким он стал... Грустное зрелище». А пользователь блога без труда узнает, о каком празднике идет речь, если перейдет по ссылке на подчеркнутом слове.
Если посмотреть на опубликованное в блоге сообщение с точки зрения самого содержания, легко заметить, что у него нет собственной информационной ценности. Сообщение в блоге — чаще всего «информация об информации», т.е. своего рода метатекст. Появление и популярность сообщений именно такого типа вполне понятны для любого, кто сталкивался с проблемами поиска информации в Сети.
Каждый день в Интернете появляется новая информация, а по-настоящему централизованная система систематизации и поиска отсутствует. Поэтому подавляющее большинство людей активно пользуются функцией поиска на веб-сайтах, обращаются к услугам поисковых машин и каталогов ссылок. В таких условиях нахождение информации не менее ценно, чем ее создание. Эта ситуация порождает рост значимости метауровневой коммуникации, которая, пожалуй, постепенно получает самостоятельную значимость в Сети.
О последствиях «массовой блогизации Рунета» судить пока еще рано [3]. Так, по мнению исследователей, к концу 2004 г. «блогосфера» будет насчитывать 10 млн. «душ». Кроме того, блогам в среднем отмерен весьма короткий век: треть из них бывает заброшена уже через день [4].
Пожалуй, приведенные данные характеризуют ситуацию именно в отношении таких блогов, как онлайновые дневники. Причем сложившаяся картина в общем-то не вызывает удивления. Онлайновый дневник — еще один вид традиционного дневника, только с дополнительными возможностями. Он дает автору свободу самовыражения, но минимум обратной связи и весьма скромную читательскую аудиторию.
Гораздо более перспективными представляются блоги как пространство для обсуждения найденной в Сети информации вне тематических рамок обычных форумов. Похоже, блоги этой категории находят особый отклик у пользователей русскоязычного сектора Интернета.
Можно предположить, что поскольку американцам более свойственно стремление эффектно «подать» себя как в реальной жизни, так и в Сети, блоги уже нашли и будут продолжать находить значительный резонанс в их сердцах. У нас же с удовольствием обсуждают ссылки на интересную информацию, связанную с общезначимыми событиями. Например, арест Ходорковского вызвал просто бурю обсуждений в рамках блога www.dirty.ru.
Вряд ли оправдан пессимизм некоторых авторов, сетующих, что поскольку в Рунете нет развитых традиций «блоггерства», массовая «блогизация» приведет к засорению информационного пространства. Пожалуй, решение этого вопроса стоит предоставить своеобразному естественному отбору идей, который движет развитием Интернета. Пустые, бессодержательные, скучные ресурсы отмирают, уступая место интересной и востребованной информации. Хочется верить, что блог все-таки станет привычным местом, где «благодарные слушатели ходят от оратора к оратору, пробегают мимо зануд и матерщинников и толпятся у трибун с интересными личностями» [2].
В статье использованы публикации:
- Левин Р., Лок К., Сирлз Д., Уайнбергер Д. Манифест пути: конец бизнеса в обычном понимании, 1999, http://www.internet-business.ru/articles/manifesto.htm
- Качанов А. О blog-ах замолвим пару словечек, 2003, http://www.webmascon.com/topics/ technologies/10a.asp
- Артамонов В. Кошмарные домашние блоги, 2003, http://artreal.exler.ru/toweek/2003/a0203.html
- Лукьяничева О. Онлайновые дневники - царство мертвых душ? 2003, http://introweb.ru/inews/news196.php
Использованы материалы блогов:
№ Офтопик — сообщение «не в тему». Комментарий пользователя, содержание которого не соответствует теме исходного сообщения. Обычно офтопик на традиционных форумах не приветствуется. Там принято обсуждать определенные темы и писать «по делу».
Мертвые журналы больше не в моде!
«Живой журнал» (ЖЖ) стал настоящей легендой Рунета. Многие слышали о нем, но мало кто точно знает, что это такое и как туда попасть. Сайт LiveJournal.com, который остроумные пользователи сразу окрестили «Живым журналом», — один из самых популярных блогов во Всемирной паутине. Его и выбрали своим местообитанием тысячи рунетчиков в поисках новых ощущений. Владельцы ЖЖ — необязательно те, кому есть чем поделиться с другими. Многие заводят себе журнал для того, чтобы ежедневно знакомиться с новыми творческими изысками, шутками и размышлениями заинтересовавших их людей. Можно добавлять других пользователей в список друзей и время от времени следить за тем, что новенького появляется в их журналах. Примечательно, что ЖЖ — своя тусовка, куда можно попасть либо по протекции одного из владельцев журнала, либо на платной основе.
Подробнее о ЖЖ: http://www.livejournal.com
Попросить код, необходимый для открытия своего журнала: http://www.livejournal.com/users/mozhno_kod