Человеческие сообщества основаны на дискурсе —

человеческом разговоре о человеческих проблемах. [1.]


«Манифест пути: конец бизнеса в обычном понимании»

Слово «блог» все еще неоднозначно понимается как специалистами-компьютерщиками, так и начинающими пользователями Интернета. Каждый, кто мало-мальски знаком с этим явлением, разъяснит, что это такое, однако дать ему четкое определение пока не удавалось. Кто-то, например А. Качанов [2], называет блогом (от англ. weblog) веб-страницу, содержащую личные заметки, дневник или новостную ленту со ссылками.

Но представим, что блог — несколько более широкое понятие, чем просто удачная альтернатива скучным заброшенным веб-страницам с большой фотографией ее автора в младенчестве и бессмысленным призывом писать ему не знаю что не знаю зачем. Примем, что блог — качественно новая коммуникативная модель, обладающая иной степенью диалогичности, порождающая особый текст и функционирующая в новом контексте.

После первого же знакомства с блогами становится ясно, что онлайновый дневник и форум неопределенной тематики с возможностью публикации ссылок на информацию в Сети — разные вещи. Онлайновый дневник в значительной степени напоминает традиционный. Некий пользователь делится с интернет-общественностью впечатлениями и размышлениями о собственной жизни. Каждое сообщение подобного дневника может быть прокомментировано любым пользователем, но в действительности это происходит крайне редко.

Часто такие рассуждения облачаются в форму внутреннего монолога, однако встречаются и очень короткие реплики, передающие эмоциональное и физическое состояние автора, например: «Work sucked today. Didn?t sell really anything worth while» или «Just to let everyone know I just got a new hat». Как правило, перед нами размышления, сомнения или просто жалобы на жизнь одного человека, который хотя и рассчитывает на то, что они будут прочитаны другими людьми, сравнительно редко получает от кого-либо отклик, за исключением своих друзей и знакомых.

Блоги иной разновидности напоминают хорошо знакомые форумы. Разница лишь в том, что форум, как правило, структурирован по темам. За соблюдением этого строго следит модератор, который ограничивает свободу творческого самовыражения пользователей, пишущих офтопик. Пожалуй, именно такое ограничение, лишающее твердой почвы под ногами человека с развитыми навыками коммуникации в реальной жизни, снимается блогом, что и делает его особенно привлекательным.

Общение не сдерживается ничем, кроме норм сетевого этикета. Логика движения мысли по схеме «в огороде бузина, а в Киеве дядька» не только приемлема, но даже приветствуется. Здесь исходное сообщение нередко состоит из одного предложения и в зависимости от интереса пользователей сопровождается одним-двумя, а то и десятками комментариев. По сути комментарии и являют собой само содержание общения в рамках таких блогов.

Если же говорить о мотивации их авторов, то, безусловно, многими из них движет потребность самоутвердиться, желание примерить на себя различные виртуальные роли и сделать пробу пера.

Много говорилось о том, что основной ценностью новой формы социальной организации становится информация. Сейчас не существует более надежной, компактной и доступной формы хранения, передачи и представления информации, чем письменный текст. Устная речь может быть записана в виде звуковых файлов и передана по Сети, но пропускная способность каналов не слишком велика и одновременное восприятие информации не достигается. Поэтому большинство людей, общающихся в Интернете, по-прежнему продолжают пользоваться письменной речью. Конечно, есть более компактные способы символической записи данных, но тогда необходима их трансляция на естественный человеческий язык. Письменная речь в Интернете действительно победила, и блоги — еще одно тому подтверждение.

Человек пытается обозначить свое место в новом для него мире информации. Если посмотреть на это по-другому, то в действительности он пытается соединить свое виртуальное и реальное бытие воедино. Для чего? Это позволяет ему избежать патологии, когда его жизненные линии в двух реальностях начинают расходиться все дальше друг от друга. Пользователь заводит виртуальный дневник, содержанием которого становятся (или, по крайней мере, могут становиться) события и размышления о реальной жизни человека. Жизнь не теряется больше в бесконечности вариантов и не превращается в игру. События, мысли и чувства протоколируются, преобразуются в форму письменного текста и становятся частью коммуникационного пространства Сети. В связи с этим некий сдвиг претерпевает и ценностная структура человека, раньше ассоциировавшего себя с теми или иными социальными ролями. Текст, построенный с помощью языковых средств, — жизненное пространство в Интернете. На смену делам приходит даже не слово как таковое, а некое послание (message), иначе говоря, умение комбинировать интересные факты с эффективными языковыми средствами.

Многократно усложняется понятие контекста, причем это касается обеих категорий блогов. Интернет — ссылочная среда, когда не нужно вводить читателя в курс дела, а можно просто проставить ссылки на аргументацию или отсутствующую фоновую информацию.

Блог часто начинается со ссылки: кто-то обнаружил (и совсем не обязательно создал сам) интересную информацию и поделился ею с другими. Например, «Мне это понравилось. Вопрос: что именно мне понравилось?» или «Новый подвиг Зураба Церетели». Подчеркнутое слово отсылает читателя к той информации, которую ему предложили. В традиционном контексте абсолютно непонятны такие сообщения, как «С праздником, братья!» или «Супермен: таким он был и таким он стал... Грустное зрелище». А пользователь блога без труда узнает, о каком празднике идет речь, если перейдет по ссылке на подчеркнутом слове.

Если посмотреть на опубликованное в блоге сообщение с точки зрения самого содержания, легко заметить, что у него нет собственной информационной ценности. Сообщение в блоге — чаще всего «информация об информации», т.е. своего рода метатекст. Появление и популярность сообщений именно такого типа вполне понятны для любого, кто сталкивался с проблемами поиска информации в Сети.

Каждый день в Интернете появляется новая информация, а по-настоящему централизованная система систематизации и поиска отсутствует. Поэтому подавляющее большинство людей активно пользуются функцией поиска на веб-сайтах, обращаются к услугам поисковых машин и каталогов ссылок. В таких условиях нахождение информации не менее ценно, чем ее создание. Эта ситуация порождает рост значимости метауровневой коммуникации, которая, пожалуй, постепенно получает самостоятельную значимость в Сети.

О последствиях «массовой блогизации Рунета» судить пока еще рано [3]. Так, по мнению исследователей, к концу 2004 г. «блогосфера» будет насчитывать 10 млн. «душ». Кроме того, блогам в среднем отмерен весьма короткий век: треть из них бывает заброшена уже через день [4].

Пожалуй, приведенные данные характеризуют ситуацию именно в отношении таких блогов, как онлайновые дневники. Причем сложившаяся картина в общем-то не вызывает удивления. Онлайновый дневник — еще один вид традиционного дневника, только с дополнительными возможностями. Он дает автору свободу самовыражения, но минимум обратной связи и весьма скромную читательскую аудиторию.

Гораздо более перспективными представляются блоги как пространство для обсуждения найденной в Сети информации вне тематических рамок обычных форумов. Похоже, блоги этой категории находят особый отклик у пользователей русскоязычного сектора Интернета.

Можно предположить, что поскольку американцам более свойственно стремление эффектно «подать» себя как в реальной жизни, так и в Сети, блоги уже нашли и будут продолжать находить значительный резонанс в их сердцах. У нас же с удовольствием обсуждают ссылки на интересную информацию, связанную с общезначимыми событиями. Например, арест Ходорковского вызвал просто бурю обсуждений в рамках блога www.dirty.ru.

Вряд ли оправдан пессимизм некоторых авторов, сетующих, что поскольку в Рунете нет развитых традиций «блоггерства», массовая «блогизация» приведет к засорению информационного пространства. Пожалуй, решение этого вопроса стоит предоставить своеобразному естественному отбору идей, который движет развитием Интернета. Пустые, бессодержательные, скучные ресурсы отмирают, уступая место интересной и востребованной информации. Хочется верить, что блог все-таки станет привычным местом, где «благодарные слушатели ходят от оратора к оратору, пробегают мимо зануд и матерщинников и толпятся у трибун с интересными личностями» [2].

В статье использованы публикации:

  1. Левин Р., Лок К., Сирлз Д., Уайнбергер Д. Манифест пути: конец бизнеса в обычном понимании, 1999, http://www.internet-business.ru/articles/manifesto.htm
  2. Качанов А. О blog-ах замолвим пару словечек, 2003, http://www.webmascon.com/topics/ technologies/10a.asp
  3. Артамонов В. Кошмарные домашние блоги, 2003, http://artreal.exler.ru/toweek/2003/a0203.html
  4. Лукьяничева О. Онлайновые дневники - царство мертвых душ? 2003, http://introweb.ru/inews/news196.php

Использованы материалы блогов:


Офтопик — сообщение «не в тему». Комментарий пользователя, содержание которого не соответствует теме исходного сообщения. Обычно офтопик на традиционных форумах не приветствуется. Там принято обсуждать определенные темы и писать «по делу».


Мертвые журналы больше не в моде!

«Живой журнал» (ЖЖ) стал настоящей легендой Рунета. Многие слышали о нем, но мало кто точно знает, что это такое и как туда попасть. Сайт LiveJournal.com, который остроумные пользователи сразу окрестили «Живым журналом», — один из самых популярных блогов во Всемирной паутине. Его и выбрали своим местообитанием тысячи рунетчиков в поисках новых ощущений. Владельцы ЖЖ — необязательно те, кому есть чем поделиться с другими. Многие заводят себе журнал для того, чтобы ежедневно знакомиться с новыми творческими изысками, шутками и размышлениями заинтересовавших их людей. Можно добавлять других пользователей в список друзей и время от времени следить за тем, что новенького появляется в их журналах. Примечательно, что ЖЖ — своя тусовка, куда можно попасть либо по протекции одного из владельцев журнала, либо на платной основе.

Подробнее о ЖЖ: http://www.livejournal.com

Попросить код, необходимый для открытия своего журнала: http://www.livejournal.com/users/mozhno_kod