Их предполагается использовать в ходе реализации проектов E-learning, в которых предстоит апробация ряда современных технологий для дистанционного обучения. Одна из них под названием «электронный конспект» позволяет лектору построить свою работу так, что он показывает слайды на экране, используя ПК и проектор, а студенты с помощью имеющихся у них планшетных и карманных компьютеров получают возможность перед лекцией переписать презентации и вносить свои комментарии в течение занятия. Другая технология связана с самостоятельным обучением студентов с самопроверкой знаний. Она разработана на факультете ВМК МГУ и предназначена для прохождения учебного курса и контроля за усвоением пройденного. Планшетные компьютеры позволяют в удобной форме знакомиться с материалами учебника в электронном виде и выполнять проверку знаний. Тексты и тесты могут размещаться на сервере с возможностью их загрузки при необходимости по локальной или беспроводной сети. При этом авторы учебников могут менять содержание курса в одном месте, не заботясь об их тиражировании и формате, например в виде твердой копии или на компакт-диске. Такой подход позволит реализовать технологию «электронного наставника», разработанную еще Н. П. Брусенцевым для больших вычислительных машин, на устройствах с ограниченными ресурсами, например на карманных компьютерах. Наконец, на базе карманных и планшетных компьютеров в соединении с технологиями беспроводного доступа и веб-сервисов можно организовать тестирование студентов на новом уровне. Так, планшетные и карманные компьютеры допускают ввод рукописного текста, формул и передачу их в графическом виде. При этом передается не только окончательный ответ, но и результаты промежуточных вычислений. Дополнительный вариант использования планшетных компьютеров возможен для экспресс-тиражирования, которое позволяет контролировать усвоение материала в ходе занятий путем отображения у преподавателя итогов проверки. Заодно автоматически проверяется и присутствие студентов на лекции. Как заметил на пресс-брифинге заместитель декана факультета ВМК МГУ доцент Б. И. Березин: «Дистанционное обучение и проекты E-learning должны не только являться аналогом заочного обучения, но и в первую очередь дополнять отлаженные на практике технологии очного обучения студентов возможностями новых информационных технологий». Он также полагает, что технологии, реализуемые в виде этих проектов, являются новым словом в организации процессов обучения.
Что касается сроков внедрения описанных технологий, то демонстрационные версии будут представлены по первому проекту к середине 2004 г., по второму и третьему — через четыре — шесть месяцев, а полномасштабные версии — через полтора года и год соответственно.
Г.Р.