Представляя технику на тестирование, компании нередко обращаются к редакции с просьбами, которые обычно оригинальностью не отличаются. Но в этот раз просьба нас удивила: «Только поругайте ее, пожалуйста». Это уж само собой, если будет за что, но интересно почему? Все просто: представитель компании «Дэнко» понимал, что иначе деньги на камеру придется копить. Ну что ж, с чистой совестью можем посоветовать таки копить, хотя недостатков при тестировании тоже набралось немало.

Речь идет о зеркальной цифровой камере Canon EOS 300D, предназначенной для любителей-энтузиастов. Многое в конструкции ей досталось от профессиональной 10D, и при этом производители обещали, что цена ее не превысит 1000 долл.

И вот первый камень в их огород: прошло уже два месяца с начала продаж, но до сих пор комплект корпуса с объективом EFS 18—55 мм (28—86 мм в 35-мм эквиваленте, разработаны специально для 300D) стоит 1200 долл. Впрочем, возможно, тут виноват бешеный рост курса евро.

В качестве основных отличий от «взрослой» 10D производитель отмечает изменение в конструкции системы зеркал, материала камеры и корпусировки матрицы. Первый факт вообще никак не отразился на функциональности камеры: изображение отлично видно в глазок, хотя наш конкретный экземпляр захватывал чуть большее пространство, чем отображает видоискатель. Камера сделана из пластмассы, но благодаря окраске под металл выглядит представительно. На прочность, понятное дело, сравнить 10D и 300D никто не позволил . Новый тип корпусировки, видимо, виновен в уменьшении скорости съемки (по сравнению с 10D) — 2,5 кадр./с. Не пулемет, но четыре кадра (таков размер буфера) снимаются без задержки.

Неоспоримое достоинство камеры — задержка между моментами нажатия на спуск и съемки практически незаметна. Применение 6,3-мегапиксельной матрицы от модели 10D помогло 300D получать изображения без сколь-нибудь заметных шумов при чувствительности ISO от 100 до 400 единиц (максимальная — 1600 единиц). Этот факт опровергает миф о большей шумности КМОП-матриц по сравнению с ПЗС — все зависит от разработчиков!

Время автономной работы тоже приятно удивило: делая более 200 кадров между перезарядками, я ни разу не остался без питания. Это при том, что в большинстве случаев я использовал встроенную вспышку и каждый раз просматривал отснятый кадр на экране. Я бы назвал аккумулятор BP-511 «железным», но знаю, что он литий-ионный.

Вернемся к недостаткам: при съемке в автоматическом режиме возможности фотографа серьезно ограничены. Даже при переходе в «продвинутые» режимы не всегда можно выбрать тип автофокуса, а при съемке с приоритетом диафрагмы 300D иногда выставлял неприемлемую выдержку. Видимо, Canon рассчитывала, что в данном режиме должна применяться внешняя вспышка. Эти ограничения носят программный характер. Интересно, неужели не найдется умельца, который адаптирует программную прошивку 10D под 300D?

При работе в автоматическом режиме баланс белого, как правило, просто великолепен, а автофокус очень хорош. Подчеркиваю: как правило, но не всегда. Автоматический баланс белого подвел во время одной из сессий, сделанной в помещении без окон, видимо, сенсоры не смогли распознать тип освещения, поэтому фотографии откровенно отдавали в желтизну. При многочисленных съемках в других комнатах и на улице цветопередача заслужила только высшие оценки. Автофокус, к сожалению, иногда промахивается. Если в темноте (при замере вспышка подсвечивает объект) это еще можно простить, то в обычных ситуациях просто жалко терять хорошие кадры. Оказалось, что камера чувствительна к качеству объектива. С недорогим EF 28—105 мм f/4—5,6 брак достигал 10%, а с EFS 18—55 мм f/3,5—5,6 (поставляется только с камерой) и EF 28—105 мм f/3,5—4,5 II USM нареканий к автофокусу было гораздо меньше. В любом случае всегда можно посмотреть кадр и при необходимости переснять.

Компания Canon выступила революционером, создав зеркальную камеру со съемным объективом ценой чуть более 1000 долл. Кто следующий? Ждем ответа конкурентов и, как всегда, новых возможностей по меньшей цене.

Хозяева этой камеры тоже попросили нас: «Не сравнивайте ее с 300D». А, собственно, почему? Ценовая категория у них одна, причем такая, что вряд ли кто-то из пользователей купит сразу оба фотоаппарата. Разная область применения? Вот в этом-то мы как раз и разберемся.

Взяв в руки камеру Dimage A1, сразу замечаешь отсутствие батарейного блока под ЖК-дисплеем. Теперь применяется литий-ионный аккумулятор, который помещен в выступе, обхватываемом правой рукой. А вот куда делась электроника из него, которая, кстати, перегревалась в предыдущих моделях? Нам постоянно твердят о миниатюризации электроники, и я не устаю любоваться плодами этого процесса. В результате кажется, что камера А1 стала гораздо меньше, чем 7Hi, но технические характеристики говорят об уменьшении высоты камеры только на полсантиметра.

По-прежнему управление камеры позволяет самые важные настройки выполнить с помощью многочисленных колесиков, не копаясь подолгу в меню. Включение теперь осуществляется просто нажатием на кнопку — функция стала независимой от других. Однако при извлечении камеры из кофра она часто самопроизвольно включается. Это доставит неудобства, если вы работаете с дисплеем, так как он по-прежнему очень прожорлив. Уже через полчаса его использования зажигается индикатор, предупреждающий, что аккумулятор садится. Интересно, что, отключив экран, можно еще долго работать через электронный видоискатель.

Быстродействие камеры повысилось: уменьшилось время фокусировки, период между нажатием на спуск и срабатыванием затвора и готовностью к съемке следующего кадра, чему, безусловно, способствует встроенный аккумулятор. Хотя, «на глазок», затвор срабатывает все же медленнее, чем у Canon 300D. Кроме того, электронный видоискатель чуть запаздывает с отображением картинки, поэтому при съемке подвижных объектов приходится в буквальном смысле смотреть в оба: одним глазом контролировать зону кадра через видоискатель, а вторым вести интерактивное наблюдение за объектом.

Получаемое в А1 изображение лучше, чем у камер седьмой серии: при ISO 100 единиц шумы незаметны, а при ISO 200 — возникают только в затемненных областях. По-прежнему матрицы у Minolta более шумные, чем у Canon и Sony (или менее эффективны шумоподавляющие алгоритмы).

В отличие от 300D, в Dimage A1 отсутствуют ограничения на выбор режима автофокуса. У нее богаче настройки в программных режимах, добавлена функция Anti-Shake (виброустойчивость), нивелирующая смазывание из-за дрожания камеры. А вот поворачивающийся вверх-вниз дисплей мне не понравился: он поднимается вверх на 90o (можно снимать от пола), но вниз отклоняется только на 15o — этого мало, чтобы снимать, например, подняв камеру над толпой. А если камеру нужно повернуть? Справедливости ради стоит отметить, что у 300D дисплей встроен в корпус, хотя там это диктуется особенностями зеркальных камер.

Мне лично понравилось введение разрешения съемки 2080x1560 точек — лучший компромисс между качеством изображения и размером файлов. Хотя это все «вкусности», того же можно достигнуть и в графических редакторах.

Тем не менее появление 300D оказало заметное влияние на цену камеры А1: при выпуске продукт компании Minolta стоил около 1300 долл., а уже через пару месяцев, при появлении на рынке 300D, его стоимость опустилась ниже 1000 долл. В активе у аппарата компании Minolta также остается замечательный объектив 28—200 мм f/2,8—3,5, для 300D такой обойдется дороже самой камеры.

Не думаю, что эту камеру можно всерьез назвать профессиональной, но для энтузиастов, желающих получить полный контроль над аппаратом, она подойдет. Приятным подарком для них станет объектив с семикратным увеличением.

Интересно, что на рынке уже появился и ее конкурент — аппарат Sony 828, с более светлым объективом. Как только он попадет нам в руки, мы не замедлим их сравнить.


Dimage A1

Оценка:****
Камера на основе седьмой серии, но на голову превосходит их по характеристикам. Качество изображения улучшилось, однако шумы по-прежнему очень заметны; сохранилось и малое время работы с ЖК-экраном. Быстродействие камеры стало выше, в том числе и благодаря применению литий-ионного аккумулятора.
Цена: 1000 долл.
Поставщик: Citilink
Minolta