Чтобы добиваться великих целей,
мы должны не только действовать, но и мечтать;
не только планировать, но и верить.
Прошло 12 месяцев с того момента, как начал выходить «Мир ПК — диск». Теперь уже можно и подводить первые итоги. Минувший год был знаменательным для нашего журнала: ему исполнилось 15 лет, а это, по меркам компьютерных изданий, что и говорить, возраст немалый. А поскольку появилось электронное приложение к нему на CD (спустя десятилетие после выхода приложения на дискете), то мы хотим нащупать те пути развития диска, которые придали бы новое измерение одному из самых популярных журналов России.
Прошедший 2003 г. рассматривался нами как год закладки фундамента в CD-пространстве. Что-то из задуманного получилось лучше, что-то хуже, и все же нельзя отрицать, что «Мир ПК — диск» после 12 выпусков приобрел свое лицо и получил своего читателя.
Что размещать на диске?
Мы не стали в первых же номерах рассказывать о концепции диска. С одной стороны, нам не хотелось раньше времени раскрывать творческие планы, а с другой — без навязывания своего в?идения можно было организовать куда более плодотворную обратную связь с читателями и выяснить, что они принимают, а что отвергают, что вызывает у них одобрение и восхищение, а что — раздражение и удивление.
К концу 2002 г. CD-приложениями обзавелись практически все отечественные ежемесячные компьютерные издания, а у читательской аудитории сложился определенный стереотип: диск для подобных журналов — это набор некоммерческих версий различных программ (прежде всего игры и утилиты) плюс вспомогательный иллюстративный материал (таблицы, списки, листинги), служащие дополнением к материалам печатного издания.
В самом деле, что еще можно представить на диске? Конечно, утилиты и тексты нужны, однако число популярных программ, тиражируемых на некоммерческой основе, весьма ограничено. Вот потому-то на дисках разных изданий и собраны одни и те же версии одинаковых программ. Хорошо ли это? Вряд ли. Иллюстративный материал, несомненно, нужен, но он играет заведомо вспомогательную роль «мультимедиа-сносок» и при таком подходе не будет стимулировать читателя обращаться к диску.
Разумеется, нельзя ударяться в другую крайность и превращать диск в носитель для размещения всякой всячины. Как говаривал персонаж известного мультфильма, «это очень полезный горшочек — в него войдет почти все». Но следует иметь и чувство меры.
Известно, что в СМИ существует понятие формата (это касается информационных агентств, ТВ, радио и прессы). Если авторский материал выходит за рамки устоявшихся правил и принципов, то дело редакции принимать решение о том, будет ли она рисковать ожиданиями и поддержкой своей аудитории, идти на поводу у автора и ломать свой формат. Зачастую приходится чем-то жертвовать (и автору, и редактору), дабы не превратить периодическое издание в аморфное образование, публикующее материалы всех мыслимых и немыслимых жанров. В этом смысле диск действительно позволяет расширить формат печатного издания: увеличить количество полос и дать жизнь иным жанрам. Сам же он должен следовать ограничениям своего формата.
Особенности публикации на диске
Диск, дополняющий периодическое издание, — особая коммуникативная среда, занимающая промежуточное положение между «бумагой» и Интернетом. Ее можно представить себе как электронную бумагу, снабженную CD-сайтами (или наоборот, в зависимости от того, что выделять и с какой стороны смотреть). От печатного издания диск наследует привычную композицию страницы, удобство чтения и ориентации в материалах, от Интернета — гиперссылки, интерактивность, мультимедийную составляющую.
Книга, ежемесячный журнал, еженедельник, ежедневная газета и новостная лента по-разному готовятся к изданию. Периодичность выхода (месяцы, недели, дни, минуты) накладывает существенные ограничения на цикл подготовки. Интернет позволяет отказаться от периодичности. В этом и его огромная сила, и его еще большая слабость.
Совершенствование средств публикации материалов в Интернете привело к сокращению цепочки «автор — научный редактор — литературный редактор — корректор — верстальщик — технический редактор — выпускающий редактор» до одного звена: до прямой публикации материалов самим автором. В результате даже на лентах наших ведущих информационных агентств появилось на редкость много «ляпов», чего ранее явно не наблюдалось.
Интернет привнес в нашу жизнь новое осознание такого понятия, как средство массовой информации. Однако сама Сеть так и не избавилась от присущих ей болезней: анонимности и сиюминутности. Кроме того, возможность в любой момент «перепечатать» размещенные материалы стимулировала небрежность в отношении достоверности информации и глубины изложения, не говоря уже о стилистике и грамматике.
В отличие от Интернета, диск имеет определенные преимущества: он всегда под рукой и не требует доступа через подверженные сбоям и отнюдь не бесплатные каналы связи. Для диска информация отбирается и готовится к публикации гораздо более тщательно, поскольку это диктует сам цикл подготовки подобных публикаций. А ритмичность для него определяется журналом, т. е. обновление происходит раз в месяц.
От формы к содержанию
«Почему вместо HTML вы используете PDF?» — этот вопрос чаще всего задавали наши читатели. Зачем изменять устоявшийся формат, доступ к которому заведомо есть на любом компьютере? Ответ прост: PDF значительно лучше унифицирует представление любой информации, включая мультимедиа, и к тому же при использовании этого формата на диске, а не в Интернете он заметно превосходит своего конкурента практически по всем параметрам — точности композиции страницы, шрифтовому оформлению, гипертекстовым возможностям, гарантии целостности данных, управлении доступом к контенту, независимости от кодировок и платформной независимости.
С выходом весной 2003 г. серии продуктов Adobe Acrobat 6.0 список мультимедийных возможностей PDF дополнился встраиванием MP3 и SWF (Flash), не требующих каких-либо внешних программных плееров.
HTML имеет лишь два заметных преимущества перед PDF — привычность и компактность. С первым спорить трудно: человек по своей сути весьма консервативен, его не убеждают ни наличие миллионов пользователей PDF-формата (в рамках Adobe Acrobat Reader), ни утверждение этого формата стандартом де-факто для корпоративных документов.
Что касается компактности (точнее, объема занимаемого пространства), то это преимущество HTML тает при росте числа сопутствующих для HTML-проекта файлов (в PDF все может упаковываться со сжатием в единый файл). Небольшой пример: в сентябрьском выпуске «Мир ПК — диск» (№ 9/03) проект «Интернет-университет информационных технологий» занимает в HTML-формате 45 Мбайт (2406 файлов), а в PDF-формате — лишь 24 Мбайт (1 файл в 1666 страниц). Еще один важный плюс: PDF-снимки сайтов (см., например, «Авторские проекты» в декабрьском выпуске диска) позволяют документально точно по адресу, дате и времени зафиксировать состояние одной или даже целого набора взаимосвязанных HTML-страниц.
Наконец, публикация полос печатного издания в PDF на порядок лучше по качеству, достоверности и технологичности, нежели в случае HTML. А какой смысл поддерживать на диске неизбежную при этом смешанную форму PDF + HTML вместо однородной PDF-формы? Выбор такой формы для диска значительно повлиял и на содержание. Раз возможно делать гораздо более качественные материалы, да еще и заметно быстрее, чем в HTML, то спектр поддерживаемых разделов при тех же затратах будет значительно богаче.
В мартовском и апрельском выпусках «Мир ПК — диск», когда многие разделы были еще только в стадии проектирования, мы проводили анкетирование наших читателей, чтобы оценить пожелания к категориям материалов на диске. Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу. Отдельные поздравления и тем участникам анкетирования, которые благодаря счастливому жребию стали обладателями бесплатной подписки на «Мир ПК» в 2004 г. Вот их имена: Инна Батраева (Саратов), Дмитрий Гаврилов (Железногорск, Красноярский край), Николай Головатюк (с. Хороль, Приморский край), Светлана Карапсина (Курган), Татьяна Кораблева (Нижний Новгород), Роман Мазаев (Волгоград), Марат Шагалеев (Мелеуз, Башкортостан). Полные результаты обработки 335 анкет приведены в статье «Наш журнал: итоги анкетирования», «Мир ПК», № 8/03).
Обратите внимание, что вплоть до майского номера «Мир ПК — диск» (№4 — 5/03) нумерация велась от 0, а с июньского номера (6/03) нумерация диска была выровнена с нумерацией выпусков журнала. В таблицу cо сравнением с результатами опроса добавлены две колонки, где приводится, с какого выпуска появилась указанная категория материалов и в каком разделе диска она приводится.
Структура диска
Среди разделов диска есть как апериодические (работающие по принципу сайта, т. е. без четкого указания объемов и частоты обновления), так и периодические (регулярное обновление в виде автономного месячного выпуска). К первым относятся «Конкурсы и рейтинги», «Вопросы и ответы», «Уголок редактора», «Авторские проекты», а перечень вторых с указанием тех номеров «Мир ПК — диск», где они появлялись, приведен в табл. 2.
Особое положение занимает раздел диска «Студия программирования», ставший естественным воплощением идеи нового формата и нового измерения (см. статью «Диск двойного назначения», «Мир ПК», №1/03). А поскольку этот раздел строится как CD-сайт, то он имеет периодическую и апериодическую составляющие.
За первую отвечает ежемесячный электронный альманах «Искусство программирования», где наряду с фундаментальными работами Н. Вирта, П. Наура, Х. Миллза, Ю. Гуткнехта, Х. Мессенбока, Дж. Боуэна, И. В. Поттосина публикуются статьи отечественных авторов, посвященные преимущественно практике программирования. Вторая представлена рубриками «Библиотека», «Кунсткамера», «Проекты», «Инструменты». В первой половине 2003 г. программные проекты и инструменты размещались преимущественно в «Навигаторе программ», а с 2004 г. они начнут регулярно публиковаться в рубриках «Студии программирования».
Каждый диск готовится без жесткой тематической привязки, но в нем выделяются две-три ключевые темы.
Технологические решения
Главная особенность использования PDF в «Мир ПК — диск» в том, что этот формат рассматривается нами для представления не столько документа (первоначально компания Adobe Systems разрабатывала PDF как компактный вариант Postscript c поддержкой требований допечатных процессов), сколько гипертекста с мультимедиа-контентом, т. е. как прямая альтернатива HTML.
Формат PDF великолепно справляется с презентационными функциями. Его гипертекстовые возможности также выше, нежели у HTML, поскольку помимо целевого документа, нужной страницы и смещения в ней можно указывать функциональность ссылки и отображаемый масштаб целевого текста. Что же касается поиска, то здесь есть определенные проблемы: полнотекстовый поиск в русскоязычных текстах стал доступен лишь с появлением Adobe Reader 6.0. Этот продукт вышел в мае 2003 г., и уже с июньского выпуска наш диск был адаптирован для работы с новой версией Adobe Acrobat.
В то же время для быстрого поиска по конкретным параметрам требуется обеспечение атрибутивного поиска. Для этой цели два раздела диска («Выпуски журнала», «Навигатор программ») имеют архивное представление («Архив статей», «Архив программ») в специальной EXE-оболочке «Новый класс», реализованной компанией «Интерактивная линия». Атрибуты статей и программ хранятся в локальной БД, из которой динамически строится HTML-представление с навигационными возможностями EXE-оболочки. Таким образом, связка HTML+БД+EXE обеспечивает потребности своеобразного «зала каталогов». Архив дополняют PDF-выпуски. В будущем планируется перевести и в архивное представление практически все периодические разделы диска.
Хотелось бы отметить еще три технологические особенности диска. Практически все PDF-файлы имеют мнемонические имена, т. е. по их названию можно однозначно определить год, выпуск, раздел, подраздел и т. п. Подобный подход позволяет читателю легко ориентироваться в результатах полнотекстового поиска, а также прозрачным образом работать с файловой структурой. Еще одна особенность — унификация архивирования программ и документов путем использования формата ZIP. Он был выбран вместо RAR, более распространен (на всех платформах), штатным образом поддерживается в Windows XP и совместим по своим версиям последних лет, в отличие от RAR.
Ключевая особенность: CD-своппинг (подход реализован частично). В отличие от электронных приложений иных компьютерных изданий, каждый выпуск «Мир ПК — диск» не является абсолютно автономным: он интегрируется по модульно-ссылочному принципу с материалами других выпусков. Благодаря использованию мнемонических имен, упреждающих ссылок и PDF-заглушек принцип реализуется максимально прозрачным образом. CD-своппинг (мы назвали его так по аналогии с механизмом выгрузки-своппинга виртуальной памяти) означает, что читатель может собрать на своем жестком диске только нужную конфигурацию информационного пространства выпусков. Для этого надо просто скопировать структуру последнего доступного выпуска, добавив в каталоги разделов необходимые PDF-файлы из ранее вышедших дисков. Полный объем материалов, опубликованных во всех разделах «Мир ПК — диск» за 2003 г. (без дублирования), составил свыше 4,5 Гбайт (табл. 4), что в 6 с лишним раз превышает емкость одного CD-диска.
Вместе с вами
В новом году этап экстенсивного строительства сменится работами по развитию и совершенствованию созданных разделов. За истекший год наибольшей зрелости добились три раздела: «Навигатор программ», «Путеводитель по сайтам» и «Студия программирования». Именно они будут во многом определять лицо «Мир ПК — диск» в 2004 г. Пока не хотелось бы обнародовать конкретные планы, пусть их воплощение станет для наших читателей приятным сюрпризом.
Как говорил пять столетий назад Николо Макиавелли, следует помнить, что нет ничего более трудного в планировании, более сомнительного в успехе и более опасного в управлении, чем создание новой системы. А потому большая надежда на помощь наших читателей. Не забудьте заполнить анкету, размещенную на диске. Ждем и ваших писем с замечаниями, идеями и пожеланиями. Наш адрес: disk@pcworld.ru.
Об авторе:
Руслан Богатырев — научный редактор «Мир ПК», гл. редактор «Мир ПК — диск», адрес: bogatyrev@pcworld.ru.