Эрмитаж, Третьяковка, Пушкинский, Русский... Туристы, приезжающие в Первопрестольную или в Северную столицу, считают своим долгом посетить хотя бы один из этих знаменитых музеев. А мы?.. Хорошо, если в школьные годы вывезут с экскурсией. А так — дела, делишки, проблемы, проблемки... И потом, это ж не Лувр какой, это ж полчаса на метро. Успеется. Но, как правило, не успевается.
Слава богу, еще не перевелись энтузиасты, готовые трудиться на ниве просветительства. В питерской студии «Март», похоже, работают именно такие люди. Выпущенный ими диск «От импрессионистов до Пикассо» рассказывает о более чем 200 работах из коллекции Эрмитажа: Дега, Моне, Матисс, Ван Гог, Гоген... Перечисление всех представленных на диске художников заняло бы слишком много времени.
Собрание картин каждого мастера снабжено биографической справкой о нем. Краткой, но весьма емкой. Столь же лаконичны и полны сведения о самих картинах: когда написана, где, что послужило поводом, и т. д. Пользователям наверняка понравится и раздел «Наедине с шедевром» (в основном меню он обозначен как «Лекции»). По рубрикам этого раздела нетрудно догадаться, что в него включены озвученные рассказы о том или ином произведении: предыстория, замысел, своеобразие воплощения задуманного — композиция, цвет и т. п. Словом, редкий экскурсовод сможет потягаться с кандидатом искусствоведения Н.В.Бродской, автором данного раздела.
Эффект присутствия усиливается и грамотно сделанным видеорядом: заходит ли речь о каком-то фрагменте — он тут же появляется в увеличенном виде, говорится ли о конкретной детали — и вот она на экране... Приятно, что создатели диска не ограничились только картинами и их авторами. Представлены здесь и те, чьими стараниями эти работы попали в Россию, — Щепкины, Морозовы, Рябушинские... (раздел «Коллекционеры»). А в разделе «Направления» сделано все для того, чтобы слова «кубизм», «постимпрессионизм» и т. п. не остались для пользователя пустым звуком.
Даже при поверхностном знакомстве диск представляется настоящим кладезем знаний. Отрадно, что столь богатое содержание получило достойное воплощение. Программа «От импрессионистов до Пикассо» — один из тех редких (к сожалению) продуктов, в которых форма гармонично сочетается с содержанием. Взять, например, интерфейс. Функциональные кнопки приглушены и расположены так, чтобы не бросаться в глаза и не отвлекать от общения с прекрасным. И в то же время все под рукой: отключение музыкального сопровождения, изменение скорости автопросмотра, возможность перенесения изображения понравившейся картины в альбом для сохранения, возможность просмотра альбома... Все настолько просто и «прозрачно», что пункт «Помощь» выглядит скорее данью традиции. Хотя, с другой стороны, это ведь тоже забота о пользователе: мало ли что ему окажется непонятно. А взять уже упомянутый раздел «Наедине с шедевром». Много вы можете вспомнить дисков с корректной «озвучкой», когда сидящий перед микрофоном имеет представление о технике речи, не говоря уж о правильной расстановке ударений?
Кстати, о грамотности. Часто ли вы видели «вычитанные» диски, в которых не то что ошибок, а даже опечаток нет? Для студии «Март» грамотная вычитка, похоже, родовая черта. (Если вы еще не знакомы с продукцией этой студии, обратите внимание на такие диски, как «Еврейский мир в почтовых открытках», «За детство счастливое наше», «Евреи Петербурга. Три века истории».) Мелочи, скажете вы, пустяки. Главное — не «шашечки», а чтобы «ехала». Что ж, каждому свое. Только именно из мелочей и складывается целое. Точнее, цельное. А в конечном счете качественное. И большая удача, что хотя бы один из отечественных производителей помнит об этом. За что питерской студии «Март» преогромнейшее спасибо.
От импрессионистов до Пикассо
Системные требования: Pentium, 32-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х.
Разработка и издание: студия «Март», Государственный Эрмитаж