В этом году «Миру ПК» исполняется 15 лет. Конечно, юбилейный год — особый: это время переосмысления пройденного пути, время формирования новых творческих планов. Вот почему для нас очень важно было «сверить часы», понять, что в публикуемых материалах более всего привлекает читателей, а что, наоборот, несколько разочаровывает. Чтобы получить достаточно информативный срез мнений читательской аудитории, мы впервые в истории журнала прибегли к анкетированию через электронное приложение «Мир ПК — диск».
Столь необычная форма опроса имеет определенные преимущества перед более привычными подходами, такими как опросы специализированных служб и агентств, анкетирование на компьютерных выставках и через Интернет. Поскольку приложение «Мир ПК — диск» выходит ежемесячно, с каждым печатным номером журнала (т. е. доступно любому читателю), заполнение анкеты обусловлено только желанием читателя (не требует его физического присутствия в конкретном месте в конкретное время, как при опросе на выставках) и свободно от трудностей Web-навигации и от участия посторонних людей (как в случае анкетирования через сайт).
Анкета «Наш журнал» была опубликована в двух выпусках «Мир ПК — диск»: мартовском и апрельском. Затем вплоть до июня, т. е. в течение трех месяцев с момента первой публикации, мы собирали заполненные анкеты. Настало время провести их анализ и представить полученные результаты.
Итак, в общей сложности после фильтрации «шума» (множественных анкет от одних и тех же респондентов, дублированных анкет и анкет с заведомыми ошибками) мы получили 335 заполненных анкет. Технологически заполнение было совмещено с отправкой данных на специальный сервер (по HTTP-протоколу, без использования почтовых сервисов) в рамках Интернет-сеанса (другими словами, напоминало заполнение форм на сайте с той лишь разницей, что форма анкеты была приближена к пользователю — перемещена с сайта на компакт-диск).
Сама анкета, состоящая из десяти вопросов, неявно делилась на две части: обобщенное представление читателя о журнале (какие разделы в нем интересны, какие наиболее удачны, насколько нравится оформление, что хотелось бы видеть в CD-приложении) и собственно данные о респонденте (возраст, пол, место жительства, социальный статус, другие читаемые им издания «Открытых систем», длительность знакомства с журналом).
Данные о респондентах давали возможность оценить, насколько представителен был сам опрос (не слишком ли специфической оказалась та активная часть нашей читательской аудитории, которая решилась заполнить и отправить анкеты). Их обязательно нужно учитывать, чтобы критически оценивать степень достоверности собранной информации.
Поэтому анализ полученных результатов мы и начнем именно с портрета респондента. Ключевым оказался вопрос о возрасте (напомню, что он требовал явного ввода значения, а не ограничивался фиксированным диапазоном). Самыми весомыми стали две возрастные категории: до 17 лет (37,91%) и от 18 до 24 лет (29,25%), что дало в общей сложности 67,16%, т. е. чуть более 2/3 от общего числа респондентов. Читателей в старшей возрастной группе (традиционно более консервативной и менее активной) оказалось, как мы и предполагали, заметно меньше (32,84%). Эта группа при анализе анкет была нами разбита на три категории: от 25 до 34 лет (17,01%), от 35 до 44 (11,34%) и свыше 44 лет (4,48%). Другими словами, можно вполне уверенно говорить о том, что журнал читает преимущественно молодежь (школьники и студенты), но, как минимум, треть его аудитории (а в действительности даже больше) — это уже зрелые люди с четко сформировавшимися взглядами и интересами.
Следующим по важности вопросом был пункт в анкете, касающийся места жительства. Больше всего среди респондентов оказалось представителей крупных нестоличных городов (свыше 300 тыс. жителей, за вычетом Москвы и С.-Петербурга). Их доля составила 52,84%. Далее шли жители провинциальных городов (менее 300 тыс. жителей): 27,76%. Удельный вес мегаполисов оказался относительно невысок (9,85% для Москвы и 2,99% для С.-Петербурга). И наконец, доля респондентов, проживающих в сельской местности, составила 6,57%. В данном случае с некоторой осторожностью можно говорить о том, что журнал имеет куда более солидные позиции в регионах, нежели в столичных городах.
При делении по половому признаку в отношении традиционного доминирования мужской части аудитории никаких принципиально новых и обнадеживающих данных опрос не дал: 93,73% мужчин и 6,27% женщин.
Что касается вопроса о социальном статусе, то в нем, как показало анкетирование, недостаточно четко были обозначены непересекающиеся категории, что привело к определенным проблемам самоидентификации респондентов. Тем не менее результаты таковы. Самую большую долю составили учащиеся и студенты — 38,81% (сопоставьте с соответствующей младшей возрастной группой до 24 лет, где оказалось 67,16%). К категории служащих себя причисляют 34,63% респондентов, рабочих — 7,76%, предпринимателей — 3,88%. Доля же респондентов, назвавших свой статус отличным от всех вышеперечисленных, составила около 15%, что говорит о недостаточно корректном определении в вопросе самих категорий.
Нам было интересно узнать мнение читателей о других изданиях нашего издательского дома. Явным фаворитом оказался еженедельник Computerworld — его читают 30,45%, при этом 43,28% респондентов (напомню — читателей «Мира ПК») вообще не читают других изданий «Открытых систем». Довольно часто упоминались в анкетах Publish, Windows & .NET Magazine/RE, «Открытые системы», «Сети», LAN, «Выбор за вами / Автомобили».
Наконец, последним важным штрихом к портрету читательской аудитории стал вопрос о длительности знакомства с журналом. Здесь разбиение на категории оказалось предельно сбалансированным: 25,07% респондентов читают журнал менее одного года; 25,67% — от года до двух; 24,18% — от трех до четырех лет и 25,08% — пять лет и более.
Подводя краткие итоги анализа первой половины вопросов, касающихся данных о самих респондентах, и принимая во внимание сопоставимые масштабы ответивших на вопросы по сравнению с традиционным для «Мира ПК» анкетированием на лучший продукт года (где в течение семи месяцев поступает около тысячи анкет), можно уверенно говорить о вполне представительном срезе читательской аудитории в рамках нынешнего анкетирования.
Теперь о главной части анкеты «Наш журнал» — мнении читательской аудитории. Первые два вопроса («Какие разделы журнала вас интересуют?» и «Материалы из каких разделов вы считаете самыми удачными?») тесно взаимосвязаны (можно было выделять несколько разделов, что, собственно, и происходило). Здесь при ответе возможны следующие ситуации: указывается раздел в обоих вопросах (это идеал, говорящий о «точности попадания» материалов), указывается раздел в первом вопросе и не упоминается во втором (не самая лучшая ситуация, говорящая о несоответствии материалов ожиданию читателя), указывается раздел во втором случае и не указывается в первом (респондент подчеркивает высокое качество второстепенных для него материалов). Наконец, худший случай — раздел не указывается ни в одном пункте (значит, для данного респондента он как бы вообще не существует). В табл. 1 приведено распределение разделов (в процентах от общего числа респондентов) по интересу к нему читателей и качеству опубликованных материалов, а также введен показатель удовлетворенности читательского интереса (процентное соотношение качества и интереса).
В вопросе об оформлении 41,79% респондентов ответили, что оно хорошее, 36,42% считают, что отличное, и 5,97% оценивают оформление как превосходное. В общей сложности это составляет 84,18%, что не может не радовать. Относительно невысоким оказался процент тех, кого качество дизайна вообще не интересует (7,16%). Оформление не нравится 0,9% респондентов. Наконец, 7,76% оценили его как вполне приемлемое.
В рамках анкетирования был задан и вопрос об интересе читателей к новой для «Мира ПК» форме: ежемесячному CD-приложению. Естественно, при ответе читатели отталкивались прежде всего от того, что они привыкли видеть на CD-приложениях других изданий (бесплатные и условно-бесплатные программы, а также вышедшие статьи в электронном виде). Концепция приложения «Мир ПК — диск» существенно отличается от сложившихся стереотипов. Тем интереснее было узнать о потребностях читателей до ее изложения и получения более-менее сбалансированного воплощения идей. Данные приведены в табл. 2.
Если говорить не только о содержании, но и о форме, то принципиальным подходом к материалам на CD является практически полный отказ от привычного формата HTML в пользу активно развиваемого мультимедийного формата Adobe PDF (именно Adobe PDF, а не просто PDF, поскольку значимой является интерпретация PDF-файлов средой Adobe Reader 6.0) с привлечением XML в качестве важного связующего механизма.
К сожалению, в рамках этой статьи нет возможности дать более подробный анализ результатов с точки зрения конкретных категорий респондентов (срезы по отношению к данным о респонденте и его интересам). Ограничимся парой слов о специфике двух возрастных групп: младшей (до 24 лет) и старшей (свыше 25 лет). Очевидными оказались результаты знакомства этих групп с журналом: младшая читает его преимущественно не более двух лет (60,88%), тогда как старшая — дольше трех (69,07%). Распределение по месту жительства и половому признаку расходится крайне незначительно.
А вот интересы и мнения читателей заметно различаются. В пятерке самых востребованных разделов приоритеты таковы. Для младшей группы: «Программное обеспечение» (88,44%), «Мультимедиа» (73,33%), «Аппаратные средства» (72,00%), «Компьютер дома» (69,78%), «Интернет» (50,67%). Для старшей: «Программное обеспечение» (89,09%), «Аппаратные средства» (82,73%), «Компьютер дома» (69,09%), «Мультимедиа» (64,55%), «Интернет» (44,55%). Что касается удовлетворенности интереса, то здесь пятерки выглядят так. Для младшей группы: «Аппаратные средства» (79,01%), «Программное обеспечение» (67,84%), «Интернет» (65,79%), «Компьютер дома» (64,97%), «Студия программирования» (64,29%). А для старшей: «Интернет» (81,63%), «Аппаратные средства» (74,73%), «Программное обеспечение» (67,35%), «Студия программирования» (65,38%) и «Компьютер дома» (61,84%).
Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу принять участие в анкетировании. И в заключение о поощрениях. Участники опроса, выбранные случайным образом с помощью компьютера из общего числа респондентов, как мы и обещали, получат подписку на наш журнал с CD-приложением. Их имена будут опубликованы в одном из следующих номеров журнала.