» открыл свою Виртуальную академию (ВАЭ) — коллекцию динамических курсов, доступных для посетителей Web-сайта www.hermitagemuseum.org. Академия расположена на сайте в разделе «Обучение и образование». В настоящее время на русском и английском языках имеются три учебных Интернет-курса: «Древний Египет», «Времена рыцарей» и «Зимний дворец — резиденция российских императоров». Все они подготовлены искусствоведами Государственного Эрмитажа в сотрудничестве с учебным центром «IBM Восточная Европа/Азия» в Москве. Эти курсы рассчитаны на широкий круг пользователей, включающий детей, родителей, учителей и просто на любознательного посетителя сайта, стремящегося пополнить свой багаж знаний. Разработанные курсы заслуживают особого внимания в связи с тем, что в них использованы уникальные материалы из собрания Государственного Эрмитажа, комментарии к которым носят энциклопедический характер. Интересно, что содержание курсов формировалось с учетом результатов опроса посетителей сайта: в частности, при составлении курса «Времена рыцарей» были использованы мнения 1,3 тыс. детей, обработанные в Учебном центре при музее.
Как рассказали на открытии ВАЭ представители московского учебного центра IBM, данный проект включал создание не только конкретных курсов дистанционного обучения, но и необходимой для этого «фабрики знаний», базирующейся на технологии Knowledge Producer версии 6.0.0, которая поддерживает ролевое выполнение работ, т. е. параллельную подготовку текста, дизайна, иллюстраций и т. д. При этом выделяются следующие этапы разработки курса — создание функциональных шаблонов, дизайна и текстов, которые можно готовить и в редакторе MS Word, а также подбор иллюстраций. Для того чтобы с помощью «фабрики знаний» можно было разрабатывать новые курсы, пришлось обучить технологическим знаниям сотрудников Государственного Эрмитажа.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в это же время провел презентацию проекта развития и реконструкции ГМИИ на период с 2003 по 2012 г., в ходе выполнения которого предполагается наряду с решением проблем по реальному размещению его экспонатов (сейчас в экспозиции представлен лишь 1% имеющихся фондов) улучшить деятельность музея в целом. Прежде всего за счет использования ИТ и современного инженерно-технологического оборудования в работе фондохранилища музея, реставрационных мастерских, библиотеки, а также в обслуживании посетителей на базе создания в 2007—2009 гг. собственного информационного центра.
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева впервые провел Международный фестиваль увлекательной науки (www.museum.ru), участие в котором приняли Институт теоретической и экспериментальной физики РАН, Политехнический музей и известный британский педагог Пол Стефенсон. Задолго до реального посещения фестиваля можно было ознакомиться с его программой и проверить свою готовность к встрече с миром математики, физики, химии и биологии, побывав на сайте музея. Надо сказать, что симбиоз реального и виртуального, положенный в основу фестиваля, сыграл, несомненно, важную роль. Так, благодаря интерактивности посетитель то становился создателем объектов виртуальной реальности, то, используя информационные технологии, генерировал реальные творения вроде собственных мультиков. А выставка Пола Стефенсона «Волшебная математика» продемонстрировала удивительные способы решения разных задач путем интеграции знаний из весьма удаленных областей. Например, можно было проверить остроту тактильной чувствительности с помощью «ящика ощущений» или, используя синтезатор, отыскать общий множитель для произвольных чисел.
Как сообщил сайт www.kiosks.ru, в художественных галереях появились сенсорные киоски, которые используются в столах заказов при покупке произведений искусства. С их помощью покупатель может не только выбрать интересующую его работу по предлагаемому каталогу, но и внимательно рассмотреть ее электронный образ перед тем, как заказать. Кроме того, не возбраняется подобрать раму и даже полюбоваться, как оформленная работа выглядит в интерьере, который любезно «сконструирует» на экране менеджер по продаже. Для этого электронный стол заказов должен быть оборудован доступом с киоска, обладающего 15-дюймовым сенсорным экраном компании Elo Touch Systems. Известно (www.kiosks.ru), что в США сеть подобных киосков используется компанией Home Depot, специализирующейся на поставках предметов домашнего интерьера, а компания Evviva, торгующая дорогостоящими высокохудожественными произведениями искусства, использует подобное решение, чтобы повысить эффективность своего бизнеса.