Одним из столпов мира секвенсеров является Cakewalk Pro Audio. Об использовании этой программы совместно со звуковыми платами Creative Sound Blaster и пойдет речь. Цель предлагаемой статьи — дать в руки пользователю те инструменты управления, о которых он, возможно, даже не догадывается.
Чем же интересен такой «сплав»: любая звуковая плата семейств Sound Blaster AWE (Sound Blaster AWE 32, Sound Blaster AWE 64), Sound Blaster Live! плюс программа Cakewalk Pro Audio?
Для начала — несколько слов о том, почему выбраны именно эти аудиоплаты. Во-первых, они «народные» — при невысокой цене качество последних моделей вполне достойное. Что еще надо «домашним» музыкантам? Да и не только им — в частности, московская группа «Шаги» в своем творчестве применяет плату Sound Blaster Live! Во-вторых, синтез звука посредством плат данных семейств подчиняется общим закономерностям. В-третьих, как показывает опрос, проведенный создателем программы Guitare FX Дмитрием Симаненковым среди посетителей его Web-узла, немалая их доля (40% по состоянию на 3 февраля 2002 г.) использует для своих нужд именно эти платы (в том числе и автор этой статьи, просиживающий вечера за компьютером с Sound Blaster AWE 64 «на борту»).
Итак — к делу. Вероятно, многим знаком эффект «перетекания» звука в различных музыкальных композициях (обычно это делается на синтезаторе), когда он претерпевает изменения тембра от низких частот к высоким и наоборот. Такой эффект очень легко создать, имея в своем арсенале любую из вышеназванных плат и программу Cakewalk Pro Audio (эту возможность поддерживают версии шестая и выше).
В Cakewalk Pro Audio 6.0 необходимо выбрать пункт Layouts из меню View. Откроется окно Global со списком панелей Studioware для работы с различными синтезаторами. Среди них нужно найти AWE и загрузить ее, нажав на кнопку Load или дважды щелкнув левой кнопкой мыши. Панель представлена на рис. 1. Обратите внимание на ползунки поля Filter в левом нижнем углу. С их помощью мы и получим эффект «перетекания».
Рис. 1. Панель Studioware в программе Cakewalk Pro Audio 6.0 |
В правом верхнем углу панели (рядом с кнопкой Reset) регулятором Track выберите дорожку для записи команд синтезатору и канал, для которого они предназначены. MIDI-композицию лучше сначала создать и сохранить, а уже потом производить над ней манипуляции — играть в реальном времени ноты с одновременным использованием панели представляется мне нецелесообразным и неудобным.
Определив дорожку и канал, включите воспроизведение музыки. После этого поставьте ползунок Res, задающий степень резонанса аудиосигнала на частоте среза фильтра, в среднее положение; если эффект не очень заметен, попробуйте крайнее верхнее положение, подбирая лучший вариант на слух. Регулятор Fill Cutoff, устанавливающий частоту среза фильтра, двигайте в реальном времени медленно или быстро (тоже ориентируясь на слух). Вместо регулятора Fill Cutoff или наряду с ним можно использовать и Env1>Filter, находящийся справа от ползунка Res (которым задается степень влияния огибающей* модуляции звука на частоту среза фильтра), — эффект будет примерно тот же. При использовании электрогитары быстрые движения дают эффект типа «вау-вау» (так называемая «квакушка»), а медленные — синтезаторов типа sweep.
Рис. 2. Панель Studioware в программе Cakewalk Pro Audio 9.0 |
В Cakewalk Pro Audio 9.0 также необходимо выбрать команду меню View?Layouts. Если открывшийся список пуст, не спешите огорчаться — попробуйте вызвать панель Studioware из меню File?Open, указав в строке «Тип файлов» Studioware (эта панель обычно хранится в папке Cakewalk Pro Audio в виде файла с расширением .CakewalkStudioware).
Рис. 3. Список событий Event List в программе Cakewalk Pro Audio 9.0 |
Если вы подобрали скорость и частоту движения ползунков, запишите их, нажав красную кнопку на панели управления звуком в левом верхнем углу экрана (рис. 2). Неудачный вариант можно отменить стандартной командой Undo. А что делать, если вы уже сохранили файл, а потом решили, что он не годится? Тогда в Cakewalk Pro Audio 9.0 нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на записанной последовательности нот и выбрать в списке пункт Event List (рис. 3) или Piano Roll (рис. 4). В списке событий Event List найдите события Filter Q («Величина резонанса») и Filter Cutoff («Частота среза фильтра») и удалите их, щелкнув левой кнопкой мыши на соответствующей строке столбца Trk и нажав клавишу
Рис. 4. Окно Piano Roll в программе Cakewalk Pro Audio 9.0 |
Удалить нежелательные события можно также, если проделать аналогичные действия, но вместо пункта Event List выбрать Piano Roll («Клавишный редактор»). И работать в этом окне, на мой взгляд, быстрее и проще. События Filter Q и Filter Cutoff представляют собой так называемые NRPN (Non Registered Parameter Numbers). На рис. 4 видно, что выбрать их можно в полях, расположенных в верхней части окна Piano Roll, а удалить — щелкнув на инструменте Erase («Удалить») левой кнопкой мыши и проведя курсором по записанным событиям (последние обозначаются красными вертикальными палочками в нижней части окна, а сами ноты — красными горизонтальными прямоугольниками).
Рис 5. Список событий Event List в программе Cakewalk Pro Audio 6.0 |
В Cakewalk Pro Audio 6.0 в Event List события Filter Q и Filter Cutoff называются 16278 и 16277 соответственно (рис. 5), что, впрочем, не помешает отредактировать их в окне Piano Roll (рис. 6).
Рис. 6. Окно Piano Roll в программе Cakewalk Pro Audio 6.0 |
Прежде всего в нижнем правом углу окна выберите пункт NRPN, в открывшемся поле наберите 16278 или 16277 и нажмите клавишу
Рис. 7. Инструмент Erase в окне Piano Roll программы Cakewalk Pro Audio 6.0 |
Что-либо изменять напрямую, не используя панель Studioware, а вводя события в Event List или окно Piano Roll, мне представляется неудобным, а вы можете действовать, как сочтете нужным.
Рис. 8. Альтернативная панель Studioware — DJ Sekrett Mixer |
Помимо «стандартных» панелей Studioware, разработанных самой Cakewalk, существуют и альтернативные их варианты. Один из них представлен на рис. 8.
Вы можете загрузить эту панель с сайта http://sblive-effect.chat.ru. Помимо другого дизайна, она интересна еще и тем, что при воспроизведении MIDI-композиции с записанными событиями NRPN соответствующие движки будут перемещаться в реальном времени, «откликаясь» на эти события, как на настоящем микшерском пульте. В принципе это должно происходить и на панелях от Cakewalk, но, к сожалению, не происходит (данная возможность появится, только если нажать на панели кнопку Update («Обновление»), изображенную на рис. 9.
Рис. 9. Кнопка Update («обновление») на панели Studioware |
Эта панель, например, позволяет выяснить, как создавались резонанс-эффекты. То есть она представляет собой не только инструмент для работы, но и наглядное пособие для начинающих. Кроме того, на этом сайте найдется масса интересного материала по методам работы со звуковыми платами, упомянутыми в данной статье.
Рис. 10. Поле Envelope 2 панели Studioware. Ползунки Attack, Hold, Sustain и Release управляют параметрами огибающей амплитуды |
Еще одно, не совсем стандартное, применение панели Studioware — «превращение» партии, сыгранной на каком-либо инструменте, например на электрогитаре, в нечто совсем другое путем изменения параметров огибающей амплитуды (Envelope 2)**. Запустите воспроизведение партии электрогитары и ползунками огибающей амплитуды в поле Envelope 2 панели Studioware (рис. 10) увеличьте время атаки (Attack) звука, его удержания (Hold), спада (Decay) и освобождения (Release), не тронув поддержки (Sustain).
Запишите результат. Электрогитара зазвучит как весьма интересный синтезатор. А если еще обработать дорожку с помощью поля Filter («Фильтр»), эффект получится впечатляющим.
Познакомиться с вышеперечисленными эффектами воочию, вернее, «воушию» можно, загрузив композицию «Быть» с сайта Максима Мошкова (www.music.lib.ru). Автор статьи применил их на своем аудиоматериале как в MIDI-, так и в MP3-версии (точнее, MP3-файл создавался на основе MIDI-последовательности). В начале и в конце песни фильтр применен к электрогитаре. Правда, в последнем случае добавлена двойная дорожка той же партии электрогитары, обработанная аналогичным образом, но с другими значениями среза фильтра и резонанса, а также изменены параметры огибающей амплитуды (Envelope 2). В середине партии эффекты применены к инструменту Bag pipe.
К сожалению, музыканты используют эти приемы в своих MIDI-композициях весьма редко. Причин тому, на мой взгляд, несколько: начинающим трудно вникнуть во все тонкости работы с Cakewalk Pro Audio, а профессионалы применяют дорогие внешние синтезаторы, такие как Korg, Yamaha и т. д. Между тем вышеописанные эффекты представляют собой интуитивно понятный и довольно простой способ украшения композиций, позволяющий непрофессионалам использовать возможности своего относительно недорогого музыкального оборудования как можно полнее. Впрочем, совместно с Cakewalk Pro Audio предусмотрено использование панелей Studioware и для профессиональных устройств, которые можно либо приобрести в комплекте с программой, либо загрузить с сайта www.cakewalk.com.
ОБ АВТОРЕ
Ю. Ю. Фисенко — e-mail: scorpiondark@euro.ru.
* Огибающая — это совокупность фаз, из которых состоит звук.
** Не совсем стандартное, потому что то же самое можно сделать и в редакторе для вышеуказанных звуковых плат Vienna, но на панели Studioware это удобнее, так как она позволяет в реальном времени подобрать параметры с учетом требований композиции.