Вряд ли нынешние гимназисты-лицеисты и прочие школяры дадут положительный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Да и многие из тех, у кого десятилетка осталась позади, оценивая свои школьные впечатления, не согласятся с этой сентенцией из классики. Слишком часто нам на школьных уроках бывало скучно и неинтересно даже тогда, когда речь шла о предметах самых что ни на есть занимательных, например об основах естествознания.
Почему на небе появляется радуга? Почему вода в кастрюле на плите кипела, кипела, а потом вдруг куда-то исчезла? Что за чудо происходит зимой с дачным прудом: сверху вода замерзает, а снизу — нет? Почему продолжают двигаться вперед пассажиры в троллейбусе, когда тот резко тормозит? Каким образом рабочему-строителю удается в одиночку поднимать на верхние этажи дома по полтонны кирпичей?
Подобные «почему» возникают у пяти-шестилетних детей постоянно, но вот ответы на них чаще всего откладываются до школы. И лишь там зачастую предпринимается попытка «разоблачения» необычайных и чудесных вещей, вызвавших такую лавину вопросов. Однако ребенку все же лучше сохранить умение подмечать невероятные явления и удивляться им, и в этом поможет игра.
Она предоставляет человеку редкую возможность совершать необычные и порой нетипичные для него поступки, в том числе и на пути познания. Введение в процессе обучения элементов игры, чтобы сделать его привлекательнее, — не новость. И теперь перед нами еще одна попытка материализации этой идеи -- компьютерная обучающая игра (или компьютерный игровой учебник) «Физикус».
Данный продукт состоит из двух самостоятельных, но тесно связанных компонентов -- учебника-справочника и самой игры. Можно насладиться квестом, даже не заглянув в учебник, а можно, наоборот, «полистать» пособие, не притронувшись к игре. Последняя ставит две основные задачи: проверить знания обучаемого по основам физики за 5—6 классы средней школы и устранить пробелы, если по ходу игры таковые обнаружатся. Учебник (правильнее — справочник) поможет, не отвлекаясь от игрового настроя, оперативно восполнить недостающие знания по механике, акустике, оптике, термодинамике и электричеству — 50 интерактивных анимированных трехмерных примеров и опытов, комментируемых диктором, и 300 текстовых справок доходчиво разъясняют базовые физические понятия. Учебник аналогичен современному карманному компьютеру PalmPilot, который «всегда в ладони» у пользователя (действие ведется от первого лица). К сожалению, в «начинку» компьютерного наставника проникли отдельные нелепицы (видимо, они появились после перевода, ведь оригинал программы разработан в Германии). Например, диктор сообщает, что величина силы в законе Архимеда зависит не только от объема, но и от плотности тела; что сила трения не зависит от силы гравитации, а лишь от массы тела, и т. д., что, естественно, совсем не так. Помните, что в точных науках мелочей не бывает.
Игровая часть программы увлекательна и красочна. Подражание знаменитому 3D-квесту Myst здесь уместно и оправданно: именно такая атмосфера одиночества и загадочности создает нужный исследовательский настрой. Чтобы спасти маленькую планету, превратившуюся после глобальной катастрофы в космический «Летучий голландец», потребуются и сообразительность, и знание физики. К сожалению, эта часть продукта также вызвала критические замечания. Так, переход от одной игровой сцены к другой реализован по технологии, доставляющей некоторое неудобство пользователю, избалованному современными игровыми «движками», — при указанных системных требованиях все действия происходят слишком медленно. Кроме того, кажутся излишне навязчивыми ограничения на перемещения в трехмерном мире «Физикуса».
Подводя итог обсуждению этой в целом неплохой программы, хочется поблагодарить авторов за разработку занимательного процесса обучения, а мы в свою очередь будем ждать обещанного (с улучшениями) продолжения.
Физикус
Системные требования: Pentium-133, 32-Mбайт ОЗУ, 8Х-дисковод CD-ROM, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х/Me/NT.
Разработчик: HEUREKA-Klett Softwareverlag GmbH,
Издатель: «МедиаХауз»